В данной статье рассмотрен порядок проведения электронных торгов и основные обязанности оператора электронной площадки в ходе проведения аукциона.
Ключевые слова: аукцион, оператор, электронная площадка, электронные торги.
Электронный аукцион является наиболее популярной процедурой в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44- ФЗ): на его долю приходится более половины от всех торгов, которые проводятся в рамках законодательства о контрактной системе. Такая форма закупки, как аукцион, сегодня проводится исключительно в электронном формате. Особенность электронного аукциона состоит в том, что при такой форме нет потребности в личном присутствии участников на торгах: процедура проводится онлайн на специализированной торговой площадке.
Электронная площадка — это сайт, соответствующий установленным в соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона 44-ФЗ требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме [2].
Согласно п.18 статьи 3 ФЗ № 44 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020)«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок [2]
Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу [4]. (п.1 ст.66 Гражданского Кодекса РФ)
Согласно п.4 ст.66 ГК РФ, Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью [4].
Согласно Закона № 44- ФЗ, процедура проведения электронного аукциона регламентируется статьями 59, 62–69, 71, 83.2. Порядок проведения электронного аукциона и роль оператора в нем представлен на рисунке 1 [4].
Рис. 1. Порядок проведения электронного аукциона
Оператор электронной площадки в соответствии со своим внутренним регламентом и на основании заключенного с продавцом договора должен обеспечить, в том числе:
– возможность регистрации продавца и претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открыть продавцу «личный кабинет», а также раздел, доступ к которому имеют только продавец и участники (закрытая часть);
– размещение электронной формы заявки;
– регистрацию претендентов на электронной площадке в порядке, установленном в информационном сообщении о проведении торгов;
– принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;
– подачу претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;
– уведомление претендентов о принятом продавцом решении о признании их участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления;
– равный доступ участников к процедуре торгов, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;
– размещение на электронной площадке информации о ходе проведения торгов;
– конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу.
При проведении самого аукциона на электронной площадке оператор принимает от участников предложения о цене и записывает в электронной форме в электронном журнале ход проведения процедуры аукциона.
В качестве дополнительных требований согласно Закона 44-ФЗ к операторам электронных площадок предусматриваются следующие обязанности:
– обеспечить круглосуточный бесплатный доступ пользователей для ознакомления с размещенной информацией без установки на компьютеры пользователей дополнительного специального программного обеспечения и технических средств, бесплатную регистрацию лиц для участия в продаже, а также ведение электронных журналов учета приема заявок и проведения продажи с формированием уведомления о принятии поданного предложения о цене имущества для каждого участника с указанием цены и времени получения заявки;
– размещать на электронной площадке информацию на русском языке за отдельным исключением, когда использование букв и символов русского языка может привести к искажению информации, адресов электронной почты и т. д.;
– обеспечивать возможность свободного поиска сведений о продаже имущества на электронной площадке и автоматическое уведомление продавца о сроках проведения профилактических работ в момент размещения информации на электронной площадке;
– размещать информацию о плановых профилактических работах не позже, чем за 40 календарных дней до даты начала проведения таких работ. При этом период проведения профилактических работ не должен совпадать со временем проведения продажи.
Итак, роль оператора электронной площадки заключается в том, что он несет ответственность за техническую часть организации проведения торгов: верно назначает сроки приема заявок и проведения торгов в заявке на их проведение; проверяет достоверность данных представленных организатором торгов; проверяет обоснованность при приеме заявок претендентами на участие в торгах или правомерность отказа на участие; от него зависит полностью результаты проведения торгов.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета», N 256, 31.12.2001», Парламентская газета», N 2–5, 05. Янв. 2002, Собрание законодательства РФ, 07.янв. 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. — 2001. — № 1 (часть I). -Ст.
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд " // Российская газета».2013. 08 апр. 2013; Собрание законодательства РФ — 2013 — N 14 — ст. 1652
- Порядок проведения электронного аукциона в соответствии с нормами 44-ФЗ и 504-ФЗ, место проведения, его сущность и преимущества [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://pravo.team/zakupki/44/elektronniy-auktsion.html.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26 января 1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020) //», Российская газета».1996. 07 фев. 1996; Собрание законодательства РФ — 1996 — N 5 — Ст. 538.