В мире и в России большинство мошеннических сделок касаются вывода украденных (похищенных) средств, уклонения от уплаты налогов и отмывания доходов, полученных преступным путем.
В настоящее время рост объема легализации (отмывания денег) незаконных доходов занимает одно из ведущих мест среди самых тревожных тенденций в глобальной статистике финансовых преступлений. Легализация незаконных доходов, в свою очередь, тесно связана с такими явлениями, как бегство (вывод) капитала за границу, коррупция, финансирование терроризма, использование офшорных юрисдикций для сокрытия источника дохода и уклонение от уплаты налогов.
Одной из их насущных политических задач во многих странах является расследование и борьба с мерами отмывания денег, осуществляемыми преступными средствами. Это связано с тем, что легализация преступного дохода нарушает социальные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также затрагивает всю экономическую систему государства. Организованные преступные группировки получают путем вложения в экономику денег, полученных путем незаконной торговли наркотиками, оружием и т. п. навязывается возможность получить контроль над целыми секторами рынка. Опасным направлением в использовании незаконных доходов является также финансирование террористической деятельности.
Это не означает, что легализация делает экономику преступной. Скорее «легализация способствует переводу средств из теневого бизнеса в легальный». Однако такая деятельность привлечена к уголовной ответственности государством за то, что она влияет на борьбу с преступными формами незаконной экономики [4].
В Российской Федерации материальной основой для легализации (отмывания денег) доходов от преступлений являются доходы от преступлений, коррупции, мошенничества, незаконной торговли наркотиками, оружием и боеприпасами, похищения и торговли лицами, изготовление и сбыт поддельной продукции, изготовление и сбыт поддельных банкнот, а также незаконное использование природных ресурсов, другая незаконная деятельность в различных секторах экономики [5].
Доходы от преступности и легализации, в свою очередь, способствуют созданию материальной основы для воспроизводства организованной преступности, в том числе трансграничной преступности, и служат источником финансирования терроризма.
Организаторами и заказчиками терактов и других мероприятий против Российской Федерации являются международные террористические и экстремистские центры и организации. Иностранные некоммерческие организации, созданные легально, часто участвуют в финансировании террористической деятельности. Стратегическими целями национальной системы являются
1) сокращение масштабов организованной преступности и незаконной предпринимательской деятельности;
2) устранение условий, способствующих созданию и воспроизводству материальной базы терроризма, организованной преступности, наркобизнеса и коррупции;
3) предотвращение незаконного вывода денежных средств и доходов за рубеж;
4) создание условий для обеспечения репатриации денежных средств и доходов, полученных преступным путем и незаконно выведенных за рубеж;
5) обеспечение эффективности реализации полномочий государственных органов и организаций, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оптимизация механизмов координации их деятельности и взаимодействия между ними.
Опасность легализации для государства заключается в том, что законное получение средств в легальной экономике приводит к нарушению естественных рыночных отношений и тем самым нарушает нормальное функционирование экономического механизма, а также ослабляет способность органов государственной власти и управления контролировать финансовую систему страны. Например, компании, которые были приобретены с денег, полученных преступным путем, имеют очевидные преимущества перед конкурентами, поскольку они не сталкиваются с проблемами, чтобы привлечь финансовые ресурсы для расширения производства, выплату процентов за банковский кредит и т. д.
В результате такой неравноправной конкуренции законопослушные экономические субъекты могут быть полностью вытеснены с рынка, что, в конечном итоге, ведет к усилению финансовой базы преступности.
Легализация доходов от преступлений осуществляется, как правило, преступными структурами путем проведения ряда финансовых и иных операций с деньгами или иным имуществом с целью сокрытия того, что эти деньги или иное имущество были получены в результате преступления. В настоящее время легализация (отмывание денег) доходов от преступлений является одной из основных видов деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ, которая носит транснациональный характер и имеет серьезные последствия для экономики для большинства государств мирового сообщества.
Европейская комиссия (ЕК) предлагает расширить полномочия властей Евросоюза в борьбе с отмыванием денег в регионе после серии скандалов с участием европейских банков [3].
В частности, предлагается создать в ЕС новый надзорный орган или наделить новыми полномочиями одного из действующих банковских регуляторов — Европейское банковское управление (EBA).
Страны ЕС ранее уже предоставили EBA ряд полномочий в вопросе борьбы с отмыванием денег, однако в Еврокомиссии считают, что этого недостаточно. Например, ЕК хотела бы, чтобы регулятор получил право проводить проверки внутри банков.
Кроме того, ЕК планирует гармонизировать правила противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, действующие в европейских странах. Расхождения в интерпретации этих правил между странами ЕС создают соответствующие лазейки для потенциальных нарушений.
Результативность борьбы с преступными деяниями в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) во многом зависит от надлежащей организации ее информационного обеспечения, представляющего собой систему сбора, обработки, накопления и использования информации, имеющей значение для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере ПОД/ФТ, а так же от организации и проведения финансовых расследований.
В настоящее время каждая европейская страна имеет свои регуляторы, которые отвечают за борьбу с отмыванием денег. Ряд скандалов, разразившихся в последние годы, показали, что национальные регуляторы не смогли успешно взаимодействовать друг с другом, что очень затрудняет отслеживание подозрительных денежных потоков во многих странах.
Несомненно, в ближайшем будущем миру предстоит серьезная борьба с отмыванием денежных средств, поскольку с развитием технологий появляется все больше различных способов легализации преступных доходов, которые, при условии их повсеместного и глобального распространения, способны существенно повлиять на экономический рост как развитых, так и развивающихся стран, а если рассматривать их в совокупности, то и на рост мировой экономики, угнетая ее развитие. Именно поэтому представляется необходимым объединять усилия государств в противодействии легализации преступных доходов на глобальном уровне, т. к. в конечном итоге эффекты такой борьбы пойдут на пользу экономике всех государств.
Литература:
- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (г. Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. − 20.01.2003. − № 3. − Cт. 203.
- О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. − 13.08.2001. − № 33 (часть I). − ст. 3418.
- Буртасова А. В., Шелестинский Д. Г. Механизмы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем: мировая практика и особенности системы финансового контроля в Российской Федерации: монография. — М.: Юстицинформ, 2019.
- Иванов Ф. К. Национальная система ПОД/ФТ: учебное пособие / Ф. К. Иванов, Т. Ю. Феофилова; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли]. — Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019.
- Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 815 с.