Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 12.06.2020

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Новоселова, Ю. С. Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях / Ю. С. Новоселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71641/ (дата обращения: 16.11.2024).



Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) в своей деятельности используют правовые акты действующего законодательства Российской Федерации: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [4].

Согласно КоАП РФ, административные материалы в отношении несовершеннолетних лиц рассматриваются на заседаниях комиссии, где решается вопрос о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности. К сожалению, в последнее время наблюдается рост числа административных правонарушений среди несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП РФ. Чаще всего к таким правонарушениям относятся: управление транспортными средствами без права управления транспортным средством соответствующей категории, а также управление мотоциклом или мопедом без мотошлема.

При рассмотрении административных материалов, предусматривающих управление автомобилем несовершеннолетним без водительских прав, вопросов у членов комиссии при назначении административного наказания обычно не возникает, так как данные ситуации не предполагают различных трактовок соответствующей статьи КоАП РФ. Тогда как рассмотрение административных материалов, связанных с управлением несовершеннолетними мотоциклом или мопедом, часто имеет свои особенности.

Во-первых, в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее — ПДД РФ), терминами «мотоцикл» и «мопед» обозначаются разные транспортные средства с соответствующими техническими характеристиками, от наличия которых порой зависит административное наказание лица, управляющего данными транспортными средствами.

Понятие «мотоцикл» в ПДД РФ применяется к двухколесному механическому транспорту, у которого имеется боковой прицеп (или без прицепа). Объем двигателя транспортного средства должен быть выше 50 см3, максимальная скорость конструкции — более 50 км/ч [2]. При таких технических особенностях механическое средство передвижения считается мотоциклом.

В соответствии с ПДД РФ, мопедом (или скутером) называется двух- или трехколесное механическое транспортное средство, которое имеет бензиновый двигатель малого объема (до 50 см3) или электродвигатель небольшой мощности (от 0,25 до 4 кВт), а также небольшую максимальную скорость движения (до 50 км/ч) [2].

Во-вторых, лица, управляющие мотоциклом или мопедом, могут иметь одну из следующих 3-х категорий водительских удостоверений:

– категория «А» — открыта для мотоциклов. Водительское удостоверение категории «А» позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской, а также мопедами.

– подкатегория «А1» — действует на легковые мотоциклы, к которым относятся мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт [2].

Водители, имеющие в водительских правах категорию «А» могут управлять и транспортными средствами подкатегории «А1». Важное отличие подкатегории «А1» от категории «А» состоит в том, что ее можно открыть в возрасте 16 лет [3].

– категория «М» — относится к мопедам. Данная категория введена с 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами [2]. Управлять мопедами также могут и водители, у которых нет водительских прав категории «М», но есть любая другая категория водительских прав, например, «А» или «В».

На заседании комиссии при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, управлявшего мопедом, определенную сложность вызывает тот факт, когда инспекторы ГИБДД при оформлении протокола об административном правонарушении зачастую не указывают, какой именно категории водительских прав не имеет несовершеннолетний правонарушитель, и к административным материалам не всегда прилагают все характеризующие документы на транспортное средство, в которых указывается объем двигателя. В этих случаях членам комиссии при рассмотрении материалов административного дела бывает довольно проблематично определить категорию транспортного средства и, соответственно, определить вид административного наказания несовершеннолетнему лицу.

Рассмотрим пример. В комиссию поступили материалы административного дела в отношении подростка в возрасте 16 лет, который управлял мопедом, не имея соответствующего водительского удостоверения. При рассмотрении материалов на заседании комиссии было установлено, что данное транспортное средство относится к мотоциклам с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью, управление которыми предусматривает наличие водительского удостоверения подкатегории «А1». В этом случае несовершеннолетний уже мог бы пройти обучение и получить водительские права подкатегории «А1», и, таким образом, избежал бы административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ.

В-третьих, еще один нюанс при рассмотрении административных материалов в отношении несовершеннолетних, управляющих мопедами и мотоциклами — это необходимость наличия мотошлема при управлении и езде на двухколесных транспортных средствах.

На практике можно встретить водителей скутеров, которые отказываются от использования мотошлема. В большинстве случаев причинами отсутствия шлема являются халатное отношение водителя к собственной безопасности, незнание правил дорожного движения, непонимание возможных последствий дорожно-транспортного происшествия [4].

Пункт 24.8 ПДД РФ гласит: «велосипедистам и водителям мопедов запрещается двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов)» [2]. Важным уточнением является то, что данный пункт требует наличия застегнутого мотошлема только у водителя мопеда, то есть на пассажиров мопеда такое требование не распространяется.

При этом, водитель (согласно пункта 2.1.1 ПДД РФ) и пассажир мотоцикла (согласно пункта 5.1 ПДД РФ) при движении обязаны оба быть в застегнутых мотошлемах.

Поездка на мотоцикле или мопеде с незащищенной головой приравнивается к неправильному использованию ремней безопасности на автомобильном транспорте. Если водитель, управляющий транспортным средством на двух колесах, не надел защитный мотошлем — это является грубым нарушением ПДД РФ и влечет за собой административное наказание, предусмотренное статьей 12.6 КоАП РФ.

Статья 12.6 КоАП РФ «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов» предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей за управление мотоциклом или мопедом либо перевозку на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах [5]. При этом наказания за езду без мотошлема для пассажира мопеда не предусмотрено. Фактически, что не запрещено, то разрешено.

Тонкая грань в технических характеристиках между мопедом и легковым мотоциклом, объем двигателя которого составляет немногим более 50 см3, при отсутствии техпаспорта или другого характеризующего документа на транспортное средство создает проблемы в правильном применении норм главы 12 КоАП РФ инспекторами ГИБДД.

К примеру, на заседании комиссии рассматривался следующий административный материал: двое несовершеннолетних (водитель и пассажир) в возрасте 16 лет ехали на мопеде, оба находясь без мотошлемов. Инспектор ГИБДД, остановивший подростков, составил на водителя мопеда административные протоколы, предусмотренные частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ и статьей 12.6 КоАП РФ, а также на пассажира мопеда — административный протокол, предусмотренный статьей 12.6 КоАП РФ. Пассажиру вменялось нарушение пункта 5.1 ПДД РФ.

Но пункт 5.1 и пункт 24.8 ПДД РФ ясно гласят, что водитель и пассажиры при поездке на мотоцикле, а также водитель мопеда, должны быть в застегнутом мотошлеме [2]. Несовершеннолетний, являясь пассажиром мопеда, не обязан исполнять данное правило (согласно ПДД РФ). В итоге, рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении данного несовершеннолетнего на заседании комиссии было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения [5].

Таким образом, при рассмотрении на заседаниях комиссии административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, с целью всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [5], важное значение имеет наличие достаточных и полных материалов административного дела.

Литература:

  1. Закон Кировской области от 25.11.2010 № 578 — ЗКО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области» (с изменениями на 23.07.2019).
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения”. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709.
  3. Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году [Электронный ресурс] /Максим Калашников. — Электрон. журн. — 2018. — Режим доступа: https://pddmaster.ru/voditelskie-prava/kategorii-voditelskix-prav.html.
  4. Нужен ли на скутер шлем? [Электронный ресурс] / Максим Калашников. — Электрон. журн. — 2019. — Режим доступа: https://pddmaster.ru/pdd/skuter-shlem.html.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Москва: Проспект, 2019. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, ПДД РФ, транспортное средство, заседание комиссии, административное наказание, административное правонарушение, мопед, мотоцикл, пассажир мопеда, водитель мопеда.


Похожие статьи

Проблемные вопросы сроков при производстве по делам об административных правонарушениях

О некоторых проблемах рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с учетом изменений в Примерном положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10.02.2020)

Особенности участия прокурора по делам о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регул...

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Перспективы развития института административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях

Необходимость существования комиссий по делам несовершеннолетних как фактора сохранения общественного порядка в муниципалитетах

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судах общей юрисдикции

Похожие статьи

Проблемные вопросы сроков при производстве по делам об административных правонарушениях

О некоторых проблемах рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с учетом изменений в Примерном положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10.02.2020)

Особенности участия прокурора по делам о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регул...

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Перспективы развития института административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях

Необходимость существования комиссий по делам несовершеннолетних как фактора сохранения общественного порядка в муниципалитетах

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судах общей юрисдикции

Задать вопрос