Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 1641 раз

Библиографическое описание:

Кемелжанова, Г. К. Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане / Г. К. Кемелжанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 616-620. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71445/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию.Вработерассмотрена одна из главных задач, стоящих перед государством в отношении детей-сирот – обеспечение их социальной защищенности как результата реализации социальной защиты, возможности полноценной жизни. В статье представлены анализ повседневной жизни детей военного и послевоенного времени на основе большого количества материалов.

Ключевые слова: детский дом, беспризорность, безнадзорность, трудовые коммуны, условия трудового воспитания.

Объектом в данной работе является социальная политика в отношении проблем сиротства и детской беспризорности в 1920–1940-е гг. Целью настоящей работы стало исследование системы детских домов в 1920-40-е гг. на территории Казахстана.

В 1920-1940-е годы под определением «беспризорность» – понималось отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения. Беспризорные-бездомные и беспризорные-заброшенные признавались наиболее нуждающимися в полном обеспечении и воспитании, а беспризорные-безнадзорные считались нуждающимися только в охране и в мерах временной или частичной помощи. В нормативно-правовых документах до 1930 года юридического определения терминов «беспризорность», «безнадзорность» не было, а это затрудняло установление границ государственного вмешательства в сферу воспитания детей. Отмечая многогранность понятия «детская беспризорность» и невозможность придать ему строго определенную форму, власти ограничились введением признаков, характерных для детской беспризорности: 1. Под эту категорию подпадали дети, не имеющие родителей и не находящиеся на попечений учреждений или отдельных лиц и, следовательно, не имеющие присмотра. 2. Дети, хотя и имевшие родителей или попечение отдельных лиц и учреждений, но«присмотр и окружающая среда их таковы, что не могут в правильном усвоении ими принципов морали и воспитания».

Только в 1930 г. в Большой Совесткой Энциклопедии (БСЭ) беспризорные стали определяться «как несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье».

Впервые правовой термин «безнадзорность» в законодательной практике был применен в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности [1].Безнадзорным считался несовершеннолетний, не обеспеченный надлежащим надзором за своим поведением и образом жизни со стороны родителей или лиц, их заменяющих, а такхе учреждений, на воспитании и содержании которых он находится. Некоторое время в официальных дискурсах нормативных актов, профессиональных педагогических журналах категории «беспризорность» и «безнадзорность» использовались одновременно. Каковы же были причины детской беспризорности в 1920— 1940-е годы? Изучение источников выявило четыре блока причин беспризорности: причины политического, социально-экономического, морально-идеологического и психолого-педагогического характера.

Первую «волну» беспризорности принято отсчитывать от 1920-х годов, прокатившейся по Советской России, а также по Казахстану. Появление беспризорности в этот период была связана с большими потрясениями, появлением нового государства, беспрерывными войнами как с внешним, так и с «внутренним» врагом, голодом, разрухой, социальным положением, экономическим кризисом, ослаблением моральной позиции, сменой идеологии. Каждое из выше указанных ситуации порождало новое увеличение числа беспризорников.

Из-за усиления колонизации казахских степей Российской империей в конце XIX и в начале XX века, это событие стало для казахского общества началом перехода от традиционного в патриархальный образ жизни.В казахском социуме разрушена устоявшаяся система социальной защиты сирот обусловлена комплексом условий и процессом в обществе, связанных с революцией 1917 г., двумя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская), террором, голодом 20-30-х годов. Политические и социальные потрясения оказали огромное влияние в эти годы процессу разорения и обнищания. Политика «Малого Октября», к падению животноводства, снижению жизненного уровня крестьян, нарастающий голод оказал влияние на отток населения из аулов и сёл в районы промышленных строек, и пополнил ряды пауперов и малооплачиваемых рабочих. Вследствие чего многие дети просто погибли или остались на улице. Как раньше родственники уже не могли оказать им существенной помощи, родственные узы беспощадно истреблялись в горниле классовой борьбы.

В 20-е годы самым актуальным была не разруха и Новая Экономическая политика (НЭП), а беспризорщина. Вследствие гражданской войны, революции и перехода от одного строя к другому, в Казахстане от традиционного к индустриальному, на улице резко увеличилось количество осиротевших и беспризорных детей. Во время войны голодные, осиротевшие дети стали главными жителями улиц и подвалов. Создавались особые комсомольские отряды, которые помогали Всесоюзной Чрезвычайной комиссии (ВЧК) в поисках и задержании беспризорников, комсомольцы участвовали в облавах, вытаскивая беспризорных детей из трущеб, снимая с поездов, устраивая буквально засады на рынках, на улицах, в подвалах, громя вместе с чекистами преступные банды, накрывая их «малины», спасая и изолируя от них детей. Потому что бандиты тоже боролись забеспризорников, как за своих помощников, за свою смену.

Плохие условия жизни в детских домах и иных учреждениях по содержанию детей усугубляли ситуацию и приводили к массовым побегам из-за таких условий, дети снова оказывались на улице.

В 1921-33-х годах, когда страну охватил новый невиданный голод во многих городах Казахстана были организованы детские приемники. Сюда принимали ослабленных и больных детей. Почти всегда на последней стадии дистрофии.

В те годы повсеместно проводились добровольные пожертвования в пользу детей. Детским учреждениям были переданы загородные дачи и лучшие здания. Внедрено распоряжение, чтобы поезда с продуктами питания для детей отправлялись без всякой задержки, наравне с воинскими эшелонами.

Беспризорность 1930-х годов — это порождение нового строя, результат социально-экономических и политических преобразований конца 1920-х — 1930-х годов.

На основе архивных документов можно выполнить анализ который позволит выделить главные причины этого социального явления. Во-первых, это процессы индустриализации и коллективизации, сопровождавшиеся раскулачиванием крестьянства, насильственными переселениями, гибелью населения; во-вторых, это голод 1932–1933 годов, охватившие сельские территории; в-третьих, это массовые политические репрессии. Таким образом, наибольшая масса детей оказалась выброшенной на улицу, заполонила железнодорожные станции, города, то есть дети сосредотачивались в тех местах, где можно было добыть пропитание. Нищета советской жизни и социальные потрясения во многотысячных масштабах социальной беспризорности стали общественным бедствием, они боролись за жизнь единственным способом — воровством. Беспризорность стала в 1930-е годы самой острой проблемой для советского общества она порождала питательную среду для роста детской, а в перспективе — взрослой преступности [2].

В начале 30-х годов XX века положение ухудшилось увеличением числа раскулаченных семей и, как следствие — появлением новой категории беспризорников — детей кулаков. Создавшимся положением вынудили детей индивидуально бороться за выживание. Они убегали из дома, воровали, бродяжничали, попрошайничали. Детские дома переполнены и несмотря на нечеловеческие условия жизни (антисанитария, отсутствие мебели, света, отопления, одежды, посуды для еды, плохое питание) были переполнеными.

Государственная политика в отношении детей, детства, детских правонарушений начинают меняться с начала 1930-х годов. В первое десятилетие советской власти причины детской преступности связывали с беспризорностью вследствие чрезвычайных событий и утверждалась государственная ответственность за миллионы беспризорников в стране, в 1930-е годы в качестве основной причины, определявшей правонарушение несовершеннолетних, была провозглашена безнадзорностью. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР 20 ноября 1930 года приняли постановление о ходе работы по борьбе с детской беспризорностью, в котором обвиняли местные исполнительные комитеты и советы, а также органы народного образования, не принявшие всех мер к ликвидации уличной беспризорности и к улучшению положения детских домов. Глубокого анализа причин беспризорности в документах не содержалось.

По указанию правительства РСФСР 28–30 декабря 1932 г. состоялся расширенный пленум Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК. Обсудивший вопрос о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в связи с тяжелым положением, создавшемся на этом участке [2,8 с.]. Отрицать действительность роста детской беспризорности было невозможно. Отчет о деятельности Комиссии по улучшению жизни детей (Детской комиссии) при ВЦИК.за 1932–1933 годы начинался предложением: «Два последних отчетных года характеризуются рецидивом беспризорности в целом ряде мест». И далее авторы отчета выделюят три причины вспышки беспризорности: саботаж кулачества и кулацких элементов; ошибки, допущенные партийными и советскими органами в области руководства сельским хозяйством; недород в отдельных районах [3]. В отчете указано, число воспитанников детских домов резко возросло в Казахской АССР, на Урале контигент детских домов увеличился на 213 %, в Западно-Сибирском крае на 171 %, в Северо-Кавказском крае –на 63 %.

Разрушение уклада традиционной крестьянской жизни явилось следствием стало, новой волны беспризорности проходившего под воздействием массовой коллективизации, голода 1932–1933 годов, массовых репрессиий. Первая реакция властей состояла в принятий 29 января 1933 года постановления СНК РСФСР «О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей», одним из решений которого была организация в ряде мест специальных детских учреждений, а также постановление ВЦИК и СНК РСФСР 10 ноября 1934 года «О порядке устройства детей лиц, находящихся под стражей или отбывающих исправительно-трудовые работы», по которому несовершеннолетние дети должны помещаться в детские учреждения или над ними должна устанавливаться опека [4].

Второй «наплыв» беспризорников приходится к 1940-ым годам. Основными причинами беспризорности тогда были: гибель и смерть родителей в результате Великой Отечественной войны, разрушение или эвакуация детских учреждений, репрессии, голод 1946 г., тяжелое материальное положение. Таким образом, детерминанты беспризорности многочисленны и разнообразны. Внешне беспризорник никогда не выглядел на свой возраст. Физически практически все отставали в развитии от своих сверстников, потому что постоянно курили, нюхали кокаин, пили самогон. Каждый из них был заражен какими-либо заболеваниями: тифом, цингой, кишечными инфекциями. Общей бедой для всех была дистрофия. Отсутствие нормальных условий жизни привели к плохому физическому самочувствию. Такие дети быстро делались агрессивными, грубыми. Но нельзя не согласиться с мнением видного педагога Е. С. Лившица о том, «что уличная жизнь дала беспризорному и положительные качества. В уличной борьбе беспризорный приобретает прочную закалку и гибкость. Среда искривила, дезорганизовала беспризорного, но та же среда закалила и обогатила его. Главное, правильно использовать своеобразное сочетание черт» [5].

Как правильно отметили в своем исследовании казахстанские авторы Абдакимова М. К., Кенжебаева С. К., Муликова С. А., что среди общего числа беспризорных детей в Казахстане, число казахов – сирот, находившихся в детских учреждениях интернатного было сравнительно мало, это было напрямую связано с социальными отношениями, помощи и взаимопомощи у казахов и решением проблем сиротства в Казахстане складывающимися веками. Казахи, как и другие народы, сформулировали свою философию заботы о немощных, старых, сиротах.

Обычаи поддержки соплеменников складывались в течение длительного периода родового устройства. Социальные отношения помощи и взаимопомощи, регулируемые правовыми нормами (адатом), проявлялась в особых формах, которые возникли в глубокой древности [6]. Казахи всегда находили время и силы для заботы о детях, хотя жили в трудных и суровых условиях кочевья.

Женщины рожали столько детей, сколько им даровала судьба, и стремились вырастить их достойными жителями своей земли. Уже с раннего возраста дети вовлекались в трудовую деятельность, помогали в домашнем хозяйстве и ухаживали за младшими. Немало высказываний в народе об отношениях казахов к детям и о роли родителей в их воспитании. Народная мудрость гласит: «Для отца и матери все дети одинаковы», «В доме без люльки уюта нет», «Дом хорош, когда в нем дети играют», «Дети — цветы души и глаз лучи», «Без детей в доме нет счастья» и т. д. В свою очередь младшие члены общины должны были ухаживать за стариками, больными и инвалидами и это правило выполнялось неукоснительно. Потеря детьми одного или двух родителей по разным причинам не приводила их к положению бесправного и лишенного имущества члена общины. Род был обязан сохранить им жизнь, вырастить и наделить имуществом [6,с 65].

Согласно обычая, дети оставались полноценными членами родового сообщества. В отношении сирот у казахов существовал прекрасный обычай — бауырына басу. К обычаю усыновления прибегали только в том случае, если семья бездетна или появляющееся потомство не выживало. Усыновляли детей близких родственников, обычно старшего или младшего братьев, по предварительной договоренности обеих сторон, часто этот обычай распространялся на детей, оказавшихся без родителей. Усыновление, передача и прием ребенка происходило в торжественной обстановке, при участии всех аксакалов аула и родственников. После выполнения обрядовых церемоний клятвенно скреплялся договор. [7].

Итак, в казахском социуме издревле существовали и эффективно практиковались различные формы поддержки и защиты вдов и сирот. В Казахстане существовали практически все формы ликвидации детской беспризорности. Главной из них был детский дом. Детские дома в стране впитывали все разработки Наркомпроса. В начале 1920-х годов работа во многих детских домах сводилась в основном к спасению жизни и здоровья детей, заботе об удовлетворении их материальных нужд. В годы голода многие детские дома превратились в своеобразные столовые, а воспитательная работа в них почти не велась: не хватало педагогических кадров, не было опыта организации работы. Трудовая подготовка воспитанников детдомов Казахстана не могла быть поставлена на должную внадлежащую высоту по следующим причинам: вследствие распыленности сети детских домов и смешанного типа последних, отпускаемые на трудовое воспитание средства распылялись, не позволяя должным образом оборудовать мастерские при детдомах и обслуживать их квалифицированными инструкторами. [8].

Важным отличием сформированной в 1920–1940-е гг. сети детских домов от дореволюционных приютов стал принцип государственной ответственности за судьбу детей республики. Став государственными учреждениями, детские дома являлись трансляторами новых идей, выполняя не только практические задачи по воспитанию беспризорных и детей-сирот, но и идеологические — способствуя формированию нового человека. На основе достижений современной мировой историографии был проанализирован курс советской власти на ликвидацию беспризорности и безнадзорности, а также улучшению жизни и положения детей по средством формирования и развития системы детских домов в целом по стране и конкретно в Казахстане в 20–40-е годы ХХ века в Казахстане.

Таким образом, система детучреждений в 1920–1940-е гг. развивалась под воздействием внешних обстоятельств — борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. Подводя итог исследовательской работы с беспризорными детьми и повседневности воспитанников детских домов в 1920–1940е годы, следует сказать, что необходимо было учитывать положение, в котором находилась в тот период страна. Конечно, совсем ликвидировать беспризорность и коренным образом улучшить положение детского населения не удалось, но с учетом экономической ситуации в стране было сделано немало.

Литература:

  1. Большая Советская Энциклопедия. Т.1. — М., 1930. — 950 с.
  2. Семина Н. В. Личность беспризорника 20–40-х гг. XX века
  3. (исторический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради.
  4. Детская беспризорность и детский дом. Сборник. /Под ред. С.
  5. С.Тизанова, В. Л. Швейцер, В. М. Васильевой. — М., 1926. — 240 с.
  6. Лившиц Е. Социальные корни беспризорности. — М., 1925. — 125 с
  7. Абдакимова М. К., Кенжебаева С. К., Муликова С. А.
  8. Проблема сиротства в Казахстане: дисфункция родительства и кризис духовности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 9–1. — С. 172–176.
  9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. — М., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): детская беспризорность, ребенок, Казахстан, детская, дом, государственная ответственность, детский дом, казахский социум, РСФСР, улучшение жизни детей.


Ключевые слова

беспризорность, безнадзорность, детский дом, трудовые коммуны, условия трудового воспитания

Похожие статьи

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Актуальные вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью

Инвалидность и увеличение числа инвалидов — социальный феномен любого развитого государства. Инвалидность, являясь одной из составляющих человеческого существования, представляет собой сложное явление, которому сопутствуют разные типа ущерба. Люди с ...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Теория и методика раннего обучения иностранным языкам

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальна, так как от путей ее решения зависит успешность будущего развития и воспитания детей, что является залогом их конкурентоспособности на рынке труда, а также их успешности в цел...

Похожие статьи

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Актуальные вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью

Инвалидность и увеличение числа инвалидов — социальный феномен любого развитого государства. Инвалидность, являясь одной из составляющих человеческого существования, представляет собой сложное явление, которому сопутствуют разные типа ущерба. Люди с ...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Теория и методика раннего обучения иностранным языкам

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальна, так как от путей ее решения зависит успешность будущего развития и воспитания детей, что является залогом их конкурентоспособности на рынке труда, а также их успешности в цел...

Задать вопрос