В статье автор изучает практическое применение геймерами проявления речевой агрессии в ходе коммуникативного взаимодействия в специфичной лингвистической среде.
Ключевые слова: речевая агрессия, реактивная агрессия, рациональная агрессия, речевой акт, речь геймеров, подготовленная агрессия, виды агрессии, геймер.
Речевая агрессия как коммуникативное действие, как правило, рассматривается в аспекте психологических факторов (психолингвистический подход). Такой подход соотносится с психологической теорией деятельности и ставит в центр исследования контекстные условия (в первую очередь психологическое и эмоциональное состояние участников общения) возникновения речевой агрессии. Возможно, это объясняет, почему одной из ядерных форм речевой агрессии в этом случае становится «враждебная эмоциональная агрессия». Данный факт подтверждается исследованием особых проявлений речевой агрессии, табуированной лексики, например, «использование которой в большей степени связывают с необходимостью эмоциональной разрядки» [2]. По мнению Т. В.Ларионовой, «изучение речевой агрессии в рамках психолингвистического подхода более глубоко концентрируется на анализе способов и условий проявления речевой агрессии, чем на природе ее возникновения, очевидно, соотнося данный вопрос с областью психологии и связанных с ней наук» [3].
В работе «Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход» Т.А.Воронцова рассматривает так называемый «лингвопсихологический» подход к вербальной агрессии и подвергает его критике, говоря, что именно собственно лингвистическому аспекту не отдается должного внимания: «психологическое понимание агрессии в значительной степени экстраполируется на речевое поведение и с лингвистикой связан только способ выражения» [1, с. 17]. Также отмечается двуплановость данного феномена: «Речевая агрессия — конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизируещее воздействие на адресата. Речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов» [1, с. 109]. В этом отношении изучение речевой агрессии неотделимо от анализа дискурсивных условий ее возникновения и развития.
Исследователи предлагают различные классификации типов и видов агрессии и речевой агрессии, в частности. К.Ф.Седов в своей работе выделяет следующие виды агрессии [4]. Рассмотрим их применение в речи геймеров:
- Вербальная / невербальная агрессия
Здесь критерием разграничения выступает природа знаковых средств выражения речевой агрессии. К числу невербальных средств выражения агрессии геймеров можно также отнести молчание (угрожающее, ироническое, протестующее и т. п.). Как правило, чаще в речи геймеров встречается вербальная агрессия.
– вербальная агрессия
— «Ну-ка быстро заткнись и слушай меня, я с таким рачьём не вожусь, понял?»
– невербальная агрессия
И1: — Я без вас на рейд пойду, достали уже, слышать вас всех не желаю.
И2: — Чего? Куда ты там пойдешь? Прекращай.
И1: — …
И2: — Что молчишь?
И1: — …
- Прямая (явная) / косвенная (непрямая) агрессия
Прямая (она же — явная) речевая агрессия — результат коммуникативного акта, иллокуция которого содержит открытую, очевидную враждебность. Непрямая (косвенная, неявная, скрытая) речевая агрессия содержится в речевом акте, негативная иллокуция которого не вытекает из суммарного значения входящих в высказывание компонентов.
– прямая (явная) агрессия
И1: — Ты просто ублюдок безмозглый, ливни лучше!
И2: — Ещё я таких засранцев как ты слушать буду!
– косвенная (непрямая) агрессия
И1: — Ну, доволен что команду подставил? Зачем не послушал нас?
И2: — Знаешь, хуже это игра всё равно не стала бы.
- Инструментальная / неинструментальная агрессия
Неинструментальная агрессия — это агрессия ради агрессии, агрессия в ее чистом виде. Она служит задачам психологической разрядки за счет коммуникативного партнера и обычно имеет аффективный характер. Инструментальная агрессия в коммуникативном акте, кроме иллокуции враждебной, содержит еще и стремление к достижению какой-либо иной цели.
– инструментальная агрессия
— «Да пошёл ты нафиг, дебил!»
– неинструментальная агрессия
— Вы станете наконец нормально играть или мне фидить пойти! — В приведенном примере угроза сочетается с интенцией достижения иной цели.
- Инициативная / реактивная агрессия
Речевая агрессия может быть средством как нападения, так и защиты. В первом случае мы имеем дело с агрессией, которая выступает как бы агрессией первого порядка, реакцией на фрустрогенный фактор. Игровая коммуникация наполнена в большей степени как раз таким типом агрессии. Реактивная агрессия обычно выступает в качестве агрессии второго порядка и выполняет функцию защиты от агрессора (реального или мнимого).
– инициативная агрессия
— «Что вы тут за фигню творите! Почему опять разбредаетесь по карте! Нет бы нормально собраться и рашить!»
– реактивная агрессия
И1: — Ты, наверное, не до конца понимаешь, насколько сильно мы проигрываем?
И2: — Ну конечно же, не понимаю! Я же дурачок! Один ты у нас умный!
- Активная / пассивная агрессия
Подобное деление очень напоминает вышеприведенное — инициативная / реактивная. Однако здесь есть существенные отличия. Реактивная агрессия — это агрессия на агрессию; пассивная — агрессия методом прекращения контакта или демонстрация нежелания в него вступать. Молчание — крайняя форма пассивной речевой агрессии. Пассивная речевая агрессия демонстрирует принцип — «оставьте меня в покое». Активная и пассивная агрессия в равной степени представлены в среде коммуникации геймеров.
– активная агрессия
— «Учить меня ещё тут будешь, мелкота! У тебя вон мама пришла, зовёт кашку кушать!»
– пассивная агрессия
И1: — Рейз, ну кто гранаты на рампу кидает, давай лучше на балкон.
И2: — …
И1: — Рейз, я с тобой говорю.
И2: — …
И1: — Кидай гранату на балкон, аллё!
- Непосредственная / опосредованная агрессия
Эту оппозицию можно выделить на основании характера коммуникативного контакта. Вид непосредственной речевой агрессии протекает в рамках речевого акта, в котором коммуниканты находятся в одном пространстве и времени. Опосредованной агрессией можно считать речевое воздействие, осуществляемое в разных хронотопах. Она проявляется в виде заглазных осуждений и обсуждений, распространения сплетен, унижающих человека, клеветы и т. п.
– непосредственная агрессия
И1: — Ага, рассказывай мне тут ещё, как все кроме тебя плохо играют.
И2: — А вот и расскажу! Посмотри на счёт, у кого он прямо сейчас больше? А?
– опосредованная агрессия
Во время матча:
И1: — Два друга-дебила попались, какой ужас. Даже даббл килл на двоих сделать не могут.
И2: — …
И3: — …
После матча:
И2: — Вот дурак, надеюсь мы никогда больше с ним в ранкеде не попадёмся.
И3: — Ага, и не говори. Хамло каких поискать.
- Спонтанная / подготовленная агрессия
Критерием дифференциации в этом случае выступает своеобразие процесса порождения высказывания. Спонтанная агрессия проявляется в рамках речевого акта, где мотив и коммуникативное намерение реализуются практически одновременно с их словесным выражением. Подготовленная агрессия возникает в результате «спланированной акции».
– спонтанная агрессия
И1 подставил всю команду, обозначив местоположение засады:
И2: — Ну на кой чёрт надо было топать-то, скажи? Всё испортил!
– подготовленная агрессия
— «Я всю игру за тобой слежу! И знаешь, хуже тиммейта ещё поискать надо!»
- Эмоциональная / рациональная агрессия
В этой бинарной оппозиции маркированным членом является рациональная агрессия. Основной принцип дифференциации — наличие / отсутствие в речевом действии рационального начала. Рациональная агрессия может быть спонтанной, но чаще это заранее спланированное речевое выступление. Как правило, она находит выражение в разного рода непрямых формах воздействия: колкостях, шутках, иронии.
– эмоциональная агрессия
— «Ливни нафиг, я тебя умоляю! Кретин!»
– рациональная агрессия
Два игрока уже занимают определённую игровую позицию и к ним подходит третий:
И1: — Слышь, иди отсюда! Тут только для двоих место есть. Тебя видно будет. Пошёл нафиг!
- Сильная / слабая агрессия
Выделение этой оппозиции необходимо для измерения перлокутивного эффекта агрессивного действия. Сильная агрессия геймера становится результатом речевого акта, способного повлиять на изменение эмоционального состояния другого геймера, вызвать у него сильную фрустрацию, чувство унижения, страха и т. п. Слабая агрессия наблюдается, как правило, в речи знакомых друг другу геймеров.
– сильная агрессия
— «Придурок, заткнись! Я ща тебе мешать приду!»
– слабая агрессия
И1: — *иронично* Ооо… да ты хуже хромой собаки играешь, братан. Совсем форму растерял за время сессии.
И2: — Да ну тебя, сам будто на турнирах каждый день выступал.
- Враждебная / невраждебная
Отталкиваясь от предыдущей классификации, приведённые примеры можно также рассматривать в рамках враждебности. Как правило, невраждебные дружеские подкалывания среди геймеров будут являться примером такого типа речевой агрессии. Все остальные типы классификации можно отнести к враждебным.
Литература:
- Воронцова Т. А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: дис… д-ра филол. наук: 10.02.19. — Челябинск, 2006. — 296 с.
- Жельвис В. И. Инвективная агрессия в ряду эмотивных средств // Социальная психолингвистика: хрестоматия / сост. к. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 278–322.
- Ларионова Т. В. Речевая агрессия: от речевой практики к социокогнитивной матрице / Т. В. Ларионова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. № 7. Ч. 1. С. 117–120.
- Седов К. Ф. Агрессия как вид речевого воздействия // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов, 2003а.