Интерактивная игра— это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, то есть вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д. Такие игры имеют ряд преимуществ:
– активизируют внимание учащихся,
– развивают ассоциативное мышление,
– мотивируют познавательный интерес,
– способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления,
– делают процесс обучения простым и интересным. [1]
Благодаря современным технологиям существует множество различных программ для создания интерактивных игр, одной из которых является широко известная программа Microsoft Office PowerPoint.
PowerPoint — это программа для подготовки и просмотра презентаций, которая является частью офисного пакета Microsoft Office. Как правило, презентация используется в выступлениях перед аудиторией, чтобы привлечь внимание и визуализировать важную информацию. На уроках в школе учащиеся изучают принципы создания презентации и учатся выступать перед аудиторией. В рамках школьной программы изучаются основные возможности данной программы: работа с текстом, графикой и звуком, готовые шаблоны, анимация и переходы между слайдами, гиперссылки, триггеры и макросы, что позволяет сделать интерактивную презентацию, простую игру или тест. В рамках проектной деятельности учащиеся могут улучшить навыки работы в программе PowerPoint, изучив встроенный язык программирования Visual Basic for Application (VBA). В данной статье приведены интерактивные игры, созданные учащимися 10-х классов, и показаны возможности программы PowerPoint, которые были использованы для их разработки.
Игра «100 к 1»
Данная игра является аналогом известной телевизионной передачи и для того, чтобы сохранить принцип игры, предварительно была собрана статистика общественного мнения. Ученикам 10–11-ых классов было предложено ответить на вопросы, которые включены в игру.
В игре соревнуются две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Весь игровой процесс состоит из пяти «игр» — простой, двойной, тройной, игры наоборот и большой игры. В первых трех играх задача участников — назвать наиболее популярные ответы на вопросы, в игре наоборот — большее количество очков дается за наименее популярный вариант. В течение первых четырех игр команды зарабатывают очки, в большой игре участвует команда с наибольшим количеством очков. Если в финале команда набирает 200 очков, она победила.
Важную роль в игре выполняет табло, на котором отображаются шесть самых популярных вариантов ответов на вопросы (изначально скрытых) и шесть индикаторов промаха (по три на команду). В этом проекте ребята постарались передать принцип игры как технически, так и визуально. На рисунке 1 представлено табло простой игры в начале и в конце тура.
Рис. 1. Начало и окончание простой игры
Данный проект создан в программе Microsoft PowerPoint с использованием языка Visual Basic for Application (VBA). В проекте осуществляется работа с надписями (Label) и кнопками (CommandButton).
Для скрытых вариантов ответа использованы кнопки (CommandButton), по умолчанию надписей на них нет. При нажатии на кнопку, на ней появляется ответ с баллами, а количество набранных очков пересчитывается и записывается на табло (Label). Если команда допустила ошибку, то ведущий нажимает на кнопку промаха, чтобы она загорелась. Набранные в конце очередной игры очки начисляются выигравшей команде при нажатии на кнопку «Команда 1» или «Команда 2» и отображаются на следующем слайде.
Интерактивная игра «100 к 1» предназначена для проверки знаний и расширения кругозора учеников 8–9 классов по информатике.
Игра-квест «Детективы ведут расследование»
Интеллектуально — познавательная игра «Детективы ведут расследование» построена в форме квеста и предназначена для привлечения внимания учащихся к изучению математики, повышения уровня интеллекта и логики учеников.
По задумке в школу пробрался хулиган и получил данные для доступа к электронному журналу. Пока он не успел исправить оценки, необходимо его обнаружить. Учащиеся разбиваются на команды по 4–5 человек, каждая команда получает компьютер с игрой. Чтобы вычислить преступника, у них есть список подозреваемых и показания свидетелей. Игра «Детективы ведут расследование» состоит из 6 этапов. На каждом этапе ребятам предстоит выполнить задание и получить подсказку от свидетеля. Задания на каждом этапе разнообразные: как на логику, так и на вычисления. В презентации указано либо само задание, либо указание, в каком кабинете его нужно выполнить. По ходу игры учащиеся решают задачи и вводят ответы в соответствующие графы на слайдах презентации, если задание решено правильно, то появляется подсказка. Ограничений на количество попыток нет, то есть ребята могут перерешивать задания, а могут переходить к следующему этапу. Список подозреваемых находится в программе, после получения очередного показания свидетеля, команда отмечает тех людей, которые подходят под описание. Вычислив преступника методом исключения, на финальном слайде ребятам необходимо ввести его имя. Побеждает та команда, которая быстрее всех найдет преступника.
Данный проект создан в программе Microsoft PowerPoint с использованием языка Visual Basic for Application (VBA). В проекте осуществляется работа по созданию форм (UserForm), считыванию данных из однострочных полей (TextBox), заполнению списка (ListBox), определению нескольких элементов списка, работа с одномерными массивами, а также работа с надписями (Label) и кнопками (CommandButton).
Навигация в игре осуществляется по кнопкам. На каждом этапе, решив задачу, участники вводят ответ в однострочное поле (TextBox) и нажимают кнопку «Проверить ответ». При нажатии на кнопку проверяется условие, в случае правильного ответа появляется новая форма (UserForm) с подсказкой (рис. 2), иначе сообщение об ошибке.
Рис. 2. Первый этап
Прочитав подсказку, участники могут открыть список подозреваемых и сделать отметки. Список вводится с помощью массива строк в элемент управления ListBox (рис. 3). На всех следующих этапах список подозреваемых подгружается заново, но уже с ранее отмеченными подозреваемыми, для этого используется одномерный массив, элементы которого принимают одно из двух значений: 1 — выбран, 0 — не выбран. В конце игры необходимо ввести имя подозреваемого, при этом можно снова посмотреть список (рис. 4).
Рис. 3. Список подозреваемых
Игра «Детективы ведут расследование»может использоваться на уроках математики и информатики в 7–9 классах, а также во время внеурочной деятельности (предметные недели и внеклассные мероприятия по предмету).
Литература:
- Городова Ю. С. Интерактивные игры как инструмент познания и развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnye-igry-kak-instrument-poznanija-i-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html