Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, реализации мобильности и общественной активности. И поэтому должна, осуществляя важные функции в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, иметь свои цели и задачи, для представления комплекса условий, которые оказывают влияние на коррекционный процесс, а также выступать механизмом для обеспечения качественного взаимодействия родителей и детей.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, сфера, задача, цель, факторы, формирование, доступность, социализация, родители, взаимодействие.
Коррекционно-развивающая среда осуществляет ряд важных функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Разрабатывая систему включения ребенка в разные занятия, нужно иметь ввиду доступность и поэтапность повышения количества объектов. Изменения, происходящие в отдельных компонентах среды, взаимозаменяемость одного блока на другой, представляет собой требуемый фактор для создания «зоны ближайшего развития» [3]. Органическая схожесть игровых ситуаций, объединенные, улучшенные, обогащенные, видоизмененные являются ключевыми направлениями формирования самостоятельности ребенка, исправления социального недоразвития, оживления случайного интереса к какой-либо игровой или дидактической ситуации. [2]
Самыми важными факторами организации коррекционно-развивающей среды выступают:
– учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
– эмоциональная концентрация среды;
– учёт нужд ребенка в индивидуальной и совместной деятельности.
Исходя из этого, стоит отметить, что коррекционно-развивающее пространство должно быть построено таким образом, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом. Следует оформить его информативно системным, что позволит разнообразить дидактический материал. Также отметим, что все составляющие развивающего пространства должны быть взаимосвязаны между собой, по содержанию и художественному решению, создавая при этом формирование социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.
Обеспечение процесса социального взаимодействия родителей со своими детьми, с помощью коррекционно-развивающей среды в школе сегодня является весьма важной задачей. Потому что на эту среду оказывает влияние в первую очередь Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). [4] Реализация деятельности детей в школе с отклонениями в развитии запрашивает формирование такой среды, которая наиболее полным образом будет отвечать всем необходимым требованиям и будет именно направлена на общее развитие детей, а также будет занимать особое место в коррекционном прохождении нехватки психофизического развития детей. Также стоит отметить, что коррекционная развивающая среда занимает особое место в реабилитации, адаптации, в социальном развитии и в воспитании детей с отклонениями. Такая среда осуществляет коррекционную помощь, а также позволяет создать такие условия, которые будут решать задачи детей с ОВЗ.
Подчеркнем, что сегодня требуется улучшение коррекционно-развивающей среды вследствие введения нового стандарта в образовании. Также стоит отметить, насколько важен социальный капитал родителей как ресурс управления коррекционно-развивающей среды в школе. Благодаря социальному капиталу родителей и школе возможно прийти к общему результату в воспитании обычных детей и детей с отклонениями. Стоит отметить, что благодаря взаимодействию родителей и педагогов решаются практически все проблемы родителей (происходит увеличение компетентности родителей, интереса к жизни ребенка, знаний общения и воспитания), происходит управление коррекционно-педагогической среды, результативная коррекция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). [6]
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что имеющиеся на сегодняшний день условия формирования результативной учебной и воспитательной деятельности предъявляют огромные требования к созданию коррекционно-развивающей среды, в связи с тем, что такая среда выступает необходимой составляющей учебно-воспитательной деятельности и становления ребенка в образовательном учреждении и семье, при работе с детьми с ОВЗ.
Чтобы получить результат от обучения и воспитания всех категории детей, ставиться важная задача, которая заключается в грамотном рассмотрении вопроса становления коррекционно-развивающей среды, а также ее преобразование для лучшего взаимодействия родителей и детей. Ведь коррекционно-развивающая среда и социальный капитал родителей выступают самыми необходимыми средствами развития личности ребенка. Грамотно созданная коррекционно-развивающая среда с применением социального капитала родителей даст возможность учесть интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и действующие задачи коррекционного, воспитательного воздействия.
Рассматривая зарубежную и отечественную литературу по нашей теме необходимо отметить, что в специальной литературе в действительности не существуют исследования, которые бы анализировали и изучали специфику использования социального капитала родителей как ресурса становления коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением интеллектуального развития, составляющие коррекционно-развивающей среды, правила управления, меры результативности, а также советы по применению социального капитала родителей в образовательной деятельности в школе. Также нами были исследованы труды Е. А. Ямбурга как пример. На основе его трудов мы увидели, что учебно-воспитательная среда формируется в связи с возможностями ребенка, степени их умственных способностей, развития и подготовленности. Он говорит о том, что учебные заведение должны быть со смешанным контингентом учащихся, где обучаются одаренные и простые дети, а также дети, которые имеют нужду в коррекционно-развивающем обучении.
Коррекционные цели и задачи устанавливаются непосредственно в соответствии от формы коррекции. Так на сегодняшний день различают две формы коррекции:
1) Симптоматическую- которая затрагивает симптомы отклонений в развитии.
2) Каузальную- которая затрагивает источники и причины отклонений.
Подчеркнем, что на наш взгляд, коррекционные цели должны объединять внешние проявления отставания в умственном и отклонений в личностном развитии, и должны изучать существующие первопричины, образующих эти нарушения.
Задачи коррекционной работы устанавливаются специалистами в каждом определенном случае, здесь нужно иметь ввиду два важных момента: психологические закономерности возраста и индивидуально-типологические особенности школьников.
Например, в начальных классах следует осуществлять коррекцию когнитивной сферы, работу, направленную на развитие произвольной регуляции эмоционально-волевой сферы. [1]
В подростковом возрасте уже важны задачи, которые помогут при получении знаний и навыков результативного общения, создания навыков поведенческого самоконтроля.
В старшем школьном возрасте главным образом важна личностно-ориентированная коррекционно-развивающая работа.
Стоит отметить, что в условиях разнообразия задач, решаемых в процессе коррекционной работы с учащимися группы риска, в качестве ключевых являются:
– психолого-педагогическое изучение личности ребенка со всех сторон;
– определение и изучение неблагоприятных факторов социальной среды;
– преодоление социально-педагогической запущенности, коррекция недопустимых методов воспитания;
– помощь в решении психотравмирующих ситуаций;
– улучшение методов психической саморегуляции;
– «терапия средой»- формирование в детском коллективе атмосферы принятия;
– разработка рекомендаций для родителей и учителей по применению общепедагогических методов к детям группы риска.
Задачи, которые мы будем ставить перед учащимися коррекционных классов, требуют дополнений:
– создание правильных способов поведения;
– формирование коммуникативных умений;
– формирование рефлексивных способностей;
– позитивизация «Я-концепция».
Решение коррекционных задач позволяет преобразовать деятельность всех специалистов, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и реализовать ее в разных формах с использованием требуемых методов психолого-педагогической коррекции.
Таким образом, делая вывод можно сказать, что коррекционно-развивающая среда представляет комплекс условий, которые оказывают влияние на коррекционный процесс. Также она влияет на уровень, результативность коррекционного процесса, однако в разной степени. Коррекционно-развивающая среда преследует такие цели, как: формирование личности ребёнка, который имеет проблемы в развитии, устранение дефекта, получение социального опыта, потому что цель коррекционной работы главным образом зависит от результата, а также поиск самых результативных путей для развития детей.
Литература:
1. Жилкина Е. С. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, как одна из форм работы по повышению родительской компетенции. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] URL:nsportal.ru (дата обращения: 28.01.2020)
2. Ананьина С. А. Актуальные проблемы и эффективные модели коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2017. — № 49. — С. 331–332. — URL https://moluch.ru/archive/183/47020/ (дата обращения: 24.01.2020).
3. Саблева А. С. Коррекционно-развивающая среда образовательной организации в условиях инклюзии. Ярославский педагогический вестник — 2015. — № 6. — с. 71–76
4. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1128–1139. — URL https://moluch.ru/archive/90/18872/ (дата обращения: 25.03.2020)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт. [электронный ресурс] URL:fgos.ru
6. Дюсенова Г. Ж. включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности. Сайт учителей. [электронный ресурс] URL:https://kopilkaurokov.ru/ (дата обращения: 18.03.2020)