Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 2016 раз

Библиографическое описание:

Кайкаева, А. К. Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников / А. К. Кайкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 485-489. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71455/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируются результаты эмпирического исследования содержательных особенностей ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников. На основании проведенного анализа эмпирических данных, автором делается вывод о том, что у большинства старшеклассников мотивы выбора профессии являются несформированными, а именно: имеют преимущественно внешнюю направленность и слабо осознаются.

Ключевые слова: мотивы выбора профессии, профессиональное самоопределение, старший школьный возраст, ведущие мотивы выбора профессии у старшеклассников.

В настоящее время особенно остро стоит проблема профессионально самоопределения молодёжи. Сложившаяся социально-экономическая ситуация требует от субъекта труда и учения целенаправленной активности и возможности ориентироваться в профессиональном мире, работодатели нуждаются в профессионально ориентированной личности специалиста, способного к личностному и профессиональному продвижению, осуществлению социальных преобразований. Поэтому появилась необходимость в более глубоком изучении профессионального самоопределения. Особая роль в данной проблеме отводится мотивационному фактору. Именно его учет способствует адекватному выбору профессии и последующей эффективной профессиональной деятельности.

Выбор профессии — это процесс, состоящий из ряда актов и решений, сопровождающийся выработкой собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер) [1; 2]. Выбор профессии предполагает определение дальнейшего жизненного пути и завершается поступлением в учебное заведение или на работу. Психологически грамотным, адекватным считается осознанный, самостоятельный выбор профессии, предполагающий высокий уровень субъектности, личностной зрелости, а также принятие ответственности за результаты этого выбора (Д. А. Леонтьев) [3]. На основании анализа ряда научных публикаций [1; 2; 4; 5; 6; 7], под мотивами выбора профессии мы понимаем внутренние основания выбора профессии, представляющие собой комплекс иерархически построенных мотивационных факторов, побуждающих и направляющих процесс профессионального самоопределения. Все мотивы делятся на внешние (опосредованные внешними факторами, поверхностными представлениями о выбираемой профессии и не связанные с собственными интересами и особенностями личности) и внутренние (непосредственные, процессуально-содержательные, связанные с особенностями собственной личности и особенностями выбираемой профессии), определяющие общую направленность мотивов выбора профессии. Критерием сформированности мотивации профессионального самоопределения является преобладание в структуре осознанных, внутренних, согласованных между собой и реализующихся в активной деятельности мотивов достаточно широкого содержания [2; 5; 8; 9; 10].

Эмпирическое исследование, направленное на выявление содержания ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников, было организовано с участием 50 школьников (10 и 11 классы), в числе которых 22 юноши и 28 девушек. Получение эмпирических данных осуществлялось с помощью двух взаимодополняющих методик:

  1. Анкета для анализа мотивов выбора профессии (С. С. Гриншпун). Цель: изучение направленности и характера мотивов: внутренние индивидуально значимые мотивы; внутренние социально значимые мотивы; внешние положительные мотивы; внешние отрицательные мотивы.
  2. Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков). Данная методика позволяет выявить содержание ведущих мотивов при выборе профессии у старшеклассников, в числе которых социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы. Соотношение данных мотивов изучалось с помощью корреляционного анализа (по критерию r-Спирмена)

Проанализируем далее полученные эмпирические данные.

Анализ особенностей ведущих мотивов выбора профессии начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете С. С. Гриншпун (табл. 1).

Таблица 1

Результаты по методикеС.С.Гриншпун

Мотивы выбора профессии

Количество человек (в%)

Внутренние индивидуально значимые мотивы

16 %

Внутренние социально значимые мотивы

24 %

Внешние положительные мотивы

38 %

Внешние отрицательные мотивы

14 %

Выраженный мотив отсутствует

8 %

Анализ особенностей ведущих мотивов выбора профессии начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете С. С. Гриншпун. У большинства испытуемых (38 %) отмечается преобладание внешних положительных мотивов. Данные мотивы отражают ориентацию школьников на внешние стороны выбора профессии: заработная плата, социальное одобрение, пожелания взрослых относительно совершаемого выбора, ориентация на сверстников и их мнение и пр. Мотивы этой группы представляют собой положительный стимул выбора профессии, несущий в себе определенную эмоциональную окрашенность этого процесса.

Вторая по количеству группа представлена школьниками с преобладающими внутренними социально значимыми мотивами (24 %). В эту группу мотивов входят мотивы, отражающие выбор профессии с ориентацией на степень ее значимости и полезности для общества и возможность реализации навыков эффективного взаимодействия в социуме. Внутренние индивидуально значимые мотивы в нашей выборке занимают третье место (16 %). Школьники данной группы профессию выбирают, исходя из своих способностей, склонностей, возможностей, что предполагает определенный уровень развития самопознания: профессия дает возможности для внутреннего раскрытия личности. Данная группа мотивов является наиболее оптимальной при выборе профессии и включает высокую степень осознанности мотивации.

Внешние отрицательные мотивы преобладающими являются у 14 % старших школьников. Данные мотивы связаны с тревогой по поводу неодобрения выбора взрослыми, их давлением, непрестижностью желаемой профессии, имеющимися у школьника долженствованиями, нежеланием служить в армии, идти работать и пр. Мотивы такого типа являются своего рода негативными стимулами: выбор профессии школьником осуществляется под страхом каких-либо негативных последствий. Следовательно, сам выбор не имеет в данном случае положительной эмоциональной окраски и вызывает стресс и тревогу, характеризуется отсутствием внутреннего желания осваивать профессию.

Отсутствие выраженной группы мотивов отмечается у 8 % испытуемых. Школьники данной группы демонстрируют примерно равную выраженность описанных групп мотивов, что может указывать на неосознанность мотивации и неготовность к выбору профессии.

Так, у старшеклассников наиболее выраженными являются внешние положительные мотивы выбора профессии. Менее всего выражены отрицательные внешние мотивы. Следует отметить, что внутренние индивидуально значимые мотивы, являющиеся наиболее эффективными при выборе профессии, преобладают лишь у небольшого количества школьников. Так, здесь может существовать проблема незнания собственных качеств, навыков, возможностей, склонностей и недостаточное осознание потребностей школьниками, выбирающими другие группы мотивов.

Далее нами анализировались данные по методике определения ведущих мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова (табл. 2).

Таблица 2

Результаты изучения ведущих мотивов выбора профессииЕ.М.Павлютенкова

Ведущие мотивы

Количество человек (в%)

Социальные

20 %

Моральные

26 %

Эстетические

18 %

Познавательные

18 %

Творческие

32 %

Связанные с содержанием труда

38 %

Материальные

56 %

Престижные

44 %

Утилитарные

28 %

В нашей выборке наиболее выраженными являются материальные мотивы и мотивы престижа (56 % и 44 %). Материальны мотивы выбора профессии отражают желание школьников получать большую заработную плату по окончании обучения, иметь определенные блага, достаток, благодаря выбранной специальности. Мотивы престижа представляют собой стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.

Мотивы, непосредственно связанные с содержанием труда, отмечаются у 38 % испытуемых. Характеристикой данных мотивов является то, что школьники имеют четкие знания и представления о процессе труда в рамках выбираемой специальности и имеют направленность на умственный и физический труд, а не только получение определенных благ.

32 % старших школьников демонстрируют наличие творческих мотивов выбора профессии. Мотивы этого типа отражают стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества. Критерием выбора профессии при такой мотивации может стать неординарность выполняемых в рамках специальности обязанностей, возможностей гибкого применения собственных навыков и умений.

Утилитарные мотивы, представляющие собой стремление руководить людьми, ориентацию на работу в городе, чистоту и легкость, труда, ориентацию на ВУЗ, отмечаются у 28 % испытуемых. Данные мотивы, с одной стороны, отражают внешнее содержание выбираемой профессии, а с другой, ее внутренние основы: руководящая или не руководящая сфера, работа с людьми или с техникой, творческий или монотонный, регламентированный характер труда и пр.

Моральные мотивы выбора профессии встречаются у 26 % старших школьников нашей выборки. Данные мотивы включают стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.

Социальные, эстетические и познавательные мотивы встречаются в выборке примерно с одинаковой частотой. Социальные мотивы (20 %) отражают желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальную направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности. Эстетические мотивы (18 %) представляют собой стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности. Познавательные мотивы (18 %) непосредственно связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, познанию содержания конкретного труда, реализации собственного умственного, интеллектуального потенциала и способностей в определенной сфере.

Анализируя мотивы выбора профессии старшеклассниками, представляется необходимым рассмотрение не только общей направленности мотивов (внешней или внутренней) и выделение ведущего мотива, но и соотношение отдельных мотивов самоопределения. Для определения соотношения мотивов выбора профессии у старшеклассников нами был проведен корреляционный анализ с использованием непараметрического рангового критерия корреляции r-Спирмена. Для наглядности полученных результатов представим данные анализа в виде корреляционной плеяды (рис. 1).

выборка.png

Рис. 1. Соотношение ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников

По данным рисунка 1 можно видеть, что несмотря на выделение в качестве ведущего каких-либо отдельных мотивов, у старшеклассников в структуре мотивов выбора профессии присутствуют все рассматриваемые мотивы. Наибольшее количество связей с достоверностью 0,01 и 0,05 отмечается у социальных, творческих, связанных с содержанием труда и престижных мотивов. Это означает, что данные мотивы в структуре мотивов выбора профессии имеют наибольшее значение. Так, например, при выделении у старшеклассника в качестве ведущего мотива морального, утилитарного, престижного и пр. характера, социальный мотив окажется также действующим, опосредующим содержание ведущего мотива. Стоит отметить, что в выборке старшеклассников не было обнаружено испытуемых с ведущим творческим мотивом выбора профессии. Однако в структуре мотивов он занимает важное значение и связан с познавательными, эстетическими, социальными, престижными мотивами и мотивами содержания труда (с достоверностью 0,05 и 0,01). Это значит, что при доминировании какого-либо из перечисленных мотивов, возможность творческой реализации в профессии играет для старшеклассников не последнюю роль.

Наименьшее значение в структуре мотивов выбора профессии имеют мотивы познавательного, утилитарного и материального характера. Данные мотивы имеют наименьшее количество значимых корреляций, преимущественно с достоверностью 0,05.

Так, характеризуя мотивы выбора профессии у старшеклассников, можно отметить, что несмотря на более частое выделение в качестве ведущих мотивов внешней по отношению к содержанию профессии направленности, содержание их определяется в основном мотивами внутреннего характера: социальными, творческими, престижными. Наибольшее значение имеют мотивы, связанные с содержанием труда в выбираемой профессии (7 значимых корреляций с достоверностью 0,05 и 0,01).

Таким образом, в результате проведенного исследования мы выявили, что у старшеклассников ведущие мотивы выбора профессии часто имеют «внешний» характер, связаны с влиянием социального окружения, а не собственными целями и предпочтениями, а также часто являются неосознанными. Содержательно мотивы выбора профессии у старшеклассников характеризуются выделением в качестве доминирующих мотивов внешней по отношению к содержанию профессии направленности: социальных, творческих, престижных. При этом наибольшее значение в иерархии и соотношении отдельных мотивов имеют мотивы, связанные с содержанием труда в выбираемой профессии.

Литература:

  1. Зеер, Э. Ф. Профориентология. Теория и практика: учебное пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер А. М. Павлова. — М.: Академический проект, 2004. — 192 с.
  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. — 288 с.
  3. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57–66.
  4. Введение в мир труда и профессий. Методическое руководство // Под ред. О. Г. Исламовой. — Ижевск: ИжГУ, 1997. — 183 с.
  5. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Электронный ресурс] / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 129–138. — URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875129.htm.
  6. Осухова, Н. Г. Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / Н. Г. Осухова // Школьный психолог. — 2003. — № 4. — С. 3–8.
  7. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2005. — 496 с.
  8. Ревина, И. А. Исследование готовности школьников к осознанному профессиональному выбору / И. А. Ревина // Педагогическое обозрение. — 2007. — № 3. — С. 100–106.
  9. Сорокина, Н. В. Становление субъекта профессионального самоопределения в юношеском возрасте / Н. В. Сорокина. — Тула: ТГПУ, 2003. — 344 с.
  10. Чистякова, С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер. — М.: Новая школа, 2004. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотив, выбор профессии, мотив выбора профессии, ведущий мотив выбора профессии, содержание труда, выбираемая профессия, старшеклассник, данные, профессиональное самоопределение, школьник.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, старший школьный возраст, ведущие мотивы выбора профессии у старшеклассников

Похожие статьи

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационны...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Социальные представления о личности психолога у обучающихся, находящихся на различных стадиях профессионального самоопределения

Исследование посвящено социальным представлениям о профессии психолога на различных этапах профессионального самоопределения: поисковый период профессионального самоопределения и период уточнения социально-профессионального статуса. На основании опро...

Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа

В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Похожие статьи

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационны...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Социальные представления о личности психолога у обучающихся, находящихся на различных стадиях профессионального самоопределения

Исследование посвящено социальным представлениям о профессии психолога на различных этапах профессионального самоопределения: поисковый период профессионального самоопределения и период уточнения социально-профессионального статуса. На основании опро...

Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа

В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Задать вопрос