В 2020 году в связи с создавшейся эпидемиологической обстановкой в стране и быстрым переходом всех обучающихся на дистанционное обучение на длительный срок преподаватели и обучающиеся испытали все возможные трудности такого обучения. В создавшейся ситуации многие преподаватели оказались в затруднительном положении вести занятия дистанционно. Оказалось, что многие наши обучающиеся знают гораздо больше программного обеспечения, чем их педагоги.
В ГАПОУ КО «ККСД» уже было организованно дистанционное обучение на платформе «moodle». В основном платформа использовалась для часто болеющих и отсутствующих длительное время обучающихся инвалидов. Поэтому работа велась в индивидуальном порядке с учетом особенностей каждого студента.
В возможности такой платформы (http://kksddist.beget.tech) входит и статистика посещений сайта, и возможность отслеживания прохождения курса, и проверка ответов, которые поступают от учеников, и проставление им оценок, возврата на доработку, написание сообщений. В ГАПОУКО «ККСД» закуплены три электронных учебно-методических комплекса для специальностей «Технология парикмахерского искусства», «Операционная деятельность в логистике» и профессии «Портной».
Все эти ЭУМК размещены на данной платформе и могут быть использованы преподавателем и обучающимися для дополнительного обучения или для изучения в процессе освоения учебной программы согласно ФГОС.
Теперь эта платформа вынуждено используется на всех студентов. Практика показала, что удобнее всего обучающимся и преподавателям построить обучения по неделям. За каждую неделю согласно расписания выкладываются материалы для изучения в различных форматах.
Для слабовидящих студентов это формат pdf и аудио-файлы.
Практические работы, лабораторные работы выкладываются в качестве методического пособия для дальнейших проработок.
Конечно же, обучающиеся не могут самостоятельно изучать материал, необходимы консультации и онлайн-занятия.
Поэтому платформа дистанционного образования должна поддерживаться группой в социальной сети (например, ВК). Таких групп может быть несколько. Отдельные группы мы создаем по предметам или нескольким предметам одного преподавателя. Так удобнее и информативнее общаться по интересующей всех проблеме и не мешая другим.
В ГАПОУ КО «ККСД» существует официальная группа «ККСД» в социальной сети «Вконтакте». Параллельно, для каждой группы отдельно созданы сообщества или беседы, для оперативного общения и передачи материалов с заданиями.
Для возникающих вопросов используется чат, электронная почта. Преподаватель вынужден консультировать обучающихся в личных сообщениях, и зачастую по одним и тем же проблемным вопросам. Многие преподаватели выразили мнение, что дистанционное обучение занимает намного больше времени и в подготовке, и в консультировании. Всего этого можно избежать, правильно организовав свою деятельность.
Большую роль в дистанционном обучении сыграли видео трансляции уроков. Они не отменят онлайн занятий и консультаций. Основное их преимущество в том, что обучающемуся удобно просмотреть краткое содержание того материала, который уже выложен на дистанционной платформе в текстовых форматах, который он уже прослушал и просмотрел на онлайн занятии, но остались неясности. Записанное видео можно прокрутить несколько раз и именно на том моменте, который необходим.
Мы рекомендуем воспользоваться трансляциями своих уроков в «Вконтакте». Для этого достаточно иметь ноутбук и мобильный телефон. Сейчас рекламируется огромное количество программ онлайн-вещания, так называемые программы для стрима на ПК.
Например, на сайте https://tvoiprogrammy.ru/programmy-dlya-strima можно посмотреть обзор части из них. Большинство из них бесплатны, русифицированы и позволяют захватывать экран, транслировать видео перед экраном одновременно и в различных форматах экрана. Мы используем у себя OBS Studio.
Данное программное обеспечение отлично поддерживает и запись трансляций в социальные сети и просто запись видео в файл, который потом моно разместить в любом контенте.
Благодаря видео в режиме реального времени студенты могут в чате задавать Вам вопросы по ходу лекции. Данная программа позволяет одновременно захватывать видео с Вашего экрана, то есть демонстрировать ваш рабочий стол, презентации, программы и одновременно захватывать видео преподавателя. Таким образом, можно разместить одновременно два окна с экраном ПК и преподавателем. Окна можно изменять по размеру и местоположению в зависимости от важности происходящего и расставлении акцентов. То есть, преподаватель может на время уменьшить свое изображение и акцентировать внимание на свой рабочий стол и материал, затем наоборот уменьшить изображение рабочего стола и перевести все внимание на себя и свое рабочее место, чтобы показать отдельные приемы, например на манекене.
Трансляции видео мы выкладывает в группу ВК
На всем продолжении трансляции удобнее дублировать «Вконтакте» с мобильного телефона либо с дополнительно ПК. Тогда вы сможете одновременно вести трансляцию и читать сообщения с вопросами от учеников. После завершения трансляции данное видео будет опубликовано в сообществе и обучающиеся смогут его просмотреть в записи столько раз, сколько им будет необходимо. Это очень удобно.
Для занятий в режиме онлайн, когда одновременно могут разговаривать и они и преподаватель большинство образовательных организаций используют Zoom. Мы рекомендуем рассмотреть программное обеспечение Discord. Эти приложения- платформы для онлайн занятий. Небольшое отличие в том, что Zoom может вести запись онлайн занятия в файл, но зато он ограничивает трансляцию 40 минутами в бесплатной версии. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра.
Discord не ограничивает время проведения занятия, но не записывает в файл. Захват видео с экрана одинаково у обоих приложений. Оба приложения русифицированы. Зачастую обучающиеся уже давно сидят в таких приложениях и с радостью подключатся к вам или пригласят вас в свою уже существующую группу.
Дистанционное обучение все больше входит в нашу жизнь. И если изначально мы рассматривали его как вспомогательный блок в обучении для инвалидов, то сейчас на дистанционное обучение может перейти каждый обучающийся. Задача преподавателя разработать материалы и организовать их подачу так, чтобы обучающийся не испытывал проблем с освоением, имел доступ ко всевозможным ресурсам, знал, что находится под постоянным контролем и может рассчитывать на дополнительные консультации в режиме реального времени.
Для успешного обучения нужны усилия всех участников: и преподавателей, и обучающихся и их родителей.
Литература:
- Российская Федерация. Министерство образования и науки. Инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» Текст. от 03 июля 1998 г. № 41 / Бюллетень Минобразования РФ. 1998. — № 9. — С. 20.
- Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. — Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008.
- Жапарова, Самал Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в высшем образовании / Самал Жапарова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. — 112 c.
- Учебник для начинающих по среде Moodle: http://rumoodler.com
- https://moodle.herzen.spb.ru/mod/folder/view.php?id=32109