Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 1498 раз

Библиографическое описание:

Форманюк, М. В. Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 440-441. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71643/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одной из важных задач дошкольного образования является положение о том, что развитие ребёнка должно происходить в сотрудничестве ребёнка с взрослыми. Это является главным и значимым источником развития ребёнка. Без эмоционального, содержательного общения с окружающими невозможны появления у детей потребности пользоваться речью как основным средством общения и полноценного развития коммуникативной функции речи в будущем.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихотворений, произведений устного народного творчества, рассказов), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивают поэтический слух и подводят детей к использованию разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Потому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько интересно, образно он умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка. Владение литературным языком, совершенствование навыков культуры речи составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит и учебную деятельность. Поэтому педагогу, а также родителям необходимо овладевать методами и приёмами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.

Хочется на первую ступень поставить грамотное использование текстов художественной литературы в развитии речи детей дошкольников. Важнейшим источником развития речи детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, загадки, скороговорки, поговорки). Исследования психологов и педагогов, посвящённые изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В итоге проявляется способность детей к умению образно выражать свои мысли, переживания, делиться впечатлениями.

Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо, чтобы ребёнок был уже внутренне и психологически подготовлен к предстоящей деятельности, т. е. к обсуждению прочитанного. Из поля его зрения следует убрать все яркие игрушки и вещи — всё то, что может помешать ему слушать произведение. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника. В младшем дошкольном возрасте предпочтение желательно отдавать русским народным сказкам о животных, с многократным повторением сюжетных моментов, например «Репка», «Колобок», Теремок» и др. Старшему дошкольнику будут интересны сказки о животных более сложного содержания. Например, «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь»; литературные сказки «Три медведя», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»; сюжетные стихотворения «А что у вас?», «Мы едем, едем, едем…» и др. С. Михалкова.

Развитие речи ребёнка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляется в форме беседы по содержанию прочитанного текста: взрослый задаёт вопросы ребёнку. При этом педагог не должен направлять ответ ребёнка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, следует учить дошкольников объяснять свою точку зрения и выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только ему самому, но и слушающим. Отвечая на вопросы, ребёнок замечает, как выглядят герои, черты их характера и т. д. Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие. Необходимо учить детей давать полные и подробные ответы, говорить чётко, не искажая слова. При неверном ответе не следует резко прекращать его высказывания, а лучше предложить другим детям помочь, вспомнить ещё раз понравившийся отрывок. При этом атмосфера должна быть непринуждённой, доброжелательной. Задача педагога — разбудить у ребёнка желание поговорить о художественном произведении и обсудить прочитанное.

Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочный и яркий иллюстративный материал, который поможет лучше воспринимать текст. В дошкольном детстве всё воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: ворона не должна походить на воробья, реальной должна быть окраска и размер животных и т. д.

После чтения литературного произведения дети должны отвечать на вопросы, выясняющие: как они поняли содержание произведения; заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами; какими словами характеризуются герои произведения; чем отличаются эти характеристики; насколько они совпадают с представлениями самих детей.

Затем детям предлагается выполнить творческие задания, направленные:

– на уточнение понимания смысла образных слов и выражений;

– выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного персонажа;

– импровизацию диалогов с разными интонациями;

– придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

– драматизацию наиболее интересных отрывков произведения;

– развитие сценических навыков, исполнение реплик героев;

– рисование обстановки и условий, в которых действовали герои произведения;

– подобрать музыкальное произведение, которое может усилить понимание сюжета.

Анализ литературного произведения должен быть таким, чтобы дети смогли понять его, надолго запомнить и полюбить. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь почувствовать красоту и напевность стихов, глубже осознать их содержание. Знакомство с литературными произведениями раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в повседневном общении и самостоятельном словесном творчестве, формирует способность наслаждаться художественным словом, прививает любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.

Отличных результатов в этом вопросе можно добиться, если педагоги работают в тесном контакте с родителями, которые активно участвуют в образовательной деятельности, литературных праздниках и викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Родители вместе с детьми участвуют в выставках и акциях «Книжки-малышки», «Моя библиотека», «Волшебный мир книг», фотовыставках «Мы – читающая семья», «Читайте детям книги» и многих других мероприятиях. Педагоги создают единые сообщества, объединяющие взрослых и детей.

Систематическая работа, направленная на восприятие художественных текстов, а также привлечение родителей приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы, проявлению творчества в области слова, его точности, уместности употреблений в определённом контексте. У детей появится критическое отношение к своей речи.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, художественная литература, литературное произведение, родной язык, самостоятельное словесное творчество, устное народное творчество, художественная выразительность, художественное восприятие, художественное произведение.


Задать вопрос