В статье рассматриваются актуальные инструменты исследования конкурентоспособности коммерческих организаций
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, методический инструментарий конкурентоспособности
The article discusses relevant research tools on the competitiveness of commercial organizations
В настоящее время эффективность деятельности большинства организаций во всех отраслях экономики напрямую зависит от их возможности определять и использовать свои конкурентные преимущества. Понятие конкурентоспособности рассматривалось во многих научно-практических исследованиях М. Портера, А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, И. Ансоффа и ряда других известных авторов. Изучение конкурентоспособности, анализ ее составных элементов, методов оценки является неотъемлемым стратегическим приоритетом любого коммерческого предприятия. На основе анализа конкурентоспособности компания может идентифицировать важнейшие риски и угрозы как внутренней, так и внешней среды, а также определить возможности для обеспечения устойчивого развития.
Обеспечение конкурентоспособности — сложный и многоаспектный процесс, требующий от организации больших усилий с ресурсной и методологической точки зрения. Возможность организации генерировать прибыль за счет реализации востребованных товаров и услуг далеко не всегда является индикатором ее конкурентоспособности. Во внимание должны приниматься множество факторов, связанных с изменением рыночной конъюнктуры, сезонности спроса, государственного вмешательства в развитие отрасли, в которой работает компания и многие другие.
Во многих научных работах конкурентоспособность отдельно взятой организации связывают с конкурентоспособностью производимой ее продукции [1]. Это справедливо для тех компаний, которые осуществляют производственную деятельность — преобразуют экономические ресурсы в товары для последующей реализации на рынке. Конкурентоспособность таких компаний можно исследовать на основе сравнительного анализа производственных издержек, технологий производства, функциональных характеристик производимых товаров. Но для торговых организаций, не занимающихся производством товаров, такой подход к исследованию конкурентоспособности не может быть применим. В этой связи анализ подходов к исследованию конкурентоспособности предприятий, работающих в различных отраслях экономики, является важной практической задачей.
В научной литературе рассматривают следующие группы исследования конкурентоспособности:
− матричные методы;
− операционные методы;
− комплексные методы.
Матричные методы широко освещены в работах М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, Б. Хендерсона и ряда других авторов [3]. В своих работах авторы рассматривали конкурентоспособность как стратегический аспект функционирования любой организации вне зависимости от отрасли и сферы деятельности. Суть матричных методов сводится к построению специальных графических моделей (матриц), отражающих текущее положение сравниваемых организаций по ряду параметров (так, к примеру для матрицы Бостонской консалтинговой группы (автор — Б. Хендерсон) этими параметрами являются занимаемая доля рынка и темпы роста продаж. Матричные методы позволяют на основе сопоставления позиций исследуемых компаний определить их конкурентное положение на рынке относительно друг друга [4]. Но для того, чтобы матричные методы были репрезентативными нужна достоверная информация о текущих объемах производства и продаж сравниваемых организаций, получение которой в текущих условиях затруднительно. Так же матричные методы исследования далеко не всегда отражают реальное положение конкурентных преимуществ по той причине, что не учитывают отдельные факторы внешней и внутренней среды организаций, способные влиять на объемы продаж и темпы роста. Например, высокий объем продаж отдельно взятой компании в изучаемый период может быть связан с проведением рекламных или стимулирующих мероприятий, которые могут иметь краткосрочный эффект. Тем не менее, важное преимущество матричных методов заключается в том, что они дают представление об общем состоянии конкуренции в конкретной отрасли (конкретном рынке) и позволяют определить основных конкурентов для исследуемой компании [2].
Операционный метод исследования конкурентоспособности направлен в первую очередь на сравнительный анализ элементов системы управления конкурирующих компаний, выявление преимуществ и недостатков элементов точки зрения их эффективности. Любая коммерческая организация, целью которой является получение прибыли, имеет определенную структуру управления, которая предусматривает разделение функций между отделами (департаментами), отвечающими за реализацию конкретных бизнес-процессов в области общего управления, сбыта, управления персоналом, маркетинга, стратегирования и т. д.
В качестве основных показателей операционного метода исследования конкурентоспособности могут выступать отдельные показатели эффективности функционирования структурных подразделений (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели операционного метода исследования конкурентоспособности
Группа операционных показателей |
Структурное подразделение |
Характеристика показателей |
Показатели производственной деятельности (деятельности по оказанию услуг) |
Производственное подразделение |
Общий объем производства (оказания услуг) Объем производства (оказания) отдельных категорий товаров/услуг Общие и удельные издержки Величина активов Величина оборотного капитала |
Показатели сбытовой деятельности |
Отдел продаж |
Уровень продаж (объем выручки) Уровень прибыли до налогообложения Уровень чистой прибыли |
Показатели маркетинговой активности |
Отдел маркетинга |
Объем вложений в рекламу и продвижение Возврат на маркетинговые инвестиции |
Показатели эффективности управления персоналом |
Отдел кадров |
Показатели динамики движения персонала |
Показатели эффективности управления финансами |
Финансовый отдел |
Показатели финансовой устойчивости организации (рентабельность, ликвидность, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности) |
Источник: составлено автором.
Дальнейшее использование операционного метода основывается на использовании экспертного подхода к оценке текущей и будущей конкурентоспособности организации по отдельным видам осуществляемых операций. Такой подход является более наглядным отражением уровня конкурентоспособности, т. к. охватывает все бизнес-процессы отдельно взятой организации, но также как для матричного метода существует проблема объективности проводимого исследования в виду сложности получения информации о внутренних бизнес-процессах конкурирующих организаций.
Комплексные методы исследования конкурентоспособности основаны на разработке специальных комбинированных моделей для оценки текущей и потенциальной конкурентоспособности организации на основе использования матричных и операционных методов, а также расчета интегральных показателей. Интегральный показатель может быть рассчитан на использовании весовых коэффициентов значимости отдельных показателей конкурентоспособности и может быть представлен следующим образом:
(1)
где k — коэффициент конкурентоспособности организации;
ai — значение факторного показателя конкурентоспособности организации;
Wi — вес факторного показателя конкурентоспособности.
Использование комплексных методов исследования конкурентоспособности может дать наиболее точную оценку состояния организации в текущем периоде и определить ее основные перспективы развития в долгосрочном периоде, но внедрение такого подхода к исследованию является наиболее затратным методом и требует привлечения наиболее квалифицированных специалистов, имеющих практических опыт оценки и исследования конкурентоспособности в различных отраслях и сферах деятельности.
Подводя итоги, стоит отметить, что конкурентоспособность организации — комплексное явление, которое охватывает все аспекты деятельности любой организации. Исследование конкурентоспособности дает важную коммерческую информацию, которая впоследствии становится основой долгосрочной стратегии устойчивого развития.
Литература:
- Лещенко Е. С. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур промышленности: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 — М, 2013. — 193 с.
- Портер М. Ю. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Ю. Портер. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 454 с.
- Томпсон А. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества / А. Томпсон, М. Питереф, Д. Гэмбл, А. Стрикленд. — Киев.: Диалектика, 2018. — 800 с.
- Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И.Шулинг. — СПб.: Питер, 2017. — 328 с.