В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.
Ключевые слова: принцип наглядности, грамматика, грамматические навыки, схемы-опоры, визуализация, иллюстративная наглядность.
Наглядность — важнейший дидактический принцип образования, один из наиболее эффективных и актуальных на сегодняшний день. Известно, что чем больше органов чувств мы привлекаем к восприятию информации, тем более эффективным становится это восприятие. Данное правило было выведено Я. А. Коменским, который дал правильное и широкое понимание наглядности не только как средства зрительного восприятия, но и как средства восприятия информации с привлечением всех органов чувств. Данное правило известно как «Золотое правило дидактики». Принцип наглядности широко применяется в обучении ИЯ при обучении лексике, письму, аудированию, говорению, и, в частности, при обучении грамматике.
Грамматика представляет собой каркас речи. Без грамматики овладение иноязычной коммуникативной компетенцией (основной целью обучения ИЯ в школе) немыслимо.
Грамматические навыки, которые представляют собой грамматическую сторону речи, являются наиболее важным компонентом речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма. В связи с этим, формирование данных навыков немаловажно.
Существенную роль, в формировании грамматических навыков, играют наглядные средства обучения: схемы, таблицы, раздаточные материалы, презентации, подстановочные таблицы, аудиоматериалы, видеоматериалы и т. п. В современных реалиях способы реализации принципа наглядности расширились и усложнились. Сегодня «рынок» наглядности предлагает использование разнообразных инструментов: от примитивных карточек и предметов, движений и жестов, до сложнейших компьютерных программ и созданий моделей объективной реальности.
Разумеется, большое количество наглядных материалов сосредоточено и в самом кабинете иностранного языка в виде разного рода грамматических таблиц, схем, карт и картинок, которые висят на стенах. Но наличие наглядных материалов еще не означает, что принцип наглядности реализуется. Главная проблема реализации принципа наглядности состоит в том, что формально он используется, но по факту мы видим, что эти наглядные средства не работают. Наглядность должна быть функциональной — она должна работать, облегчать путь к познанию, а не усложнять и становится чем-то малопонятным. В реализации данного принципа, как всегда, бытует две крайности [6, с. 2]:
- Полное игнорирование и пренебрежение. В лучшем случае — это таблицы, схемы и картинки, висящие на стенах кабинета, к которым никто не обращается, и лишь изредка кто-то может невольно бросить на них свой взор.
- Злоупотребление. Очень типичная картина, когда учитель увлекается использованием наглядности на столько, что тем самым уводит внимание детей от главной цели урока.
Как показывают массовые исследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.
Когда, где и как следует применять принцип наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам следует разобраться в структуре формирования грамматического аспекта речи.
Е. А. Маслыко рассматривает три основных этапа формирования грамматического навыка:1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение. [3, с. 29]
Особое внимание наглядности можно уделить на этапе ознакомления и первичного закрепления, так как целью данного этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.
Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях. Средства наглядности, применяемые для создания учебно-речевых ситуаций при семантизации грамматических явлений, разнообразны:
- Использование реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления.
- Привлечение воображаемых действий (жестов, пантомимы) для передачи значения того или иного явления.
- Использование различных средств изобразительной наглядности (картин, серий картинок, фотографий, открыток, слайдов, марок, планов, ментальных карт, схем, таблиц, диаграмм), в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказываний.
- Использование учебных фильмов (мультфильмов, видео-роликов, кинофрагментов), позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления.
- Создание иноязычного контекста путем ссылки на реальные события, отношения, факты, реалии (из жизни обучаемых). Такие ситуации создаются словесным путем, с опорой на внутреннюю наглядность.
- «Разыгрывание» речевых поступков в «предлагаемых обстоятельствах» с использованием кукольного или теневого театра. В экспозиции сообщаются условия и сведения об участниках общения. Роли персонажей, если нет соответствующей фонограммы, «озвучивает» преподаватель. «Предлагаемые обстоятельства» могут сочетаться со зрительной наглядностью [3, с. 30].
Как считает Е. И. Пассов на уроке формирования грамматических навыков существует три главных вида работы: 1) экспозиция, 2) презентация нового грамматического материала, 3) автоматизация речевого материала [5, с. 402].
- Экспозиция. Здесь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учеников и продемонстрировать использование новой грамматической формы. Сделать это можно с помощью аудиовизуальных средств наглядности.
- Презентация нового грамматического материала. Здесь в качестве наглядности могут использоваться схемы-опоры. Закрепить в памяти воспринятое и осознать новое возможно с помощью правил-инструкций. Подобные инструкции используются как визуальное средство наглядности.
- Автоматизация. Процесс автоматизации должен пройти шесть последовательных стадий формирования грамматического навыка: 1) восприятие, 2) имитация, 3) подстановка, 4) трансформация, 5) репродукция, 6) комбинирование.
Имитационные упражнения можно построить на основе аудио наглядности. Следующая стадия — подстановка. Здесь в качестве наглядности уместны подстановочные таблицы. Затем на этапе трансформации в качестве наглядности можно использовать правила-инструкции (таблицы, схемы). Последняя стадия формирования грамматического навыка — репродукция. Данный вид упражнений также выполняется с помощью наглядности в виде визуальных опор.
Итак, мы рассмотрели структуру формирования грамматических навыков и какие инструменты наглядности на каждой стадии можно использовать. Помимо таблиц, схем, схем-опор, аудио и видео материалов (презентации, кинофильмы, видеофильмы, мультфильмы, отрывки из кино, слайд-шоу т. п.), нельзя забывать и о натуральной (естественной) наглядности, которая представляет собой реальные предметы или процессы. Подобного рода натуральная наглядность будет иметь куда больший эффект, нежели таблицы и схемы.
Наглядные средства обучения не однородны, так же, как и грамматические явления, поэтому важно уметь подбирать к каждой теме тот инструмент наглядности, который будет наиболее эффективен.
Большое разнообразие видов имеет иллюстративная наглядность. Часто к иллюстративной наглядности прибегают для придания процессу учения ситуативного характера. Это очень важная функция наглядности. Особо хочется отметить в этом плане условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. Если, к примеру, дается установка: «Согласна ли вы со мной?», а затем подаются реплики: «Эта книга очень интересна», «Это платье старомодно» и т. п., то первую фразу следует сопроводить показом какой-то книги, а вторую — картинкой с изображением платья. Иначе фразы лишаются ситуативной отнесённости и упражнение, несмотря на речевую установку, остается формальным, чисто условным, а не условно-речевым [5, с. 263].
В качестве иллюстративной (или изобразительной) наглядности при обучении грамматике используются, помимо схем и таблиц, картинки, диаграммы, инфографика, ментальные карты и т. п.
Если говорить о диаграммах, как средствах наглядности, то следует сказать, что они способствуют развитию критического мышления, увеличивают процент успешного усвоения материала, а также способствуют развитию фотографической памяти.
Еще один вид наглядности — инфографика. Это графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных. Она дает возможность приобрести учениками навыки организации собственного информационного пространства, найти эффективные способы поиска и преобразования информации для решения поставленных учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности. По сути, инфографика — это сочетание любого текста и графики [2, с. 116].
Одним из типов инфографики является так называемая ментальная карта (mindmap). Ментальная карта — это техника визуализации мышления. К сожалению, данный вид наглядности крайне редко используется учителями. Использование ментальных карт заставляет активно работать оба полушария мозга.
Как мы видим, существует масса средств наглядности. Главное уметь их использовать в нужном месте и в нужное время. Но, к сожалению, учителя либо игнорируют данный принцип, либо не умеют его реализовывать качественно и верно. Учителю при обучении грамматике на уроках английского языка следует, использовать различные виды наглядности, а не ограничиваться лишь тем, что предлагает учебник, — а он мало что может предложить в плане наглядности, как показал наш анализ современных УМК.
Несмотря на значимость грамматических навыков и основополагающую роль в овладении иностранным языком, учащиеся больше всего не любят заниматься именно грамматикой на уроках иностранного языка. В связи с этим мы видим необходимость правильного и эффективного использования наглядных средств обучения как инструмента оптимизации процесса овладения иноязычной компетенцией. Главное помнить, что неправильное использование средств наглядности, либо злоупотребление ими, отвращает эффект от «положительного» к «отрицательному».
Литература:
- Артемов В. А. Психология наглядности при обучении. — М.: Просвещение, 2016. — 345 с.
- Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств: учебное пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. — 204 с.
- Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга учителя иностранного языка. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 540 с.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и иноязычного образования: методическое пособие преподавателей русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2015. — 568 с.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов на/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2016. — 640 с.
- Фридман А. М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 c.