В статье авторы пытаются понять, какова суть понятия «культура» в философии и как философия определяет это понятие, рассматривая работы известных философов.
Ключевые слова: культура, понятиекультуры, теория культуры.
Понятие «культура» является многогранным. Оно является предметом изучения таких наук как культурология, философия, педагогика, история и многих других.
Но что есть культура в философии?
В самом широком смысле культура есть совокупность производственных, общественных и духовных достижений цивилизации [7], то есть все, что создает человек, и то, чем он сам себя создает.
Чтобы разобраться в проблемах культуры, мы должны понять суть данного определения. Рассмотрим некоторые из формулировок понятия культуры, которые дают известные философы в своих трудах.
Обратимся к немецкому философу и публицисту Освальду Шпенглеру (1880–1936), который посвятил культуре одну из своих работ. В своем известном труде «Закат Европы» Шпенглер размышляет на данную тему и приходит к выводу, что культура есть главное содержание истории, «человеческая индивидуальность высшего порядка». В более широком смысле он понимает ее как историко-культурное целое, сложившееся в течение какого-то (возможно, длительного) времени, и наиболее подходящим синонимом к ней можно считать понятие «цивилизация». Однако у философа имеется и другое мнение по данному вопросу. Он утверждает, что цивилизация есть конечная фаза всякой культуры, то есть «логическая стадия, завершение и исход культуры» [1, c.262–264]. Иными словами, под понятием культура рассматривается развитие и подъем творческих возможностей, что совершенно совпадает с такими понятиями как «общество» и «история».
Далее обратимся к отечественной философии, ярким представителем которой является Николай Александрович Бердяев (1874–1948), религиозный и политический философ, разработавший свою теорию культуры. Бердяев связывает культуру с религией и духовным миром, а также дает более четкие определения и связь понятий «культура» и «цивилизация». Его точка зрения совсем не совпадает с точкой зрения Освальда Шпенглера, так как он считает, что культура и цивилизация имеют совсем не одно и то же значение, даже более того, это антонимы — слова, противопоставленные друг другу по смыслу. Культура — это дух, она берет свое начало в религии; это культ, символичный природе. А цивилизация, по его мнению, — это материя [2, с.249–251].
Николай Бердяев является также автором статьи «Воля к жизни и воля к культуре», в которой также размышляет о сущности культуры. По его мнению, все ее достижения не являются реалистичными. Она есть истина в познании, красота в искусстве (то есть книгах, в архитектуре, концертах и театре), божественное в культе и символике религии [3, с.385]. То есть культура — это нечто религиозное. Также в трудах Бердяева мы встречаем такое определение: «Культура — это путь возвращения человека к Богу» [8], или, иными словами, это переход людей от «падшего» «разделенного» духовного состояния — к состоянию перехода «выхода за собственные границы».
Еще одним философом, мнение которого мы рассмотрим, является известный теолог, философ культуры Альберт Швейцер (1875–1965). Его визитной карточкой стал его работа под названием «Философия культуры», состоящая из двух частей. Мы будем анализировать только первую ее часть. Третья глава «Основной этический характер культуры» начинается с простого вопроса: «Что такое культура?». Ответ на этот вопрос философ дает сразу: «В общих чертах культура — это прогресс, материальный и духовный процесс как индивидов, так и всевозможных сообществ» [4, c.51].
В своих трудах Георг Гегель (1770–1831), представитель немецкой классической философии, также дает свое определение данному понятию. Он оценивает термин «культура» с точки зрения разума и образования, потому это понятие синонимично понятиям «образование», «просвещение». Человек, усваивая знания, переходит от «необразованного, безграмотного» состояния к постижению человеческих накопленных предыдущими поколениями истин, преодолевая то «необразованное» состояние. Культура есть этот самый путь познания накопленного опыта прошлых поколений, приобщает человечество к духовному миру.
Свою теорию культуры предложил Эрнст Кассирер (1874–1945), создатель философии культуры. Он считал, что культура имеет чисто символический характер. По его мнению, существует целый отдельный «мир культуры», имеющий свои самостоятельные сферы (язык, религия, наука, искусство и так далее). Следовательно, культура есть символическая деятельность человечества. Культура выступает как символически значимое построение мира, а человек — как «животное, созидающее символы» [5, c.47]. Последователем и продолжателем идей Кассирера стал Лесли Уайт (1900–1975), который пытался найти некий материальный объект изучения культуры. «Культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте», — пишет он в своей работе «Понятие культуры» [9]. Иначе говоря, культура представляет собой символическую систему, в которой человек играет важную роль. Главной ее функцией философ называет обеспечение безопасности и существования, которое будет нравиться человеку, будет ему приятно.
Обратимся к «Современному философскому словарю», дающему следующее определение:
«КУЛЬТУРА — форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты» [6, с.527].
Иначе говоря, авторы данного словаря понимают под культурой социальный опыт, который накапливался исторически через некую деятельность людей и то, что получалось от этой деятельности.
Рассматривая все эти понятия, мы приходим к выводу, что в философии нет четкого определения понятия «культура». Некоторые из приведенных нами определений имеют общие точки соприкосновения, но есть и такие, которые входят друг с другом в противоречие. Можно утверждать, что каждый из упомянутых выше философов имеет свою особую точку зрения на определение термина «культура». Но, объединив их, мы можем предположить, что философия определяет культуру как внутреннее духовное содержание человечества; человечество же, в свою очередь, является лишь внешней ее материальной оболочкой. Это средство развития духовного в человеке, целью которого является удовлетворение его духовных потребностей. В самом широком смысле, она — все то, что создал человек, все его достижения.
Литература:
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Перевод с немецкого, вступительное слово и примечания К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1993–663 с.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. / Второе издание — М., 1990–269 с.
- Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. Т.1. М.: Искусство, 1994–1049 с.
- А. Швейцер. Культура и этика / Перевод с немецкого Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. Под общей редакцией и предисловие В. А. Карпушина. — Москва: Прогресс, 1973–343 с.
- Кассирер Эрнст. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб: Университетская книга, 2002–272 с. — (Книга света).
- Новейший философский словарь / 3-е издание, исправленное (Мир энциклопедий) — Мн.: Книжный дом. 2003–1280 с.
- Толковый словарь русского языка. / Составление: Карантинов С.И. — ООО «Дом славянской книги», 2005 — 507 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. / Париж: YVCA-PRESS, 1931. – 320 c.
- Уайт Л.А. Понятие культуры // Работы Л.А. Уайта по культурологии: Сб. переводов. –М., 1996. – с.137