Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 12.06.2020

Статья просмотрена: 2685 раз

Библиографическое описание:

Митченко, Е. С. Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности / Е. С. Митченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71595/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: личностное и социальное развитие, эмоционально-мотивационная сфера, развитие умственных способностей, внимания, воображение и характеристика художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьный возраст, изобразительное искусство.

Младший школьный возраст — возрастной период, который начинается с момента поступления ребенка в первый класс (6–7 лет) и длится до окончания 4 класса (9–11 лет) [1].

Главным фактором изменения жизни ребенка становится учебная деятельность. «Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством» [1, 101].

Личностное и социальное развитие. С поступлением в первый класс, ребенок приобретает новый социальный статус — ученик. С первых дней школьной жизни, в роли ученика, ребенок сталкивается с многочисленными трудностями: изменение распорядка дня, установление контакта с одноклассниками и учителем, ограничение поведения и так далее. Главной обязанностью школьника является учение, которое подвергается оценке со стороны учителя, взрослых. Отношение ученика к учителю в большей степени определяет его интерес к обучению. Учитель становится не только источником знаний, но и диктует нормы поведения школьной жизни, дает социальную оценку действиям школьника. Так же оценка учебной деятельности становится критерием формирования мнения о личности ребенка, как у взрослых, так и у сверстников [3].

Младшие школьники стремятся к самоутверждению и признанию среди учителей, взрослых и сверстников, которых они добиваются через достижения успехов в учебной деятельности. Результативность учения напрямую зависит от развития таких личностных качеств как ответственность, самоконтроль и рефлексия. Эти качества формируются постепенно в процессе учебной деятельности и к концу четвертого класса должны сложиться в полной мере [1].

Ребенок начинает все более точно различать границы межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, руководствуясь нормами поведения. Таким образом, младший школьник активно повышает навыки общения, тем самым неосознанно открывает для себя разные стили в общении. В течение последующих лет школьной жизни, отношения между младшими школьниками претерпевают изменения. Если в первом классе мнение учителя о ребенке и его успехи в учении являлись основными критериями выбора друга, не считая внешние факторы (сосед по парте, по месту жительства), то к концу четвертого класса важнее становятся личностные качества. Школьник теперь выбирает друга, обращая внимание на его уверенность в себе, честность, самостоятельность [3].

Таким образом, учебная деятельность становится значительной частью жизни ребенка, которая формирует основу его личности.

Эмоционально-мотивационная сфера. Мотивационная сфера формирует фундаментальные свойства личности, а также определяет новые цели и ценности младшего школьника. В первую очередь это характеризуется сменой деятельности, приоритетной становится учебная деятельность, происходит переоценка ценностей. Жизненные мотивы личности проявляются в принятии социальных норм, этому соответствует контроль поведения и эмоций, ради социального одобрения. Формируются такие черты личности как ответственность, рефлексия, самоконтроль [4].

Следовательно, учебная деятельность является движущей силой формирования мотивов, характеризующие не только стремление к учению, но и интегрироваться в социальную жизнь.

Развитие умственных способностей. «Учебная деятельность может проявляться только тогда, когда перед ребенком ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел» [1, 104]. Процесс обучения младших школьников неразрывно связан с развитием интеллектуальной сферы. Мышление становится центром сознательной деятельности школьника. «Основным направлением развития мышления в младшем школьном возрасте является переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению» [1, 106]. В начале обучения мышление ребенка обусловлено эгоцентризмом, что обусловлено отсутствием знаний. Со временем эгоцентризм убывает, ребенок открывает для себя окружающий мир и появляется любознательность. Школьник в процессе обучения осваивает умение строить обобщение на основе выделения существенных связей и отношений, а не по основным признакам. Следовательно, мышление начинает влиять на все остальные функции сознания. Формируются различные механизмы переработки и запоминания информации. Основные виды памяти у младших школьников: произвольная и осмысленная. Произвольная память характеризуется целенаправленным запоминанием информации, даже не интересной для ученика. Отличие от непроизвольной памяти в том, что ребенок отлично запоминает информацию, преподнесенную яркими образами, в игровой форме. Осмысленная память закрепляет те знания, которые ребенок понял: установил логическую связь одного понятия с другим и сделал выводы. Что бы младшему школьнику легче было строить связи между понятиями и ранее изученным материалом, запоминать большой объем сложного материала и воспроизводить его, используются мнемонические приемы. Данные приемы характеризуются подкреплением понятий, фактов визуальной составляющей в виде образов и ассоциаций, вербальной переработки [2].

«Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными» [1, 113].

Развитие внимания. В младшем школьном возрасте развивается произвольность внимания. «Без достаточного развития внимания процесс обучения невозможен» [1, 119]. Поскольку у младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание, им сложно быть сосредоточенными продолжительное время на одном занятии. Дети могут сосредоточенно работать над одним делом 10–20 минут. В процессе учебной деятельности произвольное внимание развивается благодаря организованной учителем работе. Постепенно ребенок становится способен самостоятельно контролировать свою деятельность, придерживаться той последовательности выполнения действий, которая была выработана учителем. Следовательно, планирование способствует развитию внимания [3].

Учебная деятельность направлена не только на получение новых знаний, но и на формирование способности учиться. Поскольку без должного внимания и механизмов памяти эффективное обучение невозможно.

Воображение. В учебной деятельности важную роль отводится воображению. В процессе обучения учитель часто побуждает учеников к использованию воображения, за счет чего оно становится более гибким. Воображение помогает не только предвосхищать последовательность и результат действий, но и является основным компонентом творческой деятельности [5].

Восприятие. В воспитании гармоничной личности младшего школьника особое место отводится художественно-творческой деятельности. Одной из составляющей творческой деятельности детей младшего школьного возраста является восприятие. Первоклассники еще не могут проводить основательный анализ свойств воспринимаемых предметов и явлений. Дети выстраивают свои суждения на констатации фактов, перечислении внешних характеристик. Этими же качествами отличается и художественное восприятие. Ребенок, поступивший в первый класс, способен различать цвета, знает их названия, имеет представление о теплых и холодных цветах. Так же первоклассник может сопоставить предметы с их размером, способен изобразить простые геометрические фигуры. Дети уже знакомы с простейшими законами перспективы: один и тот же предмет в пространстве может изображаться маленьким (если расположен далеко) или большим (если находится близко). В этом возрасте дети идентифицируют предметы по эталону, например, сравнивают очертания предметов с геометрическими фигурами. Имея такую базу восприятия, обучение ребенка в начальной школе направлено на развитие целенаправленного наблюдения. Мышление способствует устанавливать связь элементов наблюдаемого объекта или явления [1].

При восприятии продукта изобразительного искусства, младшие школьники часто затрудняются выделить главные и второстепенные элементы. Дети вычленяют отдельные элементы художественного произведения, при этом не могут сложить их в единый образ. На данном этапе дети еще не имеют тех инструментов, которые они могли бы применить при анализе произведений искусства, не могут развернуто рассказать о своем впечатлении. Обычно их повествование ограничивается поверхностным описанием или оценкой по критериям: «красиво» или «некрасиво», «нравится» или «не нравится». Младшие школьники легко принимают готовые решения. Схемы, каноны, широко распространенные вкусы и идеалы. Однако, совокупность этих фактов не равнозначна тому, что дети не имеют переживаний, вызванных при знакомстве с художественным произведением. Дети способны к восприятию, но художественный анализ представляет для них определенную сложность. С развитием мышления и воображения, изменением личности, ребенок способен провести развернутый анализ при восприятии художественного произведения. Так же полнота анализа зависит и от накопленного художественного опыта за период обучения [5].

В процессе обучения детям необходимы средства активизации художественного восприятия, которые помогут придать осознанности художественному анализу. Данная деятельность способствует развитию мышления, формирует активную позицию к искусству [5].

Характеристика художественно-творческой деятельности. Творчество младших школьников претерпевает изменения в связи со сменой ведущей деятельности, однако сохраняет черты непосредственности и эмоциональности в выражении своих мыслей и чувств. Рисунки отличаются яркостью, декоративностью и оригинальностью. В своих работах дети используют художественные выразительные средства, которые характеризуют их творчество. В младшем школьном возрасте в своих работах дети начинают использовать цвета, приближенные к действительности, но тяга к ярким цветам остается. Линия в рисунке отражает собственное отношение к предметам и явлениям. То, что вызывает положительные эмоции, отличается аккуратностью исполнения, а для отражения своего отрицательного отношения, ребенок использует небрежную линию. Для передачи движения на рисунке используются дополнительные линии, например, спиралевидная линия из выхлопной трубы машины показывает, что она находится в движении. Композиция рисунков младших школьников выражается в выделении главного объекта большой формой и ярким цветом. Искренность в выражении собственных чувств и переживаний присуще произведениям искусства, что и является их ценностью [5].

Изобразительная деятельность для дошкольника является одним из средств общения. На свои рисунки ребенок переносит то, что на него произвело впечатление (положительное или отрицательное). Детские рисунки этого возраста в большей степени направлены на передачу событий, отражение внутреннего мира, чем на создание образа. С поступлением в первый класс, у ребенка происходит смена ведущей деятельности с игры на учение, что отражается и на изобразительном творчестве. Эмоциональность и смелость рисования в младшем школьном возрасте заметно ослабевают. Начинает формироваться критическое отношение к своим рисункам. Ребенок видит в своих работах несовершенство и испытывает неудовлетворение, как от процесса творческой деятельности, так и от ее результата. Несмотря на этот факт, все еще сохраняется непосредственность детского рисунка. К концу четвертого класса у многих детей теряется интерес к изобразительной деятельности. Формируется мнение, что рисовать они не умеют, нет смысла пытаться научиться этому [5].

Одна из задач учителя изобразительного искусства — сохранить интерес детей к изобразительному творчеству, развить их художественный потенциал. Познакомить детей с выразительными средствами и научить применять их в своих работах. От того, будет ли учитель поощрять креативность в творческих работах учеников, зависит сохранение интереса к изобразительной деятельности на протяжении периода обучения в начальной школе [5].

Художественному творчеству младших школьников присущи эмоциональность, непосредственность и оригинальность, что определяет художественную ценность детского рисунка. Основой компонент творческой деятельности младших школьников является воображение, поэтому развитию воображения отводится важное место в обучении младших школьников. Младшие школьники становятся критичны к оценке собственных продуктов изобразительной деятельности и в этом возрасте формируется устойчивый интерес или не интерес к изобразительной деятельности. Поэтому формирование мотивации учащихся является неотъемлемой частью обучения изобразительному искусству. Восприятие и анализ произведений искусства занимает особое место в обучении изобразительному искусству и младшие школьники способны к такому виду деятельности, но для этого необходим подход проблемного обучения и беседы о творчестве художников и изобразительном искусстве в целом.

Литература:

  1. Гнездилов Г. В., Курдюмов А. Б., Кокорева Е. А. Киселев В. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / В. В. Киселев. — Москва: Библио-глобус, 2017. — 228 с.
  2. Мандель Б. Р. Педагогика: учебное пособие. — Москва: Флинта, 2019. — 287 с.
  3. Мусс Г. Н., Шарычева М. Э. Теория методика и практика обучения младшего школьника: Учебно-методическое пособие / Г. Н. Мусс. — Оренбург: Оренбург, 2018. — 65 с.
  4. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастно-педагогическое консультирование: учебное пособие / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. — 308 с.
  5. Русакова Т. Г. Урок изобразительного искусства в начальной школе: учебно-методическое пособие. — Москва: Флинта, 2017. — 115 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, изобразительное искусство, школьник, изобразительная деятельность, младший школьник, процесс обучения, художественно-творческая деятельность, творческая деятельность.


Похожие статьи

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Похожие статьи

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Задать вопрос