В статье рассматривается сущность и содержание категорий «компетентность» и «компетенция». Отмечается интегральный характер этих понятий по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а также качествам личности. Приводится результаты анализа зарубежных и отечественных исследований посвящённых данной проблеме. Определены отличительные признаки рассматриваемых категорий.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, знания, умения, навыки, опыт, профессиональная деятельность, результативность, успешность.
Современные результаты системы профессионального образования напрямую связаны с глобальными преобразованиями, проходящими в России, и затрагивают все сферы его жизнедеятельности, в том числе и сферу подготовки специалистов различного уровня. Это детерминирует значительный рост требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования.
При этом, предъявляемые к молодым специалистам требования, определяются не столько, имеющимися у них, знаниями, сколько способами деятельности («умение», «способность», «готовность»), иначе говоря сформированностью «профессиональной компетентности» и таких её составляющих, как базовые и профессиональные компетенции.
В настоящее время, в силу развития и интегрирования в образовательную среду компетентностного подхода, актуализируется вопрос единого понимания содержания категорий «компетентность» и «компетенция». Проведённый анализ исследований позволил выявить отсутствие терминологического единообразия мнений по данному вопросу. Иногда компетенции путают с компетентностью, однако смешивать эти понятия ошибочно.
Смысловая нагрузка этих понятий, в свою очередь, позволяет определить компетентность, как достижение определённого уровня результатов работы, а компетенцию, как способность, отражающую нужные эталоны поведения, ведущие к повышению эффективности и результативности в работе.
Чаще всего исследователи определяют компетенции, как качества характерные для конкретной личности и её способности, а кроме того и профессиональные навыки, необходимые сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей. Как пример — умение планировать свою деятельность, ставить чёткие цели, собирать, обобщать и анализировать информацию, умение работать в группе, способность быстро адаптироваться к изменениям, личное развитие, генерирование и накопление идей, навыки коммуникации.
Дальнейшее изучение сущностных характеристик компетенций, позволяет обнаружить двойственный подход к их определению:
американский подход, когда компетенции включают описание поведения сотрудника;
европейский подход, когда компетенции описывают профессиональные рабочих задачи или ожидаемые результаты работы.
В исследованиях можно встретить разделение компетенции на:
Приобретенные — знания и умения, приобретаются в ходе обучения, работы и повседневной деятельности.
Природные — представляет собой комплекс базовых личностных качеств таких как экстраверсия, эмоциональная стабильность, добросовестность и противоположные им интроверсия, тревожность, спонтанность и т. д.
Адаптивные — набор данных свойств и качеств позволяют сотруднику достигать цели в новых условиях. Основу данных компетенций составляют эмоциональные способности личности, которые могут быть приобретены и развиты.
Кроме того, компетенции условно подразделяют на:
− профессиональные;
− личностно-деловые;
− управленческие.
Таким образом, компетенция — это область проблем и вопросов, в которых человек хорошо сведущ, а также круг прав и полномочий. Из этого вытекает, что компетенция имеет отношение не столько к самому субъекту, сколько к кругу вопросов, касающихся самой деятельности. Компетентность же непосредственно относится к субъекту деятельности. Это приобретение позволит человеку успешно решать возникающие задачи [10].
Соотношение двух категорий описывает в своих работах А. В. Хуторской. По его мнению, «компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [6].
Э. Ф. Зеер предлагает рассматривать компетентность в рамках традиционного понимания результата образования. По его мнению, компетентность есть ни что иное, как интегративное качество личности, содержащее в себе системный комплекс знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для выполнения конкретной профессиональной деятельности [3].
В свою очередь, Л. Ю. Степашкина рассматривает компетентность, как умение человека мобилизовать в конкретной ситуации приобретенный опыт и знания [4].
М. A. Чошанов, выделяя основные характеристики компетентности, уточняет их сущностные характеристик. Так он понимает под:
критичностью мышления — способность сотрудника из имеющегося множества решений находить самое наилучшее, аргументировано отметать ошибочные или ложные, ставить под сомнение эффектные, но не всегда эффективные решения;
мобильностью знания — способность человека к регулярному и систематическому получению новых знаний, постижению новой информации;
вариативностью метода — умение специалиста найти наиболее приемлемый для конкретных условий способ решения проблемы.
Ряд ученых (А. Г. Бермус, Г. К. Селевко, О. М. Мутовкина, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской) относят компетентность к ситуативно — деятельностной категории, представляющей собой способность использовать набор знаний, навыков, умений, а также личностных качеств, в конкретной ситуации.
Анализ исследований позволяет прийти к пониманию, что компетентность является сложным, поликомпонентным, понятием, находящимся в междисциплинарной сфере, которое определяется с помощью множества различных дефиниций. Характерные признаки присущие компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Само понятие «компетентность» может толковаться как:
− система или совокупность знаний в действии;
− черта личности, личностные качества и свойства;
− базовый или основной критерий демонстрации готовности к непосредственной деятельности;
− необходимая для получения конкретных результатов профессиональной деятельности способность;
− целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность специалиста успешно реализовывать свою компетентность;
− объединение в единое целое освоенных специалистом отдельных действий, способов и приёмов решения задач, кроме того совокупность мотивационного и эмоционально-волевого компонентов;
− демонстрация им на деле стремления и способности реализовать свои возможности и имеющийся внутренний потенциал для результативной деятельности в различных сферах, при этом четко осознавая её социальную важность, а также персональную ответственность за результаты самой деятельности.
Таким образом, если компетенция — необходимая социальная норма или требование к образовательной подготовке специалиста, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, то компетентность — качество личности или совокупность её качеств, а также минимальный опыт деятельности в конкретной сфере [6]
Существенное уточнение привносит в понимание категории «компетенция» как составляющей «компетентности» И. А. Зимняя. Опираясь на её исследования, под компетенцией необходимо понимать «…некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [3, с. 40].
Систематизируя основные подходы исследователей, рассматривающих проблему соотношения категорий компетентность/компетенция, необходимо отметить интегральный характер этих понятий по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а также качествам личности, социальной адаптации, критическому мышлению, а также опыту осуществления профессиональной деятельности в конкретной сфере. Соответственно, только совокупность этих компонентов детерминируют формирование поведенческих моделей, и, соответственно, компетентности специалиста в решении поставленных задач.
Проведённый анализ содержания понятия «компетентность» в контексте становления и развития компетентностного подхода в образовании позволяет сделать вывод имеющейся сложности его оценивания и измерения, что предопределяет формирование новых путей в проведении дальнейших научных исследований.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь. — М., 1997. — 1456 с.
- Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. — Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. — 2002. — Ч.2. — С. 23–25.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
- Степашкина Л. Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–09.htm.
- Толковый словарь русского языка // http://www.vedu.ru/ExpDic/12640.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.
- Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие — М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. — 2007. — N 6. — С. 5–15.
- Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Психология — № 1. — 2006. — С. 15–21.