Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка. В настоящее время появилась возможность объективной оценки сенсорных нарушений с помощью специально разработанных опросников. Настоящее исследование посвящено выявлению связи дезадаптивного поведения с особенностями сенсорного профиля детей. С этой целью с помощью общепризнанных психологических методов (тест Вайнленда, опросник сенсорного профиля SEC 3.0, социально-коммуникативный опросник -SCQ) были обследованы 20 дошкольников с РАС в возрасте от 6 до 7,5 лет.
У 85 % детей балл по опроснику SCQ превышал 15, что говорит о принадлежности испытуемых к категории РАС. Отмечена умеренная степень выраженности сенсорных нарушений с преобладанием «сенсорного поиска», «гиперчувствительности», а также «сверхчувствительности». Выявлен низкий уровень адаптации по Шкале адаптивного поведения Вайнленд с мягким и умеренным дефицитом. Уровень дезадаптации соответствовал «среднему» и «значительному» уровням. С помощью корреляционного анализа была продемонстрирована достоверная положительная связь между дезадаптивным поведением и нарушениями сенсорного профиля. В группе испытуемых с более значительными проявлениями дезадаптивного поведения на протяжении 3,5 месяцев велись коррекционные занятия с использованием комплекса сенсорных игр, разработанных автором. В среднем дошкольники получали по 5 часов в неделю, каждый ребёнок за этот период получил не менее 80 занятий. В результате коррекционных занятий отмечалось снижение проявлений нежелательного поведения детей, появилась тенденция к снижению «гиперчувствительности» и «поиска сенсорных ощущений».
Т.о. у детей дошкольного возраста с РАС с низким уровнем адаптивных навыков и средним уровнем дезадаптации удалось показать связь дезадаптивного поведения с отдельными параметрами сенсорных нарушений. Коррекционная работа, направленная на смягчение сенсорных нарушений, позволила улучшить поведение дошкольников с РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, сенсорный профиль, дезадаптивное поведение, коррекционные занятия.
Введение.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой широкий круг расстройств, сопряжённых с дезадаптивным поведением, характеризующихся качественными аномалиями социального взаимодействия, нарушениями вербальной и невербальной коммуникации, стереотипными паттернами поведения, активности и интересов. Проблеме нарушений сенсорной обработки и восприятия уделяли внимание отечественные и зарубежные исследователи, такие как Kanner L. [8], Escalona S. K. [4],Wing L [11], Leekam [8], Богдашина [1] и другие. Сенсорные нарушения в настоящее время признаются диагностическими критериями при расстройствах аутистического спектра (РАС), о чём сообщалось в последнем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V) [7]. Около 80 % людей с РАС имеют особые сенсорные переживания, описанные как гипер- и гипореактивность с очень частыми аномальными реакциями на тактильную стимуляцию [6]. В набор диагностических критериев РАС также включены стереотипные повторяющие формы поведения. К этой категории критериев диагностики РАС относятся: повторяющиеся движения, ритуалы поведения, необычные и ограниченные интересы и увлечения. Предположительной причиной дезадаптивного поведения нарушение обработки сенсорной информации, что приводит к трудностям адаптации ребёнка в группе и неэффективному образовательно-воспитательному процессу. Дезадаптивное поведение проявляется в социально неприемлемых формах поведения, таких как агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, вспышки гнева, импульсивное поведение. [6] Коррекция такого поведения становится приоритетной задачей педагогов, сопровождающих ребёнка в образовательном процессе и должна опираться на понимание причин, его вызывающих [3].
Испытуемые ибаза исследования. В настоящей работе представлены материалы проведённого исследования, в котором приняли участие 20 дошкольников с РАС в возрасте от 6 до 7,5 лет. Исследование проводилось на базе двух учреждений г. Москвы: Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС и «Школы «Покровский квартал».
Методы психологического исследования:
1) Социально-коммуникативный скрининговый опросник SCQ [2]. Выявляет принадлежность детей к категории РАС и выраженность аутистических проявлений. Опросник заполняли родители дошкольников;
2) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная Е. А. Стребелевой [4] использовалась для выявления уровня познавательного развития детей,
3) Шкалы адаптивного поведения Вайнленд (VABS) позволили оценить адаптивные навыки и уровень дезадаптации детей.
4) Sensory Experience Questionnaire (SEQ 3.0), или опросник по сенсорному опыту — позволил оценить особенности сенсорного профиля детей.
5) Результаты обрабатывались при помощи методов статистики — критерия Манна-Уитни и корреляции Спирмена.
Результаты исследования.
1) Исследование спомощью социально-коммуникативного опросника SCQ показало, что у 85 % детей значения суммарного балла превышали пороговое значение (от 15 баллов и выше), что подтверждает у них наличие РАС. Средний балл выраженности аутистических проявлений по группе составил 21, 9 балла.
2) Психолого–педагогическое обследование по методике Е. А. Стребелевой показало, что 50 % детей имеют лёгкое недоразвитие, а остальные 50 % достаточное развитие познавательной сферы. Средний балл по группе составил 29,4 балла, что соответствует лёгкому недоразвитию познавательной сферы. При выполнении познавательных задач дети в основном применяют практическую ориентировку, у этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, некоторые задания они выполняют только после диагностического обучения, принимают помощь. В отличие от этих детей, у детей с достаточным уровнем познавательного развития отмечается практический интерес к выполнению заданий, они в основном используют зрительную ориентировку, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности.
3) Исследования особенностей сенсорного профиля детей, при помощи опросника SEQ выявили преобладание у детей «сенсорного поиска» и «гиперчувствительности» в модальностях двигательной активности, тактильной и синтезе сенсорных ощущений. Общий балл по группе составил 206, 9 балла, что соответствует умеренной степени выраженности сенсорных нарушений. А выраженность паттернов реагирования варьировалась в пределах средней и значительной степени. Степень сенсорных нарушений у детей в 60 % относилась к «умеренной», а у 40 % детей отмечалась «мягкая» и «выраженная» степени. Результаты по паттернам реагирования по всем испытуемым представлены в таблице 1. Гиперчувствительность и гипочувствительность соответствуют низкому уровню, а поиск ощущений и сверхчувствительность среднему.
Таблица 1
Результаты впаттернах реагирования по группе
Паттерны реагирования иобщий балл |
Средний балл |
Стандартное отклонение |
Гиперчувствительность |
72,3 |
13, 6 |
Гипочувствительность |
30,4 |
7, 93 |
Поиск сенсорных ощущений |
74,95 |
17, 44 |
Сверхчувствительность |
28,9 |
7, 31 |
Общий балл |
206,65 |
32,12 |
4) Оценка адаптивных навыков Шкала адаптивного поведения Вайнленд. позволила оценить адаптивные навыки в сфере коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации и моторных навыков, а также оценить уровень дезадаптивного поведения. Общий уровень адаптивного поведения по всем субшкалам оценивается в баллах и, в зависимости от набранных баллов, характеризуется как: высокий от 131 до 160 балла; умеренно высокий — от 116 до 130 балла; нормативный (адекватный) — от 85 до 115 балла; умеренно низкий — от 70 до 84 балла; низкий — от 20 до 69 балла. У 90 % выявлена «низкая» степень адаптации детей, относящаяся к мягкому и умеренному дефициту. А уровень проявлений дезадаптивного поведения варьировался от «незначительного» (от 0 до 12 баллов), до «значительного» (от 26 до 72 баллов). 55 % детей относились к «среднему» (от 13 до 25 баллов) уровню. У таких детей дезадаптивное поведение проявляется время от времени, и его проявления не так интенсивны, как при значительном уровне. В таблице 2 представлены суммарные результаты всех детей.
Таблица 2.
Результаты Шкалы адаптивного поведения Вайнленд всех участников исследования
Шкалы исубшкалы |
Средний балл |
Стандартное отклонение |
Коммуникация |
63 |
16,84 |
Повседневные житейские навыки |
57,5 |
12,36 |
Социализация |
59,5 |
10,6 |
Адаптация |
55,6 |
10,15 |
Дезадаптивное поведение |
20,1 |
9, 23 |
Общий балл |
185,9 |
38,8 |
5) Результаты корреляционного анализа
Был проведён анализ корреляционных связей между шкалами теста адаптивного поведения Вайнленд и теста SEQ. Для анализа данных был использован критерий корреляции Спирмена. Была найдена достоверная положительная связь между дезадаптивным поведением и нарушениями сенсорного профиля. Так, достоверная (Значение корреляции 0.048 при уровне значимости p ≤ 0,05) прямая связь наблюдалась между гиперчувствительностью и уровнем дезадаптации. Т.о. полученные результаты подтвердили наше предположение о том, причиной дезадаптивного поведения у детей с РАС могут быть сенсорные нарушения. Это стало отправной точкой для разработки нашей программы коррекции нарушений сенсорного профиля и дезадаптивного поведения
Коррекционная программа. Автором была разработана программа коррекционной работы, включающая сенсорные игры, которые проводились как индивидуально, так и с подгруппой детей. Игры для подгруппы детей отбирались с условием схожести нарушений у детей, так, например у одной группы детей наблюдалась зрительная и осязательная гипочувствительность, у других детей гиперчувствительность и поиск ощущений по всем модальностям. Коррекционная работа длилась на протяжении 3,5 месяцев, в среднем каждый ребёнок получил не менее 80 коррекционных занятий, по 5 часов в неделю. После коррекционных мероприятий повторное обследование сенсорного профиля (SEQ) и дезадаптивного поведения (Шкала адаптивного поведения Вайнленд) детей, выявило тенденцию к снижению частоты и интенсивности нежелательного поведения. Дети научились выражать свои желания получения сенсорных ощущений, и при потребности этих ощущений просили поиграть с ними в игру. На занятиях заметно снизилась тревожность детей, улучшились навыки взаимодействия между детьми, и при взаимодействии со специалистами.
Заключение. У детей с РАС с низким уровнем адаптивных навыков выявлены специфические нарушения сенсорного восприятия и переработки сенсорной информации, которые наблюдались во всех сенсорных модальностях. Корреляционный анализ позволил нам сделать заключение о связи сенсорных нарушений с дезадаптивным поведением у дошкольников. Интенсивная и длительная коррекционная работа с использование сенсорных игр снизила частоту и интенсивность нежелательного поведения.
Литература:
- Богдашина О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему//Сибирский вестник специального образования. 2012.№ 2.
- Опросник сенсорного восприятия версия 3.0. Sensory / Experiencies Questionnaire 3.0 Перевод на русский язык, предварительная версия. Варламов А. А. 2019.
- Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (рас) различной этиологии У. А., Тюшкевич С. А., Данилина К. К., Давыдова Е. Ю., Горбачевская Н. Л. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С. 222.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
- Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии / Пер. с англ. — М.: Издательский дом БИНОМ, 2017. — 424с.
- Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 355 с.
- Darrel A. Regier, William E. Narrow, Emily A. Kuhl and David J. Kupfer (eds): The Conceptual Evolution of DSM-5 American Psychiatric Publishing, Inc, Arlington, VA, 2010, 359 p.
- Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child, 1943, 2, 217–250.
- Leekam SR, Nieto C, Libby SJ et al. Describing the sensory abnormalities of children and adults with autism // J Autism Dev Disord. 2007. № 37 (5). P. 894–910.
- Rutter et el.SCQ. Социально-коммуникативный опросник [Текст]: руководство / Майкл Раттер, Энтони Бэйли, Кэтрин Лорд; [русское изд. подгот.: А. Моховиков и др.]. — [Б. м.]: Organizzazioni Speciali: Giunti O. S., 2013. — 40 с.: табл.; 29 см.; ISBN 978–5–89357–320–6.
- Wing L, Leekam L, Libby S et al. The diagnostic interview for social and communication disorders: background, inter-rater reliability and clinical use // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2002. Vol. 43(3). P. 307–325.