Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального экономического сотрудничества. «Один пояс—один путь» — это просто инициатива, а не международная экономическая организация, и не имеет общей повестки дня и правил. Поэтому создание соответствующих финансовых институтов для содействия финансовому сотрудничеству, а также продолжения расширения каналов финансирования, сотрудничества в финансовой сфере в реализации инициативы «Один пояс—один путь» играет связующую роль между странами, носителем сотрудничества и интеграционными каналами.
Ключевые слова: «Один пояс—один путь», китайско-российское региональное сотрудничество, экономическое и торговое сотрудничество, финансовое сотрудничество.
- Позиционирование инициативы «Один пояс—один путь»
В международной экономической области инициатива «Один пояс—один путь» является платформой, способствующей процессу экономической глобализации и либерализации торговли путем укрепления регионального экономического сотрудничества. Фактически в последние годы, особенно после финансового кризиса, такие развитые страны, как Европа и США, начали новую волну регионального экономического сотрудничества. Соседние страны, связанные с Китаем, выдвинули много стратегических идей по региональному экономическому сотрудничеству. Инициатива «Один пояс—один путь» необходима и своевременна для расширения международного сотрудничества Китая на основе регионального сотрудничества. Население стран, расположенных вдоль «Один пояс—один путь», достигает 4,4 млрд, а их экономический совокупный показатель составляет около 21 трлн долларов США, что составляет 63 % и 29 % от общего мирового показателя соответственно. Большинство стран, расположенных вдоль «Один пояс—один путь», являются странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, которые, как правило, находятся в стадии роста. Поэтому реализация инициативы «Один пояс — один путь» не только пойдет на пользу экономическому развитию стран по пути «Один пояс – один путь», но и станет полюсом глобального экономического развития. [1]
- Благоприятные факторы для развития регионального экономического и торгового сотрудничества между Китаем и Россией
С международной точки зрения и Китай, и Россия сталкиваются со сложной обстановкой, которая обеспечивает благоприятные и объективные условия для развития регионального экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. В последние годы с реализацией внешней политики Трампа, основанной на принципе «американского приоритета», международные отношения становятся все более сложными и острыми.
1) Тенденция развития американо-российских отношений.
Отношения между США и Россией трудно улучшить в краткосрочной перспективе и они будут продолжать ухудшаться день ото дня. Это вызвано тем, что:
Во-первых, противоречие между Россией и США носит структурный характер, затрагивает их фундаментальные интересы, места для компромисса мало.
Во-вторых отсутствие широкого и глубокого экономического и торгового сотрудничества между США и Россией. Объем торговли между двумя странами составляет 20–30 млрд. долл. США, они являются конкурентами, а не коллаборационистами в области энергетики.
2) Отношения Китая и США сталкиваются с различными проблемами и усиливаются неопределенности.
Наиболее заметным вопросом в китайско-американских отношениях, сыгравшим свою роль в течение длительного периода времени, является экономическая и торговая проблема, то есть огромный дефицит США в китайско-американской торговле. Для этого президент США Дональд Трамп время от времени всячески оказывает давление, вызовы и даже угрозы на Китай. Главная причина в том, что прямой целью является обмен экономическими и торговыми выгодами для Китая, чтобы пойти на большие уступки в этой области.
3) Отношения Китая и России укрепляются день ото дня.
В вышеуказанном контексте, для решения задач США, как дальнейшее углубление китайско-российских отношений для создания объективных условий. В настоящее время Китай и Россия рассматривают друг друга как стратегическую поддержку для решения крупных проблем в международных отношениях. Международная обстановка в России также очень сложная и тяжелая, поэтому отношения с крупнейшим соседом Китая Россией важны. Кроме того, уровень экономического и торгового сотрудничества Китая и России постоянно повышается, и поле сотрудничества расширяется день ото дня, особенно в области нефти и газа. На экономические и торговые отношения между странами влияет множество факторов, среди которых важную роль играют политические отношения.
4) Потенциал сотрудничества Китая и российского Дальнего Востока нуждается в дальнейшем развитии
Россия многое сделала для развития экономики Дальнего Востока, но результаты не очень очевидны, и отток людей продолжается. [3] Главная причина — отсутствие здесь инфраструктуры, люди не видят хороших экономических перспектив. На северо-востоке Китая и на Дальнем Востоке у российского экономического и торгового сотрудничества есть хороший фундамент. Китай планирует реализовать на Дальнем Востоке России 28 проектов на сумму 4 млрд долларов, охватывающих транспорт и логистику, туризм, лесное хозяйство, развитие энергетики и глубокую переработку стали.
3.Активное развитие китайско-российского финансового сотрудничества
Инициатива «Один пояс — один путь» по сути является площадкой для развития международного экономического сотрудничества. Основное внимание в рамках содействия региональному сотрудничеству уделяется строительству транспортной инфраструктуры, чего можно добиться только за счет значительных инвестиций. Для этого в целях содействия строительству национальной транспортной инфраструктуры вдоль «Один пояс — один путь» Китай приложил большие усилия в финансовой области. За последние семь лет прямые инвестиции Китая в страны «одного пояса и одного пути» вдоль пояса и дороги превысили 60 миллиардов долларов, а его товарооборот с этими странами достиг 4 триллионов долларов.
Проекты в различных областях регионального сотрудничества Китая и России, в частности в области транспортной инфраструктуры, должны быть достигнуты за счет существенных инвестиций. Риск инвестирования в Россию проявляется в основном в следующем: 1) во-первых, инвестиционная среда в России в целом нехорошая; 2) во-вторых, внутреннее финансирование России очень жесткое. Российским отечественным предприятиям сложно повышать свою рентабельность в условиях усиления западных санкций и конкуренции, поэтому от них нельзя ожидать существенного увеличения своих инвестиций, именно поэтому на первое место приходит отсутствие инвестфондов в основных внутренних экономических проблемах России. [2, с. 18]
Хотя в развитии китайско-российского экономического и торгового сотрудничества есть некоторые локальные проблемы, в долгосрочной перспективе базовая схема взаимодополняющих преимуществ китайско-российского сотрудничества и взаимных важных возможностей развития и поддержки не изменится, и будущий потенциал развития безграничен. На данном этапе Китай и Россия должны в полной мере играть ведущую роль, активно содействовать строительству «Один пояс — один путь», расширять интеграцию интересов двух стран в экономический пояс Шелкового пути, всесторонне повышать уровень экономического и торгового сотрудничества между двумя странами.
Литература:
- Проект «Один пояс, один путь». Досье // ТАСС. URL: http://tass.ru/info/4383152.
- Цзян Чжэньцзюнь. Проблемы и возможности экономического сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России в перспективе «один пояс, одна дорога”. [Текст] / Журнал — Экономика и бизнес Вып. 4.– 2019. — С. 18.
- Россия и Китая обсудили дальнейшее сотрудничество на Дальнем Востоке — [Электронный ресурс] // Хабаровский край сегодня — Электрон. дан. — URL: http://old.kpfu.ru/f16/bin_files/5.doc/