Обязанности являются одним из базовых элементов системы общественного-правового регулирования. Без этого элемента невозможно представить функционирование государственных и общественных институтов. Государство в роли работодателя нанимает граждан на службу с целью возложения на них соответствующих должностных обязанностей, исполнение которых необходимо для решения поставленных перед ним задач, и наделяет правами в той мере, в какой необходимо для надлежащего выполнения обязанностей [2].
Надлежащее выполнение обязанностей — является наиболее важным показателем в деятельности государственных служащих. От добросовестного исполнения обязанностей зависит работа не только отдельного государственного служащего, но и работа аппарата государственной службы в целом.
Служебные обязанности бывают нескольких видов и различаются по степени ограничений прав служащего. Существуют квалификационные, субординационные обязанности.
Основное отличие квалификационных обязанностей заключается в необходимости постоянно поддерживать должный уровень квалификации для исполнения должностных полномочий.
Субординационные обязанности подразумевают взаимоотношение гражданского служащего на службе с другими гражданскими служащими.
В статье 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен перечень основных, общих для всех государственных гражданских служащих обязанностей.
Государственный гражданский служащий независимо от замещаемой должности государственной гражданской службы обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные нормативные акты федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации [1].
Однако государственный гражданский служащий не обязан исполнять все без исключения поручения руководителей. В случае неправомерности полученного от руководства поручения государственный гражданский служащий не должен его исполнять.
В части 2 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена следующая последовательность действий при получении такого поручения: гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения [1].
Частью 3 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена и ответственность вплоть до уголовной в случаи исполнения неправомерного поручения руководителя.
Тем не менее законодательством четко не закреплен механизм действий государственного гражданского служащего в подобной ситуации: не определено должностное лицо, которому подается обоснование неправомерности поручения, сроки подачи и рассмотрения данного обращения, а также результат его рассмотрения.
Кроме общих для всех государственных гражданских служащих обязанностей устанавливаются и конкретные профессиональные обязанности применительно к определенной занимаемой должности. Такие профессиональные обязанности согласно пункту 2 части 2 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляются в должностных регламентах и наиболее полно отражают задачи, по которым государственный гражданский служащий самостоятельно принимает решения.
Профессиональные обязанности по замещению должности государственной гражданской службы разрабатываются согласно методическим инструкциям, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что обязанности государственных гражданских служащих законодательством РФ определены недостаточным образом, а именно, частью 2 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена лишь последовательность действий в случае возникновения неправомерного поручения, конкретный же механизм действий в подобной ситуации не сформирован.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004. № 79 — ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации. [Консультант Плюс]
- Коршунова И. В. Обязанность как правовая категория [Текст]/И. В. Коршунов // Дис. канд. юрид. наук. Абакан, 2004.
- Воробьев Н. И., Галкин В. А., Мокеев М. М., Осипова И. Н., Юдина А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
- Нечаева Т. В., Кирилин А. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2013. 368 с.
- Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / А. Н. Васина, Е. А. Дмитрикова, Э. В. Дригола и др.; под общ. ред. А. В. Зубача. М.: Деловой двор, 2014. 528 с.
- Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А. Ф. Ноздрачева // СПС КонсультантПлюс. 2005.