В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.
Ключевые слова: школа, успеваемость, дети.
Безусловно, каждый педагог в своей деятельности взаимодействует с самыми разными категориями учащихся. Кто-то может блеснуть отличной памятью и быстротой усвоения материала. Другим для понимания необходимо гораздо больше времени для усвоения полученной информации, прилагать более серьёзные усилия для достижения желаемой оценки. Но существует и та категория учеников, которая испытывает регулярные проблемы в обучении. В преподавательском сообществе обыкновенно подобных детей называют неуспевающими или слабоуспевающими. Таким образом, каждый педагог находится в постоянном поиске, ищет способы для исправления сложившейся ситуации. К сожалению, не всегда усилия дают желаемый результат, что может привести к различным последствиям. Ученик с одной ступени образования переходит на другую, школьная жизнь становится всё тяжелее и бессмысленнее.
Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической психологии. Причины школьной неуспеваемости могут быть как непсихологического характера: педагогическая запущенность, семейно-бытовые условия, уровень образования родителей, так и психологического: индивидуальные психологические особенности учащихся, недостатки в познавательной сфере [1]. Преподавателю зачастую сложно установить причины неуспеваемости из-за их многообразия. Поэтому в большинстве случаев педагог выбирает традиционные методы работы со слабоуспевающими учениками [4]. К ним относятся дополнительные занятия, организованные с целью повторения изученного материала. Чаще всего такие занятия проводятся сразу с несколькими отстающими. Эта работа требует большой затраты времени и сил, но может оказаться бесполезной и не дать желаемого результата.
Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими детьми очень важно выявить психологические причины, которые мешают усвоению знаний отдельным ученикам.
При этом специалисты отмечают, что сама проблема неуспеваемости может являться и социальной, и педагогической, и медицинской [2]. Однако же, не смотря на большое внимание к этой проблеме, число отстающих остаётся одним из самых острых вопросов в любом учебном заведении.
Мы считаем, что проводить работу по борьбе с неуспеваемостью обучающихся следует по следующим пунктам:
- Профилактика неуспеваемости. Применять активные методы и формы обучения, педагогические технологии, в том числе проблемного и программированного обучения, с целью предупреждения неуспеваемости.
- Диагностика неуспеваемости. Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого можно применять беседы учителя с учениками и родителями, наблюдать за трудными учениками, проводить тесты, анализировать результаты, обобщать их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
- Принятие мер по устранению отставаний в учебе. Дополнительные занятия с обучающимися (групповые и индивидуальные). Создание индивидуальных карточек, заданий и программ обучения.
- Воспитательное воздействие. Очень часто бывает, что неудачи в учёбе связаны с плохим воспитанием, следовательно, работа со стороны педагогического состава должна вестись и с семьёй школьника.
При составлении программы обучения в первую очередь необходимо учитывать: итоговый объем материала, который предстоит отработать; характер этого материала; срок, в течение которого ученик должен выполнять программу и т. д.
В работе с неуспевающими детьми необходимо не только восполнять пробелы в знаниях, но и развивать их познавательную активность. Это необходимо делать для того, чтобы после восполнения существующих пробелов не получить новые и вновь не оказаться позади своих одноклассников. Более того, на первое время возможно снижение требований к отстающим школьникам, что даст им определённый стимул.
Слабоуспевающим ученикам во время работы на уроке необходимо предлагать те задания, которые исправят ошибки и недочеты, допущенные при тестировании, устных ответах и иных заданиях. При этом оказывать помощь следует вместе с развитием самостоятельности в обучении [3].
Обращать внимание стоит и на дифференцированную работу с классом. Оптимально выделить три группы учащихся: слабых, средних и сильных. На различных этапах урока организуется работа по группам, преподаватель в первую очередь оказывает содействие слабым учащимся, при этом группы носят временный, непостоянный характер [5].
Естественным является то, что работа с неуспевающими может проводиться как на различных этапах урока, так и вне учебных занятий. На дополнительных занятиях учащиеся главным образом должны активно работать самостоятельно. Учитель же вносит ясность в те моменты, где возникают вопросы. При этом нельзя позволить ученикам бездействовать, т. к. обязательно найдутся те, кто пришел по требованию классного руководителя или родителей.
Таким образом, подводя итоги, мы делаем следующие выводы:
- Неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
- У неуспевающих учеников обязательно отсутствуют необходимые знания, умения или навыки в некоторых областях по изучаемому предмету. В результате они не могут уяснить причинно-следственные связи, соотнести события и факты. Как правило, неуспевающий ребёнок не проявляет организованности, самостоятельности и иных качеств, которые так необходимы для успеха в обучении.
- Важным фактором для исправления неуспеваемости является изучение ее причины (которых может быть одна или несколько). Важно включать в работу индивидуальные задания, разделение учебных задач на отдельные шаги, особые условия опроса, дополнительные занятия.
Литература:
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 2016. — 112 с.
- Крылова Т. А., Струкова М. Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 184 с.
- Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М.: Просвещение, 1997.
- Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии. — М.: Перспектива, 2011. — 89 с.
- Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. Торохтин В. С., доктор пед. наук, профессор, — М.: АНО «СПО «СОТИС», — 2007. — 384 с.