Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных отношений. Актуальность исследования обусловлена критикой и низким уровнем эффективности бюджетной системы России, в частности процессов управления региональными бюджетами. В рамках статьи описаны теоретические аспекты понятия «межбюджетные отношения» и их роли для управления бюджетной политикой государства. Перечислены основные инструменты регулирования системы межбюджетных отношений в России. Проанализировано значение принципа бюджетного федерализма при формировании недостатков системы межбюджетных отношений на региональном уровне.
Ключевые слова: бюджетная система, бюджетная политика, бюджетное регулирование, система межбюджетных отношений, региональные бюджеты, бюджетный федерализм, межбюджетные трансферты.
A scientific article is devoted to the study of the current state of the system of intergovernmental relations in the Russian Federation (RF) at the regional level. The most pressing problems and the main ways / directions of improving the system of intergovernmental relations are identified. The relevance of the study is due to the criticism and low level of efficiency of the budget system of Russia, in particular the processes of managing regional budgets. The article describes the theoretical aspects of the concept of «intergovernmental relations» and their role in managing the state budget policy. The main instruments for regulating the system of intergovernmental relations in Russia are listed. The importance of the principle of fiscal federalism in the formation of shortcomings in the system of intergovernmental relations at the regional level is analyzed.
Key words: budget system, fiscal policy, budget regulation, inter-budgetary relationship system, regional budgets, fiscal federalism, intergovernmental transfers.
На сегодняшний день бюджетная политика России — одно из ключевых направлений государственной системы управления, эффективность которой влияет на устойчивость и экономическую безопасность социально-экономического развития государства.
Трансформация российской экономики предполагает стратегические направления развития государства, среди которых реформирование бюджетной системы, стимулирование выхода из «депрессивного состояния» отдельных регионов, способствование равномерному социально-экономическому прогрессу субъектов РФ и снижение между ними неравенства, отражающегося в рамках бюджетного федерализма.
Для реализации такой стратегии необходимо способствование совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне, что актуально ввиду наличия определенных проблем и трудностей бюджетной политики страны.
Актуальность научного исследования на тематику «актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне» обусловлена критикой и низким уровнем эффективности бюджетной системы России, в частности процессов управления региональными бюджетами.
Целью научной статьи выступает исследование современного состояния межбюджетных отношений в РФ на региональном уровне.
Для этого в рамках работы, необходимо решение следующих поставленных задач, среди которых:
− определить наиболее актуальные проблемы системы межбюджетных отношений в России;
− разработать основные направления и пути совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне;
− описать теоретические аспекты понятия «межбюджетные отношения» и их роли для управления бюджетной политикой государства;
− перечислить основные инструменты регулирования системы межбюджетных отношений в России;
− проанализировать значение принципа бюджетного федерализма при формировании недостатков системы межбюджетных отношений на региональном уровне.
Межбюджетные отношения — это цепочка взаимодействий между органами государственной власти РФ, включая регионы и муниципальные субъекты, заключенные в формировании и исполнении соответствующих бюджетов, установленных правительством страны [1].
Основными принципами функционирования системы межбюджетных отношений в России выступают [2; 3]:
− распределение и закрепление объемов бюджетных расходов на различных уровнях бюджетной системы, включая региональные субъекты страны;
− разграничение бюджетных доходов по уровням бюджетной системы;
− выравнивание минимального уровня обеспеченности региональных бюджетов страны;
− равенство бюджетных прав между всеми регионами страны.
Основными инструментами регулирования системы межбюджетных отношений в России являются налоги, сборы и межбюджетные трансферты. Особо актуальным выступает последний механизм, который активно применяется в рамках управления межбюджетных отношений на региональном уровне страны.
К инструментам межбюджетных трансфертов стоит относить [4]:
− субвенции — выделение бюджетных средств другому региону на закрытие его обязанностей по бюджетным расходам;
− субсидии — выделение бюджетных средств другому региону на закрытие его бюджетных расходов при реализации национальных проектов;
− дотации — безвозмездное выделение бюджетных средств другому региону.
Активное использование инструментов межбюджетных трансфертов для обеспечения региональных бюджетов Российской Федерации связано с наличием главной проблемы системы межбюджетных отношений — неравномерным распределением бюджетных средств государства в рамках бюджетного федерализма:
− с одной стороны, сформированы межбюджетные отношения, которые обязаны способствовать реализации всех обязанностей региональных субъектов страны перед населением по оказанию социально-экономических услуг;
− с другой стороны, постоянное соблюдение принципа бюджетного федерализма приводит к разрывам средств в бюджетах регионов нашей страны.
В связи с этим формируются другие актуальные проблемы системы межбюджетных отношений России, а именно [5; 9]:
− ограниченные права и возможности самодостаточности в вопросах бюджетной политики у регионов страны;
− отсутствие горизонтальных отношений по выравниванию бюджетов между самими регионами;
− высокий уровень дифференциации налоговых и экономических возможностей выполнения своих бюджетных обязательств между регионами страны;
− укрупненная структура системы межбюджетных отношений на региональном уровне, что делает ее сложной и неэффективной с позиции управленческой деятельности.
Доказательством того, что проблема бюджетного федерализма отрицательным способом влияет на эффективность функционирования системы межбюджетных отношений на региональном уровне России является рост бюджетных расходов федерального бюджета государства на статью «межбюджетные трансферты», динамика которых изображена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика бюджетных расходов на «межбюджетные трансферты» России в период 2015–2019 гг., в млрд рублей [6]
Особый скачок роста бюджетных расходов на «межбюджетные трансферты» в России в рамках инструментов системы межбюджетных отношений на региональном уровне произошел в 2018 году, когда их объем увеличился с 790,7 млрд рублей до 1,095 трлн рублей.
В целях совершенствования системы межбюджетных отношений для управления устойчивостью региональных бюджетов Российской Федерации, можно предложить следующий ряд мероприятий [7; 8]:
− увеличение активности и доли использования инструментов долгового рынка ценных бумаг для обеспечения потребностей в закрытии дефицитов региональных бюджетов субъектов РФ;
− стимулирование применения инструментов государственно-частного партнерства в рамках реализации национальных и региональных проектов, что позволит снизить расходную нагрузку на региональные бюджеты субъектов РФ и уменьшит объем межбюджетных трансфертов через инструмент субсидии;
− стимулирование роста притока налоговых поступлений в региональные бюджеты регионов не через увеличение нагрузки, а через способствование и поддержку деловой активности предпринимательских институтов экономики страны;
− оптимизация бюджетных расходов региональных бюджетов субъектов РФ, которые имеют наибольшее соотношение дефицита бюджета к валовому региональному продукту.
Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующему заключению: современный этап развития системы межбюджетных отношений на региональном уровне России сопряжен негативному влиянию различных проблем. По этой причине, необходимо принятия мер совершенствования системы регулирования межбюджетных отношений, среди которых увеличение активности и доли использования инструментов долгового рынка ценных бумаг, стимулирование применения инструментов государственно-частного партнерства в рамках реализации национальных и региональных проектов, стимулирование роста притока налоговых поступлений в региональные бюджеты и оптимизация бюджетных расходов региональных бюджетов субъектов РФ.
Литература:
- Аветисян И. А. Регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации — неотъемлемая часть бюджетного менеджмента // Вопросы территориального развития. 2018. № 1 (41).
- Раднаева В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. № 21. С. 233–237.
- Подпорина И. В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. 2016. № 10. С. 17–20.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). Ст. 129.
- Казаковцева М. В. Устойчивость бюджетов субъектов РФ в условиях нестабильной экономики // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. № 4 (12).
- Бюджет России // Сайт «Минфин». URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g. (дата обращения: 04.06.2020).
- Вовченко Н. Г., Яралиев А. А. Межбюджетные отношения и финансовая устойчивость региональных бюджетов Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования // Финансовые исследования. 2019. № 1 (62).
- Смагина М. Н., Мукенге Г. Т. Проблемы и перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 2.
- Васюнина М. Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Дайджест-финансы. 2019. № 2 (250).