В научной статье кратко рассмотрен юридический состав административных правонарушений (совокупность обязательных элементов), посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, которые заключены в 20 главе КоАП РФ. Приведен анализ понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок» с точки зрения их понимания различными исследователями. Выделена условно классификация таких противоправных деяний. Отмечена мера ответственности за такие нарушения. Сделан общий вывод по правовому анализу административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, правовой анализ, юридический состав административных правонарушений, административные правонарушения, административная ответственность, КоАП РФ.
Стабилизация таких важных категорий для общества, как порядок и безопасность, является приоритетным в связи с возрастающим количеством таких случаев, а также появлением новых видов административных правонарушений. Несомненно, что и особую актуальность приобретает их правовый анализ — понимание составов, ответственности за эти противоправные деяния.
Отметим, что правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, помещены в 20 главу КоАП РФ, содержащую 40 статей, включающих более 55 составов административных правонарушений. Законодатель четко не разделяет их по основанию, где именно происходит посягательство на общественный порядок, а где на общественную безопасность. Однако, полагаем, что проведение дифференциации все же следует провести, указав общие и отличные черты.
Анализ толкования различными авторами понятия «общественный порядок» позволяет сказать, что это сложное и многогранное явление, включающее в себя множество аспектов таких, как общественные отношения, правовые, социальные, моральные нормы, обычаи, цель которых выражается в установлении и поддержании охраны здоровья, жизни, прав, чести и достоинства граждан.
Интерпретация А. П. Коренева предполагает рассматривать данное понятие, как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.
В юридической литературе и в официальных документах понятие «общественная безопасность» рассматривается, как состояние защищенности жизненно важных интересов страны, где, естественно, предполагается снижение количества внутренних и внешних ее угроз, и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.
В. В. Степанюк определил данное понятие так — это совокупность общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает предотвращение, локализацию и ликвидацию условий и факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства.
А. Ф. Гранин выделяет существенные различия между двумя этими понятиями, связывая их с нормативными средствами урегулирования. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм.
Глава 20 КоАП РФ достаточно обширная и затрагивает такие отношения, как экономические (например, нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств — ст.20.23), социально-бытовые (мелкое хулиганство — ст. 20.1), и управление (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения ст.20.6.1).
Тем не менее, правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности условно можно подразделить на следующие виды:
1) нарушения, связанные с использованием оружия, его хранением, изготовлением и распространением;
2) нарушения предписаний при возникновении ЧП, пожарной безопасности и гражданской обороны;
3) нарушения, затрагивающие непосредственно общественный порядок и нравственность;
4) незаконное использование специальных технических средств при осуществлении деятельности, предназначенной для негласного получения информации.
Для понимания сущности административных правонарушений необходимо определить и их юридический состав — определить совокупность обязательных элементов правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект — здоровье граждан, их права и свободы, нравственность, окружающая среда, общественный порядок, общественная безопасность и др. Объективная сторона — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения, повторность, систематичность, злостность и пр. Субъекты: физические и юридические лица, а также специальных субъекты (несовершеннолетние, должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства. Субъективная сторона выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность.
Теперь кратко обозначим характеристику и меры ответственности за некоторые из таких административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ:
– мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Основной признак — нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу. Субъекты: гражданин, достигший 16-летнего возраста. Субъективная сторона — прямой умысел. Предусматривает: наложение административного штрафа либо ареста на срок до 15 суток на лицо, совершившее данное административное правонарушение.
– нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2.2 КоАП РФ). Т. е. допущение организаторами каких-либо отклонений от соответствующих законодательно закрепленных регламентов в процессе реализации массовых собраний. Субъекты: граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица. Субъективная сторона: прямой умысел. Данные нарушения влекут за собой наложение обязательных работ, административного штрафа либо ареста.
– нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4). Недопущение нарушений в данной области является одной из важнейших функций государства, поскольку упущения могут привести к серьезным последствиям. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий, так и в форме бездействия (невыполнение). Возраст ответственности — с 16 лет. Субъекты: должностные лица, на которых была возложена обязанность по соблюдению норм, правил, регламентов пожарной безопасности, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, юридические лица. Мера ответственности: наложение штрафа.
– незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст.20.10). Стоит отметить, что в России запрещен свободный оборот гражданского оружия. Законодатель ограничил рядом правил и запретов его изготовление, сбыт, хранение, передачу, перевозку, транспортировку и приобретение. Часть нарушений в данной области предусматривает и административное законодательство. Субъекты правонарушения — граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица. Противоправные действия выражаются умышленной виной. Штраф с конфискацией пневматического оружия или без таковой является мерой ответственности.
– незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст.20.16). Под объективной стороной данного правонарушения понимается деятельность без приобретения необходимой лицензии, а также осуществление деятельности по подготовке/переподготовке кадров в области охраны, частного сыска без специального разрешения. Субъекты: граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностное (руководитель) и юридическое лицо, частные детективы (охранники). Противоправные деяния выражаются умышленной виной. Мера ответственности: наложение штрафа, обязательные работы, для должностных лиц предусмотрена дисквалификация до шести месяцев.
– уклонение от исполнения административного наказания (ст.20.25). Объективными сторонами данного правонарушения являются: неуплата наложенного административного штрафа в установленный законом срок, самовольное оставление места отбывания, уклонение от исполнения наказания. Субъективная сторона — умышленная вина. Субъекты — граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Ответственность предполагает наложение административного штрафа, арест до 15 суток, обязательные работы, для иностранных граждан или лиц без гражданства вплоть до выдворения за пределы Российской Федерации.
Таким образом, большая часть правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, содержат формальные составы, которые характеризуются наличием противоправных действий либо бездействия, а также ряда факультативных признаков, приобретающих значение основных при условии указания их в норме.
В качестве субъектов административной ответственности могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица. Возраст ответственности наступает с 16 лет. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, обладает как признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей. А именно законодательством здесь предусмотрено: наложение административного штрафа, обязательных работ, ареста и в частных случаях — выдворение из страны.
Стоит указать, что по результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. На данное постановление может быть подана жалоба в срок, установленный законом.
Глава 20 КоАП РФ достаточно обширная затрагивающая многие аспекты, общественных отношений, общества и личности в целом. Осуществление общественной безопасности и общественного порядка являются наиболее важными функциями государства. Поэтому рассмотрение правого анализа административных правонарушений, посягающих на данные категории, несомненно, является актуальным, но и познавательным для понимания и недопущения таких противоправных деяний со своей стороны.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 (ред. от 18.02.2020)
- Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019.
- Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016
- Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019
- Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ-Пресс, 2018
- Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / М. Б. Добробаба, Э. Г. Липатов, С. Е. Чаннов и др.; под общ. ред. Л. В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 201
- Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р. В. Амелин, М. Б. Добробаба, М. Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л. В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019.