В данной статье рассматриваются методы использования элементов игровой технологии при подготовке студентов к педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, игра, деловая игра, цель игры, участники игры, студент, игровое моделирование.
В настоящее время процесс формирования профессиональной компетентности потенциальных профессиональных педагогов в связи со стандартизацией содержания образования требует быстрых изменений. Особое внимание уделяется развитию технологий обучения, которые предоставляют учащимся возможность свободно выбирать свои собственные знания на основе проектирования, распределения, распределения, профессиональной ориентации и дополнительного образования. Усилия по формированию профессиональной компетентности будущих учителей профессионального образования являются важным шагом на пути повышения эффективности образования.
Необходимым условием повышения качества подготовки педагогических кадров является внедрение в учебный процесс активных методов обучения. Особое значение в процессе обучение занимает деловая игра и учебно-развивающие игры.
В деловой игре обучающийся выполняет профессиональную деятельность, сочетающую в себе учебные и профессиональные элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловая игра воспитывает личностные и профессионально важные качества (коммуникативные, организаторские), развивает гностические, интеллектуальные, творческие способности, ускоряет процесс социализации.
В основе содержания игры лежит принцип проблемности и закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных педагогических ситуаций или задач. Принцип диалогического общения — необходимое условие игры. Каждый студент в соответствии с ролью высказывает свою точку зрения, свое отношение ко всем проблемам игры. В диалоге рождается процесс мышления. Его возникновение обусловлено наличием включенного в игру противоречия или проблемы. Задача преподавателя — создать оптимальные дидактические условия для возникновения диалога, перерастающего в дискуссию.
Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. Эффективность деловой игры обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов.
Учебно-развивающие игры являются играми нового типа, главная цель которых заключается в активизации резервов подсознания, которые связаны с формированием знаний-ассоциаций, знаний-проблем, знаний-образов, направлены на развитие интеллектуального и культурного потенциала учащихся.
В условиях игрового моделирования происходит переход от традиционной учебной деятельности к учебной деятельности с профессиональной направленностью [1].
Каждая игра должна содержать: цель (дидактическую, воспитательную, игровую, развивающую), критерии оценки достижения цели, документальное и материальное обеспечение, структуру самоорганизации группы, систему оценок действий участников (санкции поощрения и наказания), правила ведения игры. Кроме того, необходимо учитывать соответствующие возможности участников, вариативность развития ситуации, полное включение в игру всех участников, элементы соревнования и конкуренции.
В дидактических играх познавательная деятельность обеспечивает новые впечатления, самостоятельный поиск ответа и атмосфер доброжелательности, пополнение и расширение знаний и межпредметных связей. В процессе игры происходит многократное повторение нового материала и усвоение выученного в его разных сочетаниях и формах. В течение игры все обучающиеся незаметно для себя вовлекаются в познавательную деятельность, захватываются поисками ответов в книгах, журналах, учебной и справочной литературе, начинают мыслить, развивают логическое и пространственное мышление [2].
Следовательно, игра становится помощником педагога в учебном процессе и протекает по определенным правилам, предварительно разработанным автором: в виде захватывающих соревнований при решение учебных проблем, в виде игр-опытов, что побуждает обучающихся уважать принятые нормы, учит находить рациональные, новые пути решения. В основу игры должен быть положен интерес, инициатива, выдержка и изобретательство, а также разные навыки и умения.
В процессе обучения наиболее приемлемы компактные деловые игры, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд.
Например, практическое занятие по модулю «Методика профессионального обучения» по теме «Дидактическое проектирование урока теоретического обучения».
Роли участников игры: Преподаватель, эксперты, обучающиеся.
Педагог задает тему дидактического проекта и входные условия для разработки (успеваемость группы, поведенческую характеристику группы, отношение к учебе, к будущей деятельности, преобладающий тип мышления).
Студент, играющий роль преподавателя, в процессе подготовки к занятию разрабатывает содержание обучения: подбирает учебный материал, разрабатывает опорный и/или электронный конспект, мультимедийную презентацию, вопросы для контроля знаний и т. п. Затем проводит занятие с использованием своих разработок.
Студенты, играющие роль учащихся, выполняют функции в соответствии с заданными входными условиями. Их работа (конспект, решение заданий, ответы) будут являться основой для выставления итоговой оценки слушателю преподавателю.
Студенты, играющие роль экспертов, отслеживают, анализируют и оценивают правильность и полноту реализации дидактического проекта в заданных условиях.
Оценку студент-преподаватель получает на основе оценивания его работы экспертами, учащимися, педагогом.
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Применение деловых игр способствует повышению качества подготовки, которое подтверждается оценками на экзамене по модулям, защите курсовой работы, за педагогические практики, при разработке и защите курсового проекта.
Однако, очень тяжело в одной игре охватить большое количество учебного материала и подать его в интересной форме, которая возбуждает активность и любознательность, а также интерес в течение всей игры. По нашему мнению, необходимо рационально использовать систему игровых ситуаций, что обеспечивает переход от простого к сложному, от известного к новому при развитие пространственного мышления, при отработке специальных навыков в педагогической деятельности.
Таким образом, изучение и анализ функций, сущности и структуры различных видов игр, анализ опыта их использования способствуют:
− приобретению новых знаний, умений и навыков формированию познавательного мотива, активизации познавательной деятельности, повышению работоспособности, а также ответственности за успехи в обучение;
− повышает активность обучающихся, вызывает в них позитивные эмоции, воспитывает потребность в учебной деятельности;
− максимально приближает процесс обучения к реальной практической деятельности;
− раскрываются возможности индивидуального творчества в нестандартных ситуациях.
Литература:
- Чурбаев Р. В. Формирование графической компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Уфа, 2001. — 203 с.
- Андрюшина Т. В. Учебные ситуации в преподавании инженерной графики: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Новосибирск, 1995. — 281 с.
- Панфилова А. Н. Игровое моделирование в деятельности педагога. — М.: «Академия», 2006. — 368 с.
- Акрамов Х. М., Парпиев О. Т. Педагогические технологии как основа развития познавательной деятельности студентов //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — Т. 12. — №. 2.