В статье анализируются результаты эмпирического исследования содержательных особенностей ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников. На основании проведенного анализа эмпирических данных, автором делается вывод о том, что у большинства старшеклассников мотивы выбора профессии являются несформированными, а именно: имеют преимущественно внешнюю направленность и слабо осознаются.
Ключевые слова: мотивы выбора профессии, профессиональное самоопределение, старший школьный возраст, ведущие мотивы выбора профессии у старшеклассников.
В настоящее время особенно остро стоит проблема профессионально самоопределения молодёжи. Сложившаяся социально-экономическая ситуация требует от субъекта труда и учения целенаправленной активности и возможности ориентироваться в профессиональном мире, работодатели нуждаются в профессионально ориентированной личности специалиста, способного к личностному и профессиональному продвижению, осуществлению социальных преобразований. Поэтому появилась необходимость в более глубоком изучении профессионального самоопределения. Особая роль в данной проблеме отводится мотивационному фактору. Именно его учет способствует адекватному выбору профессии и последующей эффективной профессиональной деятельности.
Выбор профессии — это процесс, состоящий из ряда актов и решений, сопровождающийся выработкой собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер) [1; 2]. Выбор профессии предполагает определение дальнейшего жизненного пути и завершается поступлением в учебное заведение или на работу. Психологически грамотным, адекватным считается осознанный, самостоятельный выбор профессии, предполагающий высокий уровень субъектности, личностной зрелости, а также принятие ответственности за результаты этого выбора (Д. А. Леонтьев) [3]. На основании анализа ряда научных публикаций [1; 2; 4; 5; 6; 7], под мотивами выбора профессии мы понимаем внутренние основания выбора профессии, представляющие собой комплекс иерархически построенных мотивационных факторов, побуждающих и направляющих процесс профессионального самоопределения. Все мотивы делятся на внешние (опосредованные внешними факторами, поверхностными представлениями о выбираемой профессии и не связанные с собственными интересами и особенностями личности) и внутренние (непосредственные, процессуально-содержательные, связанные с особенностями собственной личности и особенностями выбираемой профессии), определяющие общую направленность мотивов выбора профессии. Критерием сформированности мотивации профессионального самоопределения является преобладание в структуре осознанных, внутренних, согласованных между собой и реализующихся в активной деятельности мотивов достаточно широкого содержания [2; 5; 8; 9; 10].
Эмпирическое исследование, направленное на выявление содержания ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников, было организовано с участием 50 школьников (10 и 11 классы), в числе которых 22 юноши и 28 девушек. Получение эмпирических данных осуществлялось с помощью двух взаимодополняющих методик:
- Анкета для анализа мотивов выбора профессии (С. С. Гриншпун). Цель: изучение направленности и характера мотивов: внутренние индивидуально значимые мотивы; внутренние социально значимые мотивы; внешние положительные мотивы; внешние отрицательные мотивы.
- Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков). Данная методика позволяет выявить содержание ведущих мотивов при выборе профессии у старшеклассников, в числе которых социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы. Соотношение данных мотивов изучалось с помощью корреляционного анализа (по критерию r-Спирмена)
Проанализируем далее полученные эмпирические данные.
Анализ особенностей ведущих мотивов выбора профессии начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете С. С. Гриншпун (табл. 1).
Таблица 1
Результаты по методикеС.С.Гриншпун
Мотивы выбора профессии |
Количество человек (в%) |
Внутренние индивидуально значимые мотивы |
16 % |
Внутренние социально значимые мотивы |
24 % |
Внешние положительные мотивы |
38 % |
Внешние отрицательные мотивы |
14 % |
Выраженный мотив отсутствует |
8 % |
Анализ особенностей ведущих мотивов выбора профессии начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете С. С. Гриншпун. У большинства испытуемых (38 %) отмечается преобладание внешних положительных мотивов. Данные мотивы отражают ориентацию школьников на внешние стороны выбора профессии: заработная плата, социальное одобрение, пожелания взрослых относительно совершаемого выбора, ориентация на сверстников и их мнение и пр. Мотивы этой группы представляют собой положительный стимул выбора профессии, несущий в себе определенную эмоциональную окрашенность этого процесса.
Вторая по количеству группа представлена школьниками с преобладающими внутренними социально значимыми мотивами (24 %). В эту группу мотивов входят мотивы, отражающие выбор профессии с ориентацией на степень ее значимости и полезности для общества и возможность реализации навыков эффективного взаимодействия в социуме. Внутренние индивидуально значимые мотивы в нашей выборке занимают третье место (16 %). Школьники данной группы профессию выбирают, исходя из своих способностей, склонностей, возможностей, что предполагает определенный уровень развития самопознания: профессия дает возможности для внутреннего раскрытия личности. Данная группа мотивов является наиболее оптимальной при выборе профессии и включает высокую степень осознанности мотивации.
Внешние отрицательные мотивы преобладающими являются у 14 % старших школьников. Данные мотивы связаны с тревогой по поводу неодобрения выбора взрослыми, их давлением, непрестижностью желаемой профессии, имеющимися у школьника долженствованиями, нежеланием служить в армии, идти работать и пр. Мотивы такого типа являются своего рода негативными стимулами: выбор профессии школьником осуществляется под страхом каких-либо негативных последствий. Следовательно, сам выбор не имеет в данном случае положительной эмоциональной окраски и вызывает стресс и тревогу, характеризуется отсутствием внутреннего желания осваивать профессию.
Отсутствие выраженной группы мотивов отмечается у 8 % испытуемых. Школьники данной группы демонстрируют примерно равную выраженность описанных групп мотивов, что может указывать на неосознанность мотивации и неготовность к выбору профессии.
Так, у старшеклассников наиболее выраженными являются внешние положительные мотивы выбора профессии. Менее всего выражены отрицательные внешние мотивы. Следует отметить, что внутренние индивидуально значимые мотивы, являющиеся наиболее эффективными при выборе профессии, преобладают лишь у небольшого количества школьников. Так, здесь может существовать проблема незнания собственных качеств, навыков, возможностей, склонностей и недостаточное осознание потребностей школьниками, выбирающими другие группы мотивов.
Далее нами анализировались данные по методике определения ведущих мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова (табл. 2).
Таблица 2
Результаты изучения ведущих мотивов выбора профессииЕ.М.Павлютенкова
Ведущие мотивы |
Количество человек (в%) |
Социальные |
20 % |
Моральные |
26 % |
Эстетические |
18 % |
Познавательные |
18 % |
Творческие |
32 % |
Связанные с содержанием труда |
38 % |
Материальные |
56 % |
Престижные |
44 % |
Утилитарные |
28 % |
В нашей выборке наиболее выраженными являются материальные мотивы и мотивы престижа (56 % и 44 %). Материальны мотивы выбора профессии отражают желание школьников получать большую заработную плату по окончании обучения, иметь определенные блага, достаток, благодаря выбранной специальности. Мотивы престижа представляют собой стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
Мотивы, непосредственно связанные с содержанием труда, отмечаются у 38 % испытуемых. Характеристикой данных мотивов является то, что школьники имеют четкие знания и представления о процессе труда в рамках выбираемой специальности и имеют направленность на умственный и физический труд, а не только получение определенных благ.
32 % старших школьников демонстрируют наличие творческих мотивов выбора профессии. Мотивы этого типа отражают стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества. Критерием выбора профессии при такой мотивации может стать неординарность выполняемых в рамках специальности обязанностей, возможностей гибкого применения собственных навыков и умений.
Утилитарные мотивы, представляющие собой стремление руководить людьми, ориентацию на работу в городе, чистоту и легкость, труда, ориентацию на ВУЗ, отмечаются у 28 % испытуемых. Данные мотивы, с одной стороны, отражают внешнее содержание выбираемой профессии, а с другой, ее внутренние основы: руководящая или не руководящая сфера, работа с людьми или с техникой, творческий или монотонный, регламентированный характер труда и пр.
Моральные мотивы выбора профессии встречаются у 26 % старших школьников нашей выборки. Данные мотивы включают стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
Социальные, эстетические и познавательные мотивы встречаются в выборке примерно с одинаковой частотой. Социальные мотивы (20 %) отражают желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальную направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности. Эстетические мотивы (18 %) представляют собой стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности. Познавательные мотивы (18 %) непосредственно связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, познанию содержания конкретного труда, реализации собственного умственного, интеллектуального потенциала и способностей в определенной сфере.
Анализируя мотивы выбора профессии старшеклассниками, представляется необходимым рассмотрение не только общей направленности мотивов (внешней или внутренней) и выделение ведущего мотива, но и соотношение отдельных мотивов самоопределения. Для определения соотношения мотивов выбора профессии у старшеклассников нами был проведен корреляционный анализ с использованием непараметрического рангового критерия корреляции r-Спирмена. Для наглядности полученных результатов представим данные анализа в виде корреляционной плеяды (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников
По данным рисунка 1 можно видеть, что несмотря на выделение в качестве ведущего каких-либо отдельных мотивов, у старшеклассников в структуре мотивов выбора профессии присутствуют все рассматриваемые мотивы. Наибольшее количество связей с достоверностью 0,01 и 0,05 отмечается у социальных, творческих, связанных с содержанием труда и престижных мотивов. Это означает, что данные мотивы в структуре мотивов выбора профессии имеют наибольшее значение. Так, например, при выделении у старшеклассника в качестве ведущего мотива морального, утилитарного, престижного и пр. характера, социальный мотив окажется также действующим, опосредующим содержание ведущего мотива. Стоит отметить, что в выборке старшеклассников не было обнаружено испытуемых с ведущим творческим мотивом выбора профессии. Однако в структуре мотивов он занимает важное значение и связан с познавательными, эстетическими, социальными, престижными мотивами и мотивами содержания труда (с достоверностью 0,05 и 0,01). Это значит, что при доминировании какого-либо из перечисленных мотивов, возможность творческой реализации в профессии играет для старшеклассников не последнюю роль.
Наименьшее значение в структуре мотивов выбора профессии имеют мотивы познавательного, утилитарного и материального характера. Данные мотивы имеют наименьшее количество значимых корреляций, преимущественно с достоверностью 0,05.
Так, характеризуя мотивы выбора профессии у старшеклассников, можно отметить, что несмотря на более частое выделение в качестве ведущих мотивов внешней по отношению к содержанию профессии направленности, содержание их определяется в основном мотивами внутреннего характера: социальными, творческими, престижными. Наибольшее значение имеют мотивы, связанные с содержанием труда в выбираемой профессии (7 значимых корреляций с достоверностью 0,05 и 0,01).
Таким образом, в результате проведенного исследования мы выявили, что у старшеклассников ведущие мотивы выбора профессии часто имеют «внешний» характер, связаны с влиянием социального окружения, а не собственными целями и предпочтениями, а также часто являются неосознанными. Содержательно мотивы выбора профессии у старшеклассников характеризуются выделением в качестве доминирующих мотивов внешней по отношению к содержанию профессии направленности: социальных, творческих, престижных. При этом наибольшее значение в иерархии и соотношении отдельных мотивов имеют мотивы, связанные с содержанием труда в выбираемой профессии.
Литература:
- Зеер, Э. Ф. Профориентология. Теория и практика: учебное пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер А. М. Павлова. — М.: Академический проект, 2004. — 192 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. — 288 с.
- Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57–66.
- Введение в мир труда и профессий. Методическое руководство // Под ред. О. Г. Исламовой. — Ижевск: ИжГУ, 1997. — 183 с.
- Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Электронный ресурс] / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 129–138. — URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875129.htm.
- Осухова, Н. Г. Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / Н. Г. Осухова // Школьный психолог. — 2003. — № 4. — С. 3–8.
- Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2005. — 496 с.
- Ревина, И. А. Исследование готовности школьников к осознанному профессиональному выбору / И. А. Ревина // Педагогическое обозрение. — 2007. — № 3. — С. 100–106.
- Сорокина, Н. В. Становление субъекта профессионального самоопределения в юношеском возрасте / Н. В. Сорокина. — Тула: ТГПУ, 2003. — 344 с.
- Чистякова, С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер. — М.: Новая школа, 2004. — 128 с.