Экспертиза проявлений вербальной речевой агрессии в интернет-пространстве на примере коммуникации между геймерами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Дурново, Е. Д. Экспертиза проявлений вербальной речевой агрессии в интернет-пространстве на примере коммуникации между геймерами / Е. Д. Дурново. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 450-453. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71566/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор изучает практическое применение геймерами проявления речевой агрессии в ходе коммуникативного взаимодействия в специфичной лингвистической среде.

Ключевые слова: речевая агрессия, реактивная агрессия, рациональная агрессия, речевой акт, речь геймеров, подготовленная агрессия, виды агрессии, геймер.

Речевая агрессия как коммуникативное действие, как правило, рассматривается в аспекте психологических факторов (психолингвистический подход). Такой подход соотносится с психологической теорией деятельности и ставит в центр исследования контекстные условия (в первую очередь психологическое и эмоциональное состояние участников общения) возникновения речевой агрессии. Возможно, это объясняет, почему одной из ядерных форм речевой агрессии в этом случае становится «враждебная эмоциональная агрессия». Данный факт подтверждается исследованием особых проявлений речевой агрессии, табуированной лексики, например, «использование которой в большей степени связывают с необходимостью эмоциональной разрядки» [2]. По мнению Т. В.Ларионовой, «изучение речевой агрессии в рамках психолингвистического подхода более глубоко концентрируется на анализе способов и условий проявления речевой агрессии, чем на природе ее возникновения, очевидно, соотнося данный вопрос с областью психологии и связанных с ней наук» [3].

В работе «Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход» Т.А.Воронцова рассматривает так называемый «лингвопсихологический» подход к вербальной агрессии и подвергает его критике, говоря, что именно собственно лингвистическому аспекту не отдается должного внимания: «психологическое понимание агрессии в значительной степени экстраполируется на речевое поведение и с лингвистикой связан только способ выражения» [1, с. 17]. Также отмечается двуплановость данного феномена: «Речевая агрессия — конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизируещее воздействие на адресата. Речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов» [1, с. 109]. В этом отношении изучение речевой агрессии неотделимо от анализа дискурсивных условий ее возникновения и развития.

Исследователи предлагают различные классификации типов и видов агрессии и речевой агрессии, в частности. К.Ф.Седов в своей работе выделяет следующие виды агрессии [4]. Рассмотрим их применение в речи геймеров:

  1. Вербальная / невербальная агрессия

Здесь критерием разграничения выступает природа знаковых средств выражения речевой агрессии. К числу невербальных средств выражения агрессии геймеров можно также отнести молчание (угрожающее, ироническое, протестующее и т. п.). Как правило, чаще в речи геймеров встречается вербальная агрессия.

– вербальная агрессия

— «Ну-ка быстро заткнись и слушай меня, я с таким рачьём не вожусь, понял?»

– невербальная агрессия

И1: — Я без вас на рейд пойду, достали уже, слышать вас всех не желаю.

И2: — Чего? Куда ты там пойдешь? Прекращай.

И1: — …

И2: — Что молчишь?

И1: — …

  1. Прямая (явная) / косвенная (непрямая) агрессия

Прямая (она же — явная) речевая агрессия — результат коммуникативного акта, иллокуция которого содержит открытую, очевидную враждебность. Непрямая (косвенная, неявная, скрытая) речевая агрессия содержится в речевом акте, негативная иллокуция которого не вытекает из суммарного значения входящих в высказывание компонентов.

– прямая (явная) агрессия

И1: — Ты просто ублюдок безмозглый, ливни лучше!

И2: — Ещё я таких засранцев как ты слушать буду!

– косвенная (непрямая) агрессия

И1: — Ну, доволен что команду подставил? Зачем не послушал нас?

И2: — Знаешь, хуже это игра всё равно не стала бы.

  1. Инструментальная / неинструментальная агрессия

Неинструментальная агрессия — это агрессия ради агрессии, агрессия в ее чистом виде. Она служит задачам психологической разрядки за счет коммуникативного партнера и обычно имеет аффективный характер. Инструментальная агрессия в коммуникативном акте, кроме иллокуции враждебной, содержит еще и стремление к достижению какой-либо иной цели.

– инструментальная агрессия

— «Да пошёл ты нафиг, дебил!»

– неинструментальная агрессия

— Вы станете наконец нормально играть или мне фидить пойти! — В приведенном примере угроза сочетается с интенцией достижения иной цели.

  1. Инициативная / реактивная агрессия

Речевая агрессия может быть средством как нападения, так и защиты. В первом случае мы имеем дело с агрессией, которая выступает как бы агрессией первого порядка, реакцией на фрустрогенный фактор. Игровая коммуникация наполнена в большей степени как раз таким типом агрессии. Реактивная агрессия обычно выступает в качестве агрессии второго порядка и выполняет функцию защиты от агрессора (реального или мнимого).

– инициативная агрессия

— «Что вы тут за фигню творите! Почему опять разбредаетесь по карте! Нет бы нормально собраться и рашить!»

– реактивная агрессия

И1: — Ты, наверное, не до конца понимаешь, насколько сильно мы проигрываем?

И2: — Ну конечно же, не понимаю! Я же дурачок! Один ты у нас умный!

  1. Активная / пассивная агрессия

Подобное деление очень напоминает вышеприведенное — инициативная / реактивная. Однако здесь есть существенные отличия. Реактивная агрессия — это агрессия на агрессию; пассивная — агрессия методом прекращения контакта или демонстрация нежелания в него вступать. Молчание — крайняя форма пассивной речевой агрессии. Пассивная речевая агрессия демонстрирует принцип — «оставьте меня в покое». Активная и пассивная агрессия в равной степени представлены в среде коммуникации геймеров.

– активная агрессия

— «Учить меня ещё тут будешь, мелкота! У тебя вон мама пришла, зовёт кашку кушать!»

– пассивная агрессия

И1: — Рейз, ну кто гранаты на рампу кидает, давай лучше на балкон.

И2: — …

И1: — Рейз, я с тобой говорю.

И2: — …

И1: — Кидай гранату на балкон, аллё!

  1. Непосредственная / опосредованная агрессия

Эту оппозицию можно выделить на основании характера коммуникативного контакта. Вид непосредственной речевой агрессии протекает в рамках речевого акта, в котором коммуниканты находятся в одном пространстве и времени. Опосредованной агрессией можно считать речевое воздействие, осуществляемое в разных хронотопах. Она проявляется в виде заглазных осуждений и обсуждений, распространения сплетен, унижающих человека, клеветы и т. п.

– непосредственная агрессия

И1: — Ага, рассказывай мне тут ещё, как все кроме тебя плохо играют.

И2: — А вот и расскажу! Посмотри на счёт, у кого он прямо сейчас больше? А?

– опосредованная агрессия

Во время матча:

И1: — Два друга-дебила попались, какой ужас. Даже даббл килл на двоих сделать не могут.

И2: — …

И3: — …

После матча:

И2: — Вот дурак, надеюсь мы никогда больше с ним в ранкеде не попадёмся.

И3: — Ага, и не говори. Хамло каких поискать.

  1. Спонтанная / подготовленная агрессия

Критерием дифференциации в этом случае выступает своеобразие процесса порождения высказывания. Спонтанная агрессия проявляется в рамках речевого акта, где мотив и коммуникативное намерение реализуются практически одновременно с их словесным выражением. Подготовленная агрессия возникает в результате «спланированной акции».

– спонтанная агрессия

И1 подставил всю команду, обозначив местоположение засады:

И2: — Ну на кой чёрт надо было топать-то, скажи? Всё испортил!

– подготовленная агрессия

— «Я всю игру за тобой слежу! И знаешь, хуже тиммейта ещё поискать надо!»

  1. Эмоциональная / рациональная агрессия

В этой бинарной оппозиции маркированным членом является рациональная агрессия. Основной принцип дифференциации — наличие / отсутствие в речевом действии рационального начала. Рациональная агрессия может быть спонтанной, но чаще это заранее спланированное речевое выступление. Как правило, она находит выражение в разного рода непрямых формах воздействия: колкостях, шутках, иронии.

– эмоциональная агрессия

— «Ливни нафиг, я тебя умоляю! Кретин!»

– рациональная агрессия

Два игрока уже занимают определённую игровую позицию и к ним подходит третий:

И1: — Слышь, иди отсюда! Тут только для двоих место есть. Тебя видно будет. Пошёл нафиг!

  1. Сильная / слабая агрессия

Выделение этой оппозиции необходимо для измерения перлокутивного эффекта агрессивного действия. Сильная агрессия геймера становится результатом речевого акта, способного повлиять на изменение эмоционального состояния другого геймера, вызвать у него сильную фрустрацию, чувство унижения, страха и т. п. Слабая агрессия наблюдается, как правило, в речи знакомых друг другу геймеров.

– сильная агрессия

— «Придурок, заткнись! Я ща тебе мешать приду!»

– слабая агрессия

И1: — *иронично* Ооо… да ты хуже хромой собаки играешь, братан. Совсем форму растерял за время сессии.

И2: — Да ну тебя, сам будто на турнирах каждый день выступал.

  1. Враждебная / невраждебная

Отталкиваясь от предыдущей классификации, приведённые примеры можно также рассматривать в рамках враждебности. Как правило, невраждебные дружеские подкалывания среди геймеров будут являться примером такого типа речевой агрессии. Все остальные типы классификации можно отнести к враждебным.

Литература:

  1. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: дис… д-ра филол. наук: 10.02.19. — Челябинск, 2006. — 296 с.
  2. Жельвис В. И. Инвективная агрессия в ряду эмотивных средств // Социальная психолингвистика: хрестоматия / сост. к. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 278–322.
  3. Ларионова Т. В. Речевая агрессия: от речевой практики к социокогнитивной матрице / Т. В. Ларионова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. № 7. Ч. 1. С. 117–120.
  4. Седов К. Ф. Агрессия как вид речевого воздействия // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов, 2003а.
Основные термины (генерируются автоматически): речевая агрессия, рациональная агрессия, реактивная агрессия, речевой акт, подготовленная агрессия, вербальная агрессия, вид агрессии, неинструментальная агрессия, пассивная агрессия, слабая агрессия.


Ключевые слова

речевой акт, : речевая агрессия, реактивная агрессия, рациональная агрессия, речь геймеров, подготовленная агрессия, виды агрессии, геймер

Похожие статьи

Речевая агрессия в интернет-общении как объект судебной экспертизы

В статье авторы на примерах из Интернета рассказывают о речевой агрессии и особенностях ее выявления.

Развитие интеллектуальных игр как этап социализации и личностного роста в РФ (на примере квизов в Белгороде)

В статье авторами исследуется взаимосвязь процесса интеллектуальных игр и социализации человека на примере популярных квизов Белгорода.

Вербальная агрессия в школе: лексические средства выражения

В современном русском языке есть множество слов и словосочетаний с различной степенью выраженности агрессии, которые служат для выражения агрессивности в письменной или устной речи. В научной работе мы дифференцировали анализируемые языковые единицы ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Культура общения как фактор успешности в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по речевому взаимодействию в профессиональной сфере. Авторы статьи дают характеристику таких явлений, характерных для общения сотрудников уголовно-исполнительной системы, как соблюдение норм служебного об...

Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление

В данной статье рассматривается способ аббревиации в интернет-языке как социолингвистическое явление. Анализируются особенности возникновения интернет-языка, находящегося на стыке нормативного языка и жаргона. Выявляются причины возникновения интерне...

Коррекция агрессивности у студентов вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции коммуникативной агрессивности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной кор-рекционно-развивающей программы.

Психолингвистические способы измерения этнической напряженности

В статье описывается психолингвистическая методика для диагностики межэтнической напряженности. Автором был проведен ассоциативный эксперимент с участием слов-этнонимов и выявлены определенные закономерности в ответах, обнаружены сходные ассоциации к...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Похожие статьи

Речевая агрессия в интернет-общении как объект судебной экспертизы

В статье авторы на примерах из Интернета рассказывают о речевой агрессии и особенностях ее выявления.

Развитие интеллектуальных игр как этап социализации и личностного роста в РФ (на примере квизов в Белгороде)

В статье авторами исследуется взаимосвязь процесса интеллектуальных игр и социализации человека на примере популярных квизов Белгорода.

Вербальная агрессия в школе: лексические средства выражения

В современном русском языке есть множество слов и словосочетаний с различной степенью выраженности агрессии, которые служат для выражения агрессивности в письменной или устной речи. В научной работе мы дифференцировали анализируемые языковые единицы ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Культура общения как фактор успешности в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по речевому взаимодействию в профессиональной сфере. Авторы статьи дают характеристику таких явлений, характерных для общения сотрудников уголовно-исполнительной системы, как соблюдение норм служебного об...

Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление

В данной статье рассматривается способ аббревиации в интернет-языке как социолингвистическое явление. Анализируются особенности возникновения интернет-языка, находящегося на стыке нормативного языка и жаргона. Выявляются причины возникновения интерне...

Коррекция агрессивности у студентов вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции коммуникативной агрессивности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной кор-рекционно-развивающей программы.

Психолингвистические способы измерения этнической напряженности

В статье описывается психолингвистическая методика для диагностики межэтнической напряженности. Автором был проведен ассоциативный эксперимент с участием слов-этнонимов и выявлены определенные закономерности в ответах, обнаружены сходные ассоциации к...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Задать вопрос