В статье рассматривается понятие «государственная регистрация прав», приводятся способы и сроки получения государственной услуги государственной регистрации прав, а также дается общая характеристика Росреестра.
Ключевые слова: государственная регистрация прав, недвижимое имущество, государственная услуга.
В настоящее время в России, согласно Федеральному закону № 218-ФЗ от 13.07.2015, право собственности на объекты жилого и нежилого назначения должно быть зарегистрировано Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). То есть при покупке, продаже, сдаче в аренду, а также других сделок с любым недвижимым имуществом (квартира, гараж, земельный участок, нежилое помещение и так далее) предоставляется государственная услуга по государственной регистрации прав [2].
На Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложена организация единой системы кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации [4].
Деятельность, осуществляемая Росреестром, является совокупностью действий регистрирующего органа, основное направление которых, это проверка действительности и законности регистрируемого права, а также его признания. Процедура государственной регистрации сделок и прав на недвижимость установлена Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [3].
По мнению В. А. Алексеева, «государственная регистрация прав на недвижимое имущество это акт признания этого права (либо его изменения, обременения, перехода или прекращения) государством в лице регистрирующего органа, обеспечивающий возможность реализации этого права его обладателем и оформляемый в виде записи о зарегистрированном праве в государственный реестр прав на недвижимое имущество» [5].
Переход права на недвижимость осуществляется только при наличии уже имеющееся государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 года [1].
Видами государственной регистрации, согласно Федеральному закону № 122-ФЗ от 21.07.1997, являются: регистрация прав; регистрация ограничений (обременений) прав; регистрация сделок.
Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — с другой» [2]
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.
Получить услугу по государственной регистрации права собственности недвижимого имущества можно в офисах Росреестра и кадастровой палаты, в МФЦ, с помощью почтового отправления или выездного обслуживания, а также в электронном виде [9].
При подаче документов в МФЦ потребуются такие же документы, что и при подаче непосредственно в Росреестре.
Сроки предоставления данной услуги варьируются от 5 до 12 рабочих дней, в зависимости от выбранного способа получения услуги при обращении в Росреестр. При сдаче документов через МФЦ, сроки увеличиваются. [8]
Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.
Уведомление заявителя об отказе государственного кадастрового учета, при предоставлении всех необходимых документов заявителем, осуществляется в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Основанием для предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации права собственности является обращение заявителя с заявлением и документами, необходимыми для осуществления данной госуслуги.
Государственный регистратор вправе приостановить государственную регистрацию прав, в случаях, указанных в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ «в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона № 218-ФЗ» [2].
При возврате документов возвращается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав, может быть представлен при повторной подаче заявления о государственной регистрации прав.
Конечными результатами осуществления государственной услуги могут являться: государственная регистрация права на объект жилого (нежилого) назначения; отказ в государственной регистрации права на объект жилого (нежилого) назначения; прекращение государственной регистрации права на объект жилого (нежилого) назначения. Процедура осуществления государственной услуги завершается путем получения заявителем: выписки из Единого государственного реестра недвижимости, документа, выражающего содержание сделки, с регистрационной надписью, иных документов (подлинников), ранее представленных на государственную регистрацию прав; уведомления о прекращении государственной регистрации; сообщения об отказе в государственной регистрации прав [7].
Статьей 31 Федерального закона № 122-ФЗ определена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: «органы Росреестра несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав» [3].
Росреестр несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на предприятие как имущественный комплекс, объект недвижимого имущества, расположенный на территории более одного регистрационного округа, в Едином государственном реестре прав, за необоснованный отказ в государственной регистрации прав и уклонение от государственной регистрации прав на данные объекты недвижимого имущества, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
Также Росреестр осуществляет кадастровою деятельность, включая государственную кадастровую оценку и государственный геодезический надзор и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих.
Кроме того, Росреестр осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов.
На Росреестр возложено ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Также, к компетенции Росреестра и его территориальных органов при проведении им государственной регистрации прав относятся (статья 9 Федерального закона № 122-ФЗ):
«- проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
− проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
− государственная регистрация прав;
− выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;
− выдача информации о зарегистрированных правах;
− принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;
− выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме» [3].
Таким образом, согласно положениям Гражданского Кодекса РФ государственная регистрация права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является обязательной. Услуга по государственной регистрации права собственности недвижимого имущества доступна любому гражданину Российской Федерации.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. — М.: Рипол Классик, 2016. — 576 с.
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.07.2015, № 29 (ч. 1), ст. 4344.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, № 30, ст. 3594.
- Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 (ред. от 21.05.2012) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6366.
- Алексеев В. А. Государственная регистрация и проблемы правового регулирования / В. А. Алексеев. — М.: Вектор, 2016. — 504 с.
- Кирсанов А. Р. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации / А. Р. Кирсанов. — М.: Дело, 2015. — 93 с.
- Пискунова М. Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним / М. Г. Пискунова. — М.: Дело, 2015. — 298 с.
- Сайт Росреестр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// https://rosreestr.ru/, свободный.
- Сайт Единый Портал Государственный Услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gosuslugi.ru/, свободный.