В статье проводится анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Рассматриваются основные формы взаимодействия, которые реализуются и применяются на сегодняшний день.
Ключевые слова: организационно-правовая форма, некоммерческие организации, органы местного самоуправления, государственная поддержка.
Некоммерческие организации являются одним из элементов гражданского общества, а со стороны органов государственной и муниципальной власти выступают как партнер в решении важных проблем для общества [3]. Они рассматриваются как организационная основа гражданского общества, занимающаяся общественно значимой деятельностью, оказанием социальных услуг населению, защитой прав человека, а также способствующая через осуществление общественной экспертизы повышению открытости работы органов государственной власти и местного самоуправления. На законодательном уровне правовой статус некоммерческих организаций сформирован и закреплен в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях». Согласно данному закону: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» [6].
В соответствии с действующим законодательством определяются следующие разновидности некоммерческих организаций: «общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, государственные корпорации, государственные компании, некоммерческие партнерства, частные учреждения, государственные, муниципальные учреждения, бюджетные учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации (союзы)» [6].
По состоянию на 20.05.2020 года в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации на территории Иркутской области зарегистрировано 3 283 некоммерческих организаций, из них: общественных объединений — 1 464, религиозных организаций — 371, иных некоммерческих организаций — 1 448.
В отношении некоммерческих организаций Министерство юстиции Российской Федерации исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам [5].
Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями определяется тем, что при организации их деятельности отмечается схожесть целей и интересов. Основными направлениями функционирования некоммерческих организаций выступают: помощь социально незащищенным группам населения, юридическая защита граждан, защита прав потребителей, защита природы и экологии и др. Создание условий для удовлетворения соответствующих интересов, потребностей и прав граждан является фундаментом для развития гражданского общества и обусловливает возможности взаимодействия разных институтов власти и гражданского общества. Но проблема состоит в том, что у граждан отсутствуют желание объединяться с другими людьми и навыки для реализации совместных действий при совпадении идей и интересов.
Таким образом, для эффективной работы системы государственного и муниципального управления необходимо стремление и воля граждан, а также готовность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления разрешать данную проблему совместными усилиями.
Задачей органов местного самоуправления становится построение выгодных отношений с некоммерческими организациями, так как от них будет зависеть благополучие граждан. Одним из важных показателей успешной деятельности органов местного самоуправления является степень участия граждан в деятельности некоммерческих организаций.
Наиболее частыми формами взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций на сегодняшний день, являются: выделение грантов и субсидий; предоставление льгот налогового и неналогового характера; совместная разработка программ; информирование о проводимой социально-экономической и бюджетной политике [2].
Со стороны органов власти и местного самоуправления предусмотрена поддержка в виде выделения грантов и субсидий. Данная поддержка проходит на конкурсной основе, и со стороны органов местного самоуправления происходит контроль за использованием предоставляемых денежных средств. Гранты и субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям на реализацию проектов, имеющих наибольшую актуальность и позволяющих достичь лучших практических результатов. Особенностью предоставления финансирования по гранту является целевой характер и безвозмездность. Проекты, которые стали результатом получения гранта, должны представлять собой общественную значимость. С помощью грантов некоммерческие организации реализуют различные социальные программы и проекты, научные проекты, проекты в сфере образования и благотворительную деятельность, а также покрывают расходы по аренде и содержанию помещения и техники, оплаты труда сотрудников.
Следующей формой взаимодействия со стороны органов местного самоуправления является предоставление льгот некоммерческим организациям налогового и неналогового характера. Некоторые некоммерческие организации имеют право на налоговые льготы. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации «освобождаются от налогообложения общественные организации инвалидов, в которых 80 процентов участников составляют инвалиды и их законные представители; организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов участников инвалидов; организации, единственными собственниками которых, являются инвалиды» [4].
Со стороны государства так же предоставляется определенный перечень льгот, которые применяются исключительно к некоммерческим организациям, закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Взаимодействие органов местного самоуправления и некоммерческих организаций выражается в форме совместной организации и реализации городских программ и проектов, а также контроля за их исполнением. Органы местного самоуправления предоставляют некоммерческим организациям информацию по проводимой в городе бюджетной и социально-экономической политике и о мероприятиях. Даная форма взаимодействия полезна и для власти, и для общества, так как при проведении различных мероприятий органы власти определяют организации, которые наиболее эффективно справляются с существующей задачей или проблемой на территории муниципального образования.
Еще одной формой взаимодействия являются общественные советы при органах местного самоуправления. Они создаются между представителями некоммерческих организаций и представителями органов местного самоуправления для более эффективного общения, повышение гражданской активности населения, привлечение внимания людей к общественно значимым проблемам.
Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления крепкой связи между органами власти и населением, за счет обеспечения повышения социальной активности населения и укрепления гражданского общества в целом, и в этой связи система государственного управления должна активнее сотрудничать с некоммерческими организациями [1].
Литература:
- Колесникова Н. А. Некоммерческие организации как основные институциональные формы гражданского общества // Изв. ТулГУ. Гуманит. науки. 2013. — № 1. — С.146.
- Макаренко О. В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. — М, 2014. — С.274.
- Мироненко Н. В. Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — № 4. — С.131.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146- ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998. — № 31.
- Приказ Минюста РФ от 30.12.2011 № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2012 № 22975) // «Российская газета», 16.03.2012. — № 58.
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996. — № 3.