В данной статье описаны принципы разработки и реализации государственной политики в развитии направлений взаимодействия с некоммерческими проектами, направленными на подбор кадров и профессиональную ориентацию.
Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, кадровый потенциал, государственные программы.
This article describes the principles of development and implementation of state policy in the development of areas of interaction with non-profit projects aimed at recruiting and professional orientation.
Keywords: public administration, municipal administration, human resources, state programs.
Вопрос разработки и реализации государственной политики России в области поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих проектов озвучен на государственно-политическом уровне. При этом, в настоящее время он приобретает острую практическую актуальность. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. одной из задач в области развития некоммерческих проектов определяет создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки таким проектам, помогающим подготавливать кадровый резерв для органов государственной власти. [1]
Управление проектом применяется не только в экономике, а позволяет более эффективно решать социальные, экологические, политические, технические, психологические, международные и другие вопросы.
Повышение заинтересованности в этом специфическом и полезном виде деятельности отражается во введении практически во всех высших учебных заведениях дисциплины или специальности / специализации управление проектами. Все больше предприятий и отдельных личностей изъявляют желание принимать участие в специально организованных различными фондами, гарантодателями тренингах для приобретения навыков управления проектами и решения возникающих в ходе их выполнения проблем. При этом возрастает ценность для предприятий и специалистов, имеющих навыки разработки и реализации проектов.
Задачи, которые стоят в настоящее время перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, требуют внедрения новых подходов к организации государственного и муниципального управления, повышенной координации деятельности между органами власти, министерствами и ведомствами.
Одним из направлений совершенствования государственного и муниципального управления является внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления общепризнанных методов проектного управления.
По мнению исследователей, автоматизация проектного управления позволит вести планирование проектной деятельности, планирование и учет ресурсов, контролировать принятые решения, осуществлять мониторинг хода реализации проекта и контроль результатов и промежуточных вех его реализации.
Часто молодая часть общества испытывает сложности при устройстве на работу из-за отсутствия опыта или не знают, что представляет собой та или иная работа. Участие в проектах госкомпаний помогает решить эти проблемы. В своё время органы исполнительной власти и госкомпании заинтересованы в подготовке талантливых кадровых резервов. В современном мире проектной деятельностью занимаются все секторы экономики. Ежегодно организации создают и реализуют новые проекты.
Современное гражданское общество существует на основе функционирования трех институтов: первый сектор — государство, второй сектор — коммерческие организации, третий сектор — некоммерческие организации (НКО). К настоящему времени некоммерческие проекты в России не только стали неотъемлемой частью проектной деятельности, но и продолжают укрепление своих позиций. Причины данного явления связаны с тем, что третий сектор экономики лучше выполняет некоторые функции, чем государство или же коммерческие предприятия. Например, в социальной сфере: некоммерческие проекты дают обеспечение мест рабочим, выполняют функции охраны природы, здоровья населения, удовлетворения нематериальных потребностей людей, способствует экономическому и общественному росту в стране.
При обсуждении этой значительной роли, которую играет некоммерческий сектор в различных сферах жизни, возникает необходимость оценить его эффективность для тех стейкхолдеров, которых напрямую затрагивает деятельность некоммерческих проектов и организаций. Оценка успешной деятельности компании дает возможность стейкхолдерам принимать важные инвестиционные решения относительно некоммерческих проектов.
Некоммерческим проектом является проект, не имеющий извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющий полученную прибыль между участниками.
Проект — это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения определенных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе реализации проекта. Также это временная организация, предназначенная для создания уникальных продуктов, услуг или результатов и проект позволяет собрать всю деятельность организации в единое информационное пространство, чтобы видеть всю картину целиком, понимать и предпринимать необходимые действия там, где возникают ограничения в сроках, бюджетах или ресурсах».
Некоммерческие проекты могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Российские некоммерческие проекты могут существовать в следующих организационно-правовых формах: [3]
- Учреждение.
- Фонд.
- Автономная некоммерческая организация.
- Некоммерческое партнерство.
- Объединение юридических лиц.
- Общественная организация.
- Общественное движение.
В России некоммерческие проекты являются:
- негосударственными;
- неприбыльными, некоммерческими;
- независимыми;
- благотворительными;
- волонтерскими;
Необходимость в развитии некоммерческих проектов за счет привлечения источников финансирования следует из того, что зачастую третий сектор исполняет различные функции на более качественном уровне, нежели это могут сделать государство и бизнес-сектор. [2]
Такими функциями являются, прежде всего:
- Предоставление услуг. Некоммерческие проекты предоставляют различного рода услуги, которые часто являются бесплатными. Кроме того, на услуги могут быть ориентированы слои населения со слабой покупательской способностью, которых не выгодно брать в расчет бизнес-сектору.
- Трудоустройство. Третий сектор обеспечивает местами различные слои населения. При этом он вовлекает в экономическую активность и социально уязвимую часть населения (инвалиды, люди пожилого возраста, родители детей-инвалидов). Согласно данным всероссийского обследования некоммерческих организаций, проведенного НИУ ВШЭ в 2015 году, в третьем секторе работают 1,19 % экономически активного населения России. Превалирует полная занятость сотрудников — 80 %. Однако, по сравнению со странами Европы и США Россия сильно отстает по числу занятных в НКО.
- Инновационные стратегии. Поскольку некоммерческие проекты создаются для устранения реальных существующих проблем, то возникающие проекты могут носить нетрадиционный характер, чтобы привлечь людей. Вследствие этого структура некоммерческих организаций более гибкая и эффективная.
Таким образом, некоммерческие проекты могут эффективно оказывать услуги населению, оперативно реагируя на его потребности, при этом отличаясь от государственного и бизнес-сектора достаточно низкими административными издержками и способностью привлекать людей для работы на добровольной основе.
Деятельность некоммерческих проектов влияет на повышение уровня образования, культуры и здоровья населения страны, что в свою очередь увеличивает показатели экономической эффективности и темпы роста экономики. [4]
Вопрос разработки и реализации государственной политики России в области поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих проектов озвучен на государственно-политическом уровне. При этом, в настоящее время он приобретает острую практическую актуальность. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. одной из задач в области развития некоммерческих проектов определяет создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки таким проектам, оказывающим социальные услуги населению.
Данная задача должна быть реализована в практике государственного управления путем:
- Создания четких, объективных критериев конкурсного отбора некоммерческих проектов для предоставления субсидий.
- Совершенствования существующей методики для определения объемов выделения финансовых средств из федерального и региональных бюджетов на поддержку.
- Формирования балльно-рейтинговой системы оценки конкурсных некоммерческих проектов.
Эффективность — высший критерий деятельности любого проекта. Всякий некоммерческий проект существует ради достижения результатов в изменениях отдельных индивидов и общества в целом. Однако эффективность является также и одной из самых трудных проблем для руководителя некоммерческого проекта. Различий между коммерческими и некоммерческими проектами не так уж много, но они крайне значительные. Возможно, самые важные из них связаны именно с аспектом эффективности. Коммерческие проекты обычно определяют эффективность работы очень узко — в виде финансовых показателей. Если это единственный критерий результативности и цель деятельности, то проект вряд ли добьётся успеха. На сегодняшний день в России существует богатый региональный опыт оценивания социально значимых проектов: по оценкам экспертов, более 100 конкурсных механизмов такой оценки разработано на уровне субъектов РФ.
Однако, данный опыт нуждается в анализе и обобщении, что, в свою очередь, позволит спроектировать единую систему такой оценки и оформить ее в качестве методических рекомендаций Министерства экономики Российской Федерации. Пока же, действующий федеральный инструментарий субсидирования некоммерческих проектов является несовершенным, так как объем финансирования зависит только от их численности. А такие аспекты, как: насколько необходимы данные проекты населению региона, каков репутационный капитал — получателя поддержки, каков опыт работы в данной сфере деятельности никак не отражаются в предлагаемой Министерством методике оценивания. Все это оставляет обширное поле для осмотрительной практики региональной и местной публичной власти, ведущей реестры проектов, распределяющей среди третьего сектора финансовую и иную помощь.
В результате анализа было выявлено, что оценка конкурсных проектов проводится комиссией по двум группам критериев: критерии оценки и критерии оценки непосредственно социальных проектов, представленных на конкурс. [5] Первая группа критериев связана с формальными, юридическими параметрами, такими как: соответствие всех уставных документов законодательству РФ; срок осуществления уставной деятельности; наличие филиалов, представительств, структурных подразделений в организации; соблюдение налоговой дисциплины, отсутствие задолженностей, наличие проектного опыта деятельности, информационное сопровождение (наличие сайта организации, представленность в средствах массовой коммуникации), профессионально-кадровый потенциал.
Вторая, проектная группа критериев, включает: соответствие проекта приоритетным направлениям социального развития субъекта РФ; актуальность проекта (вероятность и скорость наступления отрицательных последствий в случае отсутствия решения проблемы, масштаб негативных последствий); улучшение состояния целевой группы проекта в результате реализации программных мероприятий; наличие инновационных подходов и методов в решении заявленных в проекте проблем; соотношение затрат и результатов проекта; количество привлеченных добровольцев; объем привлеченных на реализацию программы внебюджетных средств; наличие критериев и методик оценки эффективности проекта; наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты проекта; доля затрат на оплату труда лиц, участвующих в подготовке и реализации мероприятий, предусмотренных проектом; количество создаваемых или сохраняемых проектом рабочих мест; степень привлечения внешних специалистов для реализации мероприятий проекта.
Следует отметить, что оценка эффективности деятельности некоммерческих проектов позволяет не только получить представление об использовании потенциала, но также повысить прозрачность и подотчетность работы государственных программ и проектов. Стейкхолдеры (доноры, потребители услуг, руководство и персонал некоммерческой организации, государство) с помощью данных оценок могут принимать важные решения.
Литература:
- Брянцева М. В. Профориентация молодежи как современная социальная проблема // В сборнике: Технологии социальной работы с различными категориями населения сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры социальных технологий. Под редакцией Шимановской Я. В. — Москва, —2016. — С. 328–331.
- Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — Москва: Экономика, 2015. — 358 с.
- Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://base.garant.ru/70813498/
- Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник / А. Л. Гапоненко. — Москва: ОМЕГА-Л, 2016.
- Анализ конкурсных отборов в 55 субъектах Российской Федерации, победивших в конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/5cf64ff0–9964–45cd-92f6-f8cda8d 4c2eb.docx
- https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metodiki-i-tehnologiy-otsenki-proektov-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizatsiy-v-rossii