Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздника.
Ключевые слова: цвет, свет, колористика, символ, тон, ассоциация, гамма, колорит, контраст, гармония.
Цвет имеет важное значение не только в ориентации человека в пространстве, но и в формировании его благоприятного психологического восприятия. В соответствии с принципами теории цвета, эффект воздействия на зрителя варьируется в зависимости от того, что именно он видит, какое сочетание оттенков использовано, освещенность, чистота цвета и его интенсивность.
По мнению авторов учебного пособия «Абстрактная композиция. Основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре» Даглдияна Калуста Тиграновича и Поливода Бориса Андреевича «Цвет и цветовая тональность являются двумя очень мощными и наиболее эмоциональными изобразительными средствами. Однако при рассмотрении степени эмоционального воздействия этих двух родственных изобразительных средств, а также их выразительных возможностей для передачи зрителю тех или иных мыслей и чувств, того или иного настроения, первенство остается за цветовой тональностью» [1. C. 102].
В настоящей работе поднимается проблема воздействия цвета и света на восприятие зрителя театрализованного представления и праздника. Несмотря на то, что многие цвета имеют устоявшееся значение, их тональные вариации могут оказать различное влияние на психологическое воздействие цвета. Этот аспект практически не становился предметом изучения.
Цель исследования. Рассмотреть значимость влияние цвета на восприятие театрализованных представлений и праздников. Определить степень воздействия психологического восприятия цвета на символику торжества.
Методы исследования. В работе были использованы такие методы, как анализ, аналогия, описание, сравнение, обобщение, наблюдение.
Результаты исследования. Полезным индикатором влияния цвета на эмоции человека является роль, которую разные цвета играют в обыденной жизни, какой ассоциативный ряд вызывает их тональное значение. В театрализованных представлениях и праздниках важно продумывать цветовую и световую партитуру.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приёмы. Основываясь на перечисленных аспектов каждый праздник имеет свою колористическую основу или другим словом колористику.
Словарь иностранных слов русского языка дает следующее понятие слова колористика (от лат. Color — цвет, краска) — наука у цветовосприятии. То есть колористка — это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета. Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит. А любое театрализованное представление или праздник как раз-таки направленно на то, чтобы вызвать у зрителя эмоции.
Согласно Распоряжению Департамента экономической политики и развития, г. Москвы от 30.06.2010 N 22-Р существует такое понятие как Колористика праздничного оформления — это «точно определенная для каждого из регулярно отмечаемых общегосударственных и внутригородских праздников цветовая гамма всех элементов праздничного оформления с их взаимным расположением» [3. C. 20–22].
Исходя из вышеперечисленных положении, можно сделать вывод, что каждый праздник имеет индивидуальную цветовую гамму со своими доминантными цветами. Каждый из доминатов имеет свою собственную символику характерную контексту, в котором они используются.
В зависимости от ассоциаций, вызываемых праздничным событием, можно предположить, какой смысл будет получен при воздействии цвета на человека в данном контексте. Рассмотрим эти ассоциативные ряды на конкретных примерах:
– Красный цвет вызывает ассоциации с динамикой, мощью, воинственностью. Этот цвет часто используется в театрализованных представлениях и праздниках, которые несут в себе идеологическую функцию.
Например, в театрализованном концерте «День Победы», который прошёл 9 мая 2015 года на Красной площади, в эпизоде, посвящённом женской доле на войне, доминантным цветом является красный. Это связано с символикой света. Во время Великой Отечественной воны художником Ираклием Тоидзе был создан плакат «Родина-мать зовёт!». Этот образ, очевидно, связан с образом России-матушки, который широко использовался во время первой мировой войны. Однако, девушка с плаката стала аллегорическим героем, который широко использовался в советской пропаганде. Ярким цветовым акцентом на изображении является красное платье и платок, в которые одета девушка. Они вызывают цветовые ассоциации, связанные с флагом Советского союза. Образ «Родины-матери» стал собирательным, как для людей того времени, так и для наших современников. Именно поэтому красный цвет в театрализованном концерте может считаться символичным, ведь он вызывает ассоциативный ряд, связанный с конкретной исторической эпохой. В данном контексте этот цвет оказывает особое психологическое воздействие на зрителя, связанное с такими чувствами, как гордость и ответственность.
– Голубой цвет ассоциируется с водой, чистотой и спокойствием. Такой цвет может быть использован в тематических представлениях, основными функциями которых являются художественно-эстетическая и информативно-коммуникативная.
Например, сценография праздничного концерта ко Дню ВМФ, который прошёл в 2016 году на Дворцовой площади, была оформлена в голубых тонах. На светодиодные экраны, находящиеся как на сцене, так и вокруг неё, было пущено изображение волн. Это позволило облегчить ввод в предлагаемые обстоятельства зрителя.В контексте этого праздника данный доминантный цвет взят не случайно. Голубой цвет используется в флаге ВМФ. Андреевкий флаг представляет собой белое полотно с двумя голубыми диагональными линиями, которые образуют наклонный крест. Этот крест обозначает выходы к четырём морям — Балтийскому, Чёрному, Каспийскому и Белому. Данная символика флага рождает у зрителя ассоциацию с морской стихией, выходы в которую для нашей страны имеют важное стратегическое значение. Такое психологическое воздействие на зрителя цветом направлено на поднятие патриотического духа страны.
В цветах так же может заключаться сакральный смысл для зрителя. Существуют цвета, которые имеют традиционное значение вне зависимости от контекста праздника, в котором они используются. Такими цветами можно считать чёрный и белый. Это два антипода. Для зрителя они имеют устоявшиеся противоположные значения. Белый принято считать цветом чистоты, души и нового начала, тогда как чёрный — это цвет смерти, скорби и траура.
Стоит отметить, что в древнеславянской мифологии смерть чаще всего ассоциировалась с белым цветом. Это происходило от того, что люди часто проводили аналогии с природой. Зима считалась такой же смертью для природы, поэтому она и укрывала землю белым саваном. Белый наряд невесты на свадьбе так же обозначал своего рода смерть. Девушка умирала в этой семейном роду и начинала жизнь в новом. Однако, именно чёрный цвет был выбран многими народами в качестве траурного.
Цвета, которые были приведены нами в примерах выше, являются символами для данных праздников. Именно с помощью цветовой партитуры праздника рождается образное решение, характерное содержанию и теме представления. Из-за стереотипного восприятия цвета, некоторые его оттенки будут и без конкретной привязки к праздничному событию вызывать стандартные общепринятые ассоциации. Но не всегда оформление сцены определяется темой. Цветовое решение может нести не только ассоциативный характер, но и смысловой. Исходя из цветовых акцентов в сценографии, можно определить важный коннотационный подтекст, в котором кроется идея представления.
В театрализованных представлениях и праздниках грамотное использование света позволяет режиссерам не только расставлять необходимые акценты, но и возможность получить нужный цвет. Световая партитура может как помогать цвету реализоваться в сценическом пространстве, так и заглушать его. Так, например, при дневном освещении цвета могут показаться более яркими, чем при искусственном. А яркость и соответственно оттенок цвета так же влияет на его эмоциональное восприятие.
Колористика праздника оказывает главную роль в психологическом воздействии на зрителя. Цветовое и световое решение чаще всего определяется тематикой события. Для каждого из них существуют традиционные цвета, которые характеризуют привычную эмоцию по для этого торжества.
Выводы. Таким образом, в настоящем исследовании были определены закономерности воздействия цвета на восприятие зрителя театрализованного представления и праздника. Именно в колористике заключается главная эмоциональных составляющих праздничного события. От выбора доминантного цвета праздника зависит степень и направленность оказываемого психологического влияния на человека.
Представленная работа может быть использована для повышения качества и эффективности воздействия на зрителя, так как она фиксирует основные принципы, по которым тот или иной цвет рождает ассоциативные ряды, связанные с праздничным событием. Ясное понимание символики цвета представляется нам важной составляющей для организации театрализованных представлений и праздников.
Литература:
- Даглдиян, К. Т. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением) [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Б. А. Поливода, К. Т. Даглдиян.— М.: ВЛАДОС, 2018.— 225 с.
- Иттен И. Искусство цвета/Пер с нем. и предисл. Л. Монаховой. — 2-е изд. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 с.
- МРР 3.2.18.02.04–08: Методика определения стоимости разработки архитектурной колористики объектов строительства в городе Москве. — 24 с
- Немиро О. В. Праздничный город: Искусство оформления праздников: История и современность / О. Немиро. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 230 с.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство (прикладная цветопсихология) / Сокр. пер. с нем. С. В. Гавалова. — М.: Стройиздат, 1973. — 117 с.