В исследовании анализируются взгляды на образование, воспитание и труд в произведениях утопического жанра: «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Определяется место и роль науки в утопических государствах.
Ключевые слова: утопия, Т. Мор, Ф. Бэкон, образование, воспитание, наука, труд.
В истории утопии возникали разные взгляды на идеальное устройство жизни человека. С момента появления «Утопии» Томаса Мора впервые были заложены традиции утопического жанра в литературе. В истории общественной мысли утопическая литература всегда привлекла внимание исследователей к проблемам государственного и общественного строя в утопиях. Однако исследователи уделяли мало внимания вопросам образования и воспитания. Усиление внимания к данной проблеме связано непосредственно с тем, что образование играет важную роль в жизни человека. Поиск идеальной системы образования и воспитания остается актуальным и в наше время.
В данном исследовании анализируются следующие английские утопии: «Утопия» Т. Мора и «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.
Томас Мор и гуманисты эпохи Возрождения выступали против схоластики и соответствующей ей системы образования, чтобы путем просвещения сделать жизнь людей гуманнее и справедливее, опираясь на идеи христианства [7; 36]. В «Утопии» Т. Мора образованию и воспитанию отведено особое место. По замыслу автора, оно включает в себя духовное и физическое развитие. Так, в разделе «О занятии ремеслами» Т. Мор пишет следующее: «У всех мужчин и женщин есть только одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают» [4; 66]. Кроме земледелия, жители Утопии должны изучать ремесло. В стране, в которой отсутствует частная собственность, жители трудятся на благо общества. Утопийцы осознали необходимость добиваться личного счастья совместным трудом, следуя новому принципу коллективизма — антиподу индивидуализма. [8; 66]. Труд обязателен для всех, но разные виды труда не равны друг другу по достоинству, так же как не равны и люди [4; 94]. Следовательно, труд в утопии обязателен для всех и труду обучают всех с детства при помощи игры.
Программа умственных занятий гармонически сочетается с физическими упражнениями и трудом. Предусматривается внешний контроль над выполнением обязанностей жителей утопии. Исключением является занятие науками в свободное время от ремесла и земледелия. «И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых» [4; 71]. Таким ученым автор дает возможность занимать должности «послов, духовенства, траниборов и глав государства» [4; 71]. Поэтому тем, кто желает войти в сословие ученых, необходимо проявить к этому способности и талант. Также, ученые могут обучать наукам любых других желающих в специально отведенные часы отдыха в Утопии. Однако, если ученый не оправдал надежду, то он обратно возвращается к занятию ремеслу [4; 134]. Кроме того, отдельно обучением мальчиков и юношей занимаются священники, по их рекомендации производится выделение граждан «для основательного прохождения наук» [4; 136]. Английский мыслитель выражал мечту гуманистов о том, чтобы обществом управляли люди наиболее образованные и добродетельные [3; 95].
А. Л. Мортон утверждает, что образование у Т. Мора представлено в виде непрекращающейся попытки постичь мир. В ней участвует весь народ. Если и выделялись люди, специально посвятившие себя наукам, то они не составляли замкнутой касты, отгораживавшейся от народа, но были передовым отрядом, вождями движения, к которому мог примкнуть любой и каждый. Ученость ценилась и уважалась не как нечто самодовлеющее или признак особой социальной принадлежности, но как средство для полного развития человеческих способностей [5; 34].
Следовательно, для Т. Мора, справедливо, то общество, в котором, чтобы стать ученым, необходимо проявить свои способности и талант. Только ученые получают доступ к власти и решают главные проблемы в идеальном государстве. Совместный труд — это счастье для людей, он объединяет всех, «и в итоге у них получается изобилие во всем» [4; 72]. В этом обществе люди равны и имеют равный доступ к занятию наукам, все с детства обучаются, и только самые способные получают дополнительные возможности.
Другая утопия, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона повествует об обществе, в котором образование и наука занимают центральное место. Название «Новая Атлантида» связана с трудом Платона «Атлантида», и главным ее отличием является жизненность и независимость Атлантиды от разрушительных сил природы [2; 137–138]. В этом произведении под видом описания утопического государства, излагается программа государственного колледжа экспериментальных наук [2; 144]. Сочинение Ф. Бэкона повлияло на общеевропейское движение за создание научных академий. [2; 138].
Гуманисты Нового времени отводили науке и образованию особую роль. В огромных успехах техники производства и в способности человека подчинять себе окружающий его мир и свою собственную судьбу гуманисты черпали уверенность в будущем прогрессе человечества. Гуманисты верили в то, что человек в состоянии собственными руками и разумом добыть счастье в этом мире. Человека и природу они рассматривали не в противопоставлении друг другу, а в их единстве [6; 91].
Автор воображаемого государства описывает «Соломонов дом», в котором избранные ученые располагают различными материалами и сооружениями для научных изобретений посредством опытов и экспериментов. «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным» [1; 263]. Замкнутость и элитарность сочетается в нем с универсальностью его функций. Общее число полноправных членов Дома невелико — 36 человек [2; 153]. Помимо основных членов Дома Соломона, имеется какое-то число новопосвященных и учеников, а также многочисленные слуги и помощники. [2; 154].
«Не каждое изобретение может быть обнародовано обществу и государству, некоторые из них должны храниться в тайне среди ученых» [1; 273]. Тем самым, разрешалась социально-этические проблемы, связанные с ответственностью за последствия научных открытий [2; 162].
Как и в «Утопии» Т. Мора, труд — это основа жизни и счастья людей. Однако в работе Ф. Бэкона уделено мало внимания социальной стороне жизни в утопии. Между тем, Ф. Бэкон рассматривал поиск знания как высшую цель человеческой деятельности и как высшее наслаждение человека. [2; 156]. Наука, прогресс знания выступают в «Новой Атлантиде» как единственный врачеватель язв и пороков общества и человека, как сила, способная самостоятельно преобразовать общество, сделать его счастливым и процветающим [2; 160].
«Бэкон больше всего расходится с Мором во взглядах на воспитание. Для Мора воспитание было делом общественным и коллективным, имевшим целью умножить счастье всего народа и обогатить его интеллект. Для Бэкона это было занятием коллегии специалистов, самым щедрым образом награждаемых государством и работающих в совершенной изоляции от масс» — утверждает историк А. Мортон [5; 40]. Но, как следует из работы Т. Мора, самые способные и талантливые имеют право входить с состав ученых, которые освобождаются от физического труда и получают доступ к управлению государством.
Следовательно, в утопии «Новая Атлантида» Ф. Бэкон отводит образованию и науке высокое положение в государстве. Наука определяется как движущая сила в развитии государства и общества. К занятию наукой допускается ограниченное количество лиц. Однако нам ничего не известно про обучение и воспитание детей. Работа Ф. Бэкона считается незаконченной, так как не все сферы жизни затронуты в утопии.
Таким образом, образование и воспитание на примере данных утопий имеет ряд схожих идей: единство духовного и физического развития жителей утопии; самые талантливые и способные допускаются к занятию науками; образование и воспитание начинается с детства; в каждой из утопий труд в почете. В утопии Т. Мора образование представляет собой обязательный институт, через который должны пройти все жители утопии. В то время как в утопии Ф. Бэкона доступ к образованию должны получать самые способные и талантливые. Однако авторы утопий рисуют государство, в которых наука и образование занимают почетное место. Благодаря этому в утопическом государстве процветает спокойствие и справедливость со стороны правителей. Авторы утопий не обходят вниманием деталей каждой стороны жизни в утопии и описывают преимущества воображаемых ими государств. Многие из этих идей остаются полезными и необходимыми для реализации в мире равенства и справедливости, к которым всегда стремились мыслители разных эпох.
Литература:
- Бэкон Ф. Новая Атлантида // Мор Т. Утопия; Кампанелла Т. Город Солнца; Бэкон Ф. Новая Атлантида / Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон; пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского / пер. с англ. З. Александровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 227–275
- Карев В. М. «Новая Атлантида» и «Утопия». Из истории утопической мысли в Англии в XVI-XVII вв. // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 133–166
- Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991. — 288 с.
- Мор Т. Утопия // Мор Т. Утопия; Кампанелла Т. Город Солнца; Бэкон Ф. Новая Атлантида / Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон; пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского / пер. с англ. З. Александровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. С. 5–148
- Мортон А. Л. Английская утопия. — М.: Иностранная литература, 1956. — 277 с.
- Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. М.: Прогресс, 1970. — 256 с.
- Осиновский И. Н. Томас Мор в истории ренессансного гуманизма // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 7–45
- Сапрыкин Ю. М. О гуманистическом индивидуализме в политической мысли Англии в XV — начале XVI в. // Томас Мор (1478–1978). Коммунистические идеалы и история культуры. — М.: Наука, 1981. С. 46–67
Должностное лицо по общественным делам в утопическом государстве.