Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Демченко, А. С. Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации / А. С. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 595-598. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71419/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, проведенного среди учащихся 8 класса.

Ключевые слова:инклюзивное образование, творчество, техническое творчество, дети с ОВЗ, общеобразовательная организация.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.

Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие.

Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе — создать благоприятную атмосферу для развития детей-инвалидов, основанную на толерантности и ответственности.

Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды школьной деятельности, с учетом их возможностей и поддержкой одноклассников и педагогического коллектива.

Несмотря на флагманский характер инклюзивного образования, существует ряд трудностей в осуществлении на практике данного направления в образовании. Речь идет о квалификации педагогических кадров, условий для доступа в большинстве общеобразовательных учреждениях, специфика методик, обеспечение оборудованием, мониторинге численности детей, нуждающихся в обучении.

Решение этих проблем является приоритетным видом деятельности государства.

Инклюзивное образование — это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей.

Во все времена в обучении и воспитании подрастающего поколения важное место занимало техническое творчество. Каждый ребенок проявлял интерес к созданию чего-то нового своими руками. В советское время каждый школьник мнил себя изобретателем или исследователем. Наиболее ярко этот вид деятельности показан в фильме Вячеслава Никифорова «Тихие троечники» 1980 года. В то время особое уважение в обществе имели инженеры, изобретатели, строители, ученые, исследовавшие подземные реки, глубины океана и просторы вселенной. И все советские школьники стремились им подражать. Порой, у обучающихся на основе таких увлечений возникала профессионально ориентированная установка на выбор будущей профессии.

Творчество в общем смысле определяется как деятельность, в которой человек выражает свое личностное видение мира, и, результатом которой становится создание новых материальных и духовных ценностей [3].

Техническое творчество в свою очередь является видом деятельности, результаты которой обладают признаками полезности и субъективной новизны. Данная деятельность направлена на исследование некой проблемы, постановки задачи и самостоятельного поиска ее решения учащимися. В некоторых случаях учащийся находит принципиально новые способы решения поставленных задач. И в этом случае, ребенка не ограничивают предписанными программой способами решения, ему дают волю самовыражения.

Техническое творчество способствует развитию логического и технического мышления, развивает коммуникативные навыки ребенка в процессе работы в команде, формирует умения изложения собственных мыслей в логически правильной последовательности, развивает любознательность и интерес к черчению, проектированию, изготовлению электронных или механических изделий.

Практически каждая программа технического творчества составлена по принципу «от простого к сложному». Этот принцип входит в основу любого личностного развития. В процессе решения трудных, но посильных задач, ребенок убеждается в том, что он способен решить поставленную задачу, приложив определенные усилия. Затем, с каждым следующим разом, задачи будут немного усложняться. Это позволит развить у ребенка желание подниматься все выше и выше и решать все более сложные задачи, познавая границы своего ближайшего развития и преодолевая их.

Выполняя работу в кружке технического творчества, учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с различного рода инструментами, знания о грамотной обработке дерева, металлов, резины, приобретают умения чтения чертежей, выведения основных формул для расчета, обучаются моделированию, черчению и воспроизведению по схеме конструкций и многое другое [2].

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.

Инклюзивное образование понимается как создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников [1].

Для детей с ОВЗ развитие технического творчества, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.

В данной статье хотелось бы представить данные по результатам индивидуально-группового обследования особенностей психического развития учащихся, имеющих рекомендации обучаться по адаптированной образовательной программе.

В сентябре 2019 года было проведено психологическое обследование учащихся 8 класса по следующим методикам:

  1. Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной) [4].
  2. Диагностика определения интенсивности познавательной потребности (по В. С. Юркевич)
  3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Лускановой Н. Г.)
  4. Методика «Выделение существенных признаков»
  5. Графический диктант (уровень организации в пространстве)
  6. Корректурная проба (определение уровня внимания)

В обследовании приняло участие 10 учащихся.

По полученным результатам:

Таблица 1

Уровень мышления

(синтез)

Высокий уровень

0% (0 человек)

Средний уровень

80% (8 человек)

Низкий уровень

20% (2 человека)

Интенсивность познавательной потребность

Сильно выражен 40 %

(4 человека)

Умеренно выражена

60 % (6 человек)

Слабо выражена

0 % (0 человек)

Уровень школьной мотивации

Высокий уровень

50 % (5 человек)

Средний уровень

20 % (2 человек)

Низкий уровень

30 % (3 человек)

Уровень мышления

(анализ)

Высокий уровень

30 % (3 человек)

Средний уровень

40 % (4 человек)

Низкий уровень

30 % (3 человек)

Ориентация в пространстве

(гр.диктант)

Высокий уровень

30 % (3 человек)

Средний уровень

30 % (3 человек)

Низкий уровень

40 % (4 человек)

Уровень внимания

Высокий уровень

0 % (0 человек)

Средний уровень

40 % (4 человек)

Низкий уровень

60 % (6 человек)

Исходя из полученных результатов мы пришли к выводу, что для развития практического интеллекта нам необходимо разработать элективный курс по робототехнике для детей с ОВЗ который позволит развить уровень научно-технического творчества и в дальнейшем будет способствовать достижению успехов в обучении.

Литература:

  1. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова — Психологическая наука и образование № 1
  2. Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2 — С. 14–16.]
  3. Завьялов А. В., Вазгустов К. Н. Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7–8 классов // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2. — С. 50–53.
  4. Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности \ Л. Ю. Субботина. — Ярославль, 2013. — 164 с.
  5. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность \ В. С. Юркевич. — Москва, 1996. — 81 с.
  6. https://sibac.info/journal/student/83/160863
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, техническое творчество, высокий уровень, ребенок, уровень, вид деятельности, общеобразовательная школа, уровень внимания, уровень мышления, школьная мотивация.


Похожие статьи

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Похожие статьи

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Задать вопрос