В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Разработана батарея методик, позволяющая диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности по трем компонентам (мотивационно-ценностный, рефлексивный, коммуникативный).
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность,компоненты профессиональной компетентности, батарея диагностических средств.
Актуальность анализа процесса подготовки психологов в вузе обусловлена распространением в образовании компетентностного подхода, включением России в Болонский процесс. Модель профессиональной компетентности выпускников определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [4], а также профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [3], разработанным с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов-психологов, и новых задач, связанных с реформированием системы образования в нашей стране.
Наиболее обоснованное значение понятия «компетентность», даёт Дж. Равен (мл), по его мнению: «компетентность — это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание за свои действия» [5, с. 30].
По мнению А. А. Марголиса [1], в Российской Федерации на сегодня практически отсутствует независимый контроль готовности выпускников в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, в том числе педагога-психолога, что создает условия, при которых квалификация будущих специалистов никак не подтверждается. Уровень профессиональных компетенций студентов — сложный конструкт, требующий особых средств оценки. Установленная процедура оценки приведет к увеличению эффективности образовательного процесса. Выдача сертификата будет свидетельством высокого уровня подготовки специалиста, и «это будет своего рода пропуск в мир профессионалов» [2, с. 15].
Исследования отечественных учёных в данном направлении, как правило, затрагивают лишь некоторые компоненты профессионального становления студентов. Мы же находимся в поиске батареи диагностических средств, позволяющих оценить такой сложный и многокомпонентный конструкт. Нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого — сформировать и апробировать батарею диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Анализ специфики деятельности психолога позволил нам выделить мотивационно-ценностный, рефлексивный и коммуникативный компоненты профессиональной компетентности психолога.
На основе теоретического анализа сформирован следующий диагностический инструментарий: экспертная оценка уровня развития профессиональных компетенций студентов — будущих психологов; тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированный Д. А. Леонтьевым; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса; ценностный опросник Ш.Шварца; методика диагностики рефлексивности А. В. Карпова; анкета изучения уровня развития коммуникативных умений студентов — будущих психологов, разработанная нами; методика диагностики уровня эмоционального интеллекта Н.Холла; для подтверждения полученных данных использовалась «анкета выпускника», разработанная сотрудниками кафедры практической психологии ВГПУ.
Нами были использованы следующие методы обработки результатов эмпирического исследования: критерий U-Манна-Уитни; коэффициент корреляции r-Пирсона; метод главных компонент; структурное моделирование. Весь комплекс состоит из взаимодополняющих друг друга методов.
Экспертная оценка уровня развития профессиональных компетенций студентов — это опросник, состоящий из вопросов открытого характера, которые предполагают шкалирование. Процедура заключается в оценке преподавателями уровня развития профессиональных компетенций студентов, вопросы касаются профессиональной компетентности студентов, коммуникативной, рефлексивной, мотивационной, аксиологической компетентности.
Анкета изучения уровня развития коммуникативных компетенций студентов представляет собой опросник, состоящий из вопросов, открытого характера, которые предполагают шкалирование. Вопросы касаются профессиональной компетентности, субъективной оценки уровня коммуникативной компетентности.
Анкета изучения уровня развития профессиональных компетенций студентов — будущих психологов представляет собой опросник, состоящий из вопросов, открытого и закрытого характера, которые предполагают выбор из двух или более вариантов ответов или требующих развернутого ответа, и шкалирование. Вопросы касаются профессиональной компетентности студентов, субъективной оценки уровня коммуникативной и профессиональной компетентности, готовности к выполнению профессиональной деятельности, степень удовлетворенности выбора профессии.
Базой эмпирического исследования выступил «Воронежский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие 80 студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование»: 40 респондентов очной формы обучения; 40 респондентов заочной формы обучения.
Результаты исследования экспертной оценки профессиональной компетентности студентов позволили выделить 2 уровня профессиональной компетентности студентов: базовый уровень профессиональной компетентности и повышенный уровень профессиональной компетентности. Дальнейший анализ и интерпретация обработанных результатов проводились в соответствии с условным разделением студентов очного и заочного отделений на группы в соответствии с уровнем профессиональной компетентности (повышенный и базовый уровень), как раннее обозначалось, условное разделение проводилось по результатам экспертных оценок.
Анализ полученных результатов позволил нам выявить, что между шкалами Мотивация к успеху — Эмоциональный интеллект существует высоко значимая корреляция, равная 0,324 (р=0,003). Выявлен высокий коэффициент корреляции между такими шкалами как: СЖО — Эмоциональный интеллект, который равен 0,336 (р=0,002); между шкалами Избегание неудач — Рефлексия, равный 0,323 (р=0,003); и Избегание неудач — Мотивация к успеху, равный 0,264 (р=0,019). Также выявлено, что значимо все компоненты структуры взаимосвязей между собой не различаются, то есть в первый фактор объединяются шкалы Эмоциональный интеллект — СЖО, а во второй фактор Рефлексия — Мотивация на избегание неудач. Слабо выражена с этими факторами шкала Мотивация к успеху. Индексы: RMSEA = 0,000; CMIN/DF = 0,212; P = 0,888; GFI = 0,996; CFI = 1,00;. Факторы между собой значимо не коррелируют (ортогональны). Модель хорошо соответствует данным.
Итак, нами проведён теоретический анализ специфики деятельности психолога, на его основе разработана структура профессиональной компетентности, которая включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, рефлексивный и коммуникативный; разработана батарея методик, позволяющая диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности по трем указанным компонентам. Результаты использованного психодиагностического инструментария позволяют сделать следующий вывод: разработанный нами инструментарий позволяет оценить уровень профессиональной компетентности, который подтверждён результатами экспертной оценки.
Литература:
- Марголис, А. А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик / А. А. Марголис. — Текст: электронный //Психологическая наука и образование.. 2019.. Том 24. № 1. C. 5–30. — Портал психологических изданий. — URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2019/n1/Margolis.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
- Марголис, А.А., Коновалова, И. В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога / А. А. Марголис, И. В. Коновалова. — Текст: электронный // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 13–20. — Портал психологических изданий. — URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2010/n1/27974.shtml (дата обращения: 30.05.2020)
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования): федеральный закон от 18 августа 2015г. № 38785 — Текст: электронный // fgosvo.ru: сайт. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf (дата обращения: 02.06.2020).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата): федеральный закон от 18 января 2016г. № 40623 — Текст: электронный // fgosvo.ru: сайт. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 02.06.2020).
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — Москва, 2002. — 396 с.