В статье авторы оценивают перспективы развития рынка муниципальных облигаций в Забайкальском крае.
Ключевые слова: облигации, эмиссия, перспективы рынка муниципальных облигации, Забайкальский край.
Для определения перспектив развития рынка облигаций, были выбраны факторы, которые влияют на эмиссию облигаций в России. Этими факторами стали численность населения, объем доходов, финансовая самостоятельность бюджета и доля расходов на образование. По этим факторам будет сделана оценка муниципалитетов для эмиссии облигаций. В качестве итогов будет составлена таблица возможностей муниципалитетов.
Первым фактором и критерием выбора муниципалитетов будет являться численность населения. Согласно этому фактору необходима большая численность населения (таблица 1).
Таблица 1
Численность населения населенных пунктов, выбранных для оценки перспектив
Населенный пункт |
Численность населения |
Балей |
11370 |
Борзя |
28874 |
Краснокаменск |
52811 |
Могоча |
13442 |
Петровск-Забайкальский |
16524 |
Чита |
351784 |
Самым крупным населенным пунктом Забайкальского края является городской округ город Чита. Его численность населения в разы превышает население остальных муниципалитетов, участвующих в оценке, и составляет более 351 тысячи человек.
Вторым по численности населения является город Краснокаменск, численность которого составляет почти 53 тысячи человека. Далее идет Борзя с численностью населения около 29 тысяч человек.
По данным таблицы 1 больше всего, исходя из численности населения, для эмиссии муниципальных облигаций по фактору «численность населения» подходит лишь город Чита.
Вторым фактором для оценки перспективы будет использоваться «объем доходов» бюджета [1] [2] [3] [4] [5] [6].
Таблица 2
Доходы населенных пунктов, выбранных для оценки перспектив
Населенный пункт
Вид дохода |
Балей |
Борзя |
Краснокаменск |
Могоча |
Петровск-Забайкальский |
Чита |
Налоговые доходы, тыс. руб. |
169 508 |
90 245 |
117 646 |
79 993 |
128 783 |
2 283 132 |
Неналоговые доходы, тыс. руб. |
23 950 |
8 283 |
48 178 |
8 460 |
7 645 |
494 163 |
Безвозмездные поступления, тыс. руб. |
685 382 |
46 252 |
96 691 |
2 027 |
387 996 |
5 489 462 |
Доходы всего, тыс. руб. |
878 840 |
144 780 |
262 515 |
90 480 |
524 424 |
8 266 757 |
Так как объем доходов указывает лишь на возможный объем эмиссии облигаций, то заём большой суммы сможет осуществить лишь Чита с доходами равными 8 миллиардам (таблица 2). Остальные муниципалитеты могут себе позволить эмиссию облигаций в меньших объемах, который должен зависеть от численности населения. У города Балей, например, при наименьшей численности населения в 11370 человек, наблюдается второй по величине объем доходов в 878840 тысяч рублей. Высокий объем доходов позволит осуществить соответственно большую эмиссию облигаций, однако низкая численность населения может не потянуть такую эмиссию, в результате чего не все облигации будут выкуплены населением.
Следующим фактором идет «самостоятельность бюджета», для оценки которого необходимо рассмотреть структуру доходов населенных пунктов (таблица 3) [1] [2] [3] [4] [5] [6].
Таблица 3
Структура доходов населенных пунктов, выбранных для оценки перспектив
Населенный пункт
Вид дохода |
Балей |
Борзя |
Краснокаменск |
Могоча |
Петровск-Забайкальский |
Чита |
Налоговые доходы |
19,29 % |
62,33 % |
44,82 % |
88,41 % |
24,56 % |
27,62 % |
Неналоговые доходы |
2,73 % |
5,72 % |
18,35 % |
9,35 % |
1,46 % |
5,98 % |
Безвозмездные |
77,99 % |
31,95 % |
36,83 % |
2,24 % |
73,99 % |
66,40 % |
По данным таблицы 3 видно, что у трех муниципалитетов объем безвозмездных поступлений составляет более 50 %, что говорит о том, что бюджеты имеют низкую финансовую самостоятельность и зависят от поступлений бюджетов более высокого уровня. Муниципалитетами с низкой степенью самостоятельности является Балей, Петровск-Забайкальский и Чита. Низкая самостоятельность данных муниципалитетов говорит о том, что при эмиссии большого объема муниципальных облигаций муниципалитеты имеют вероятность не исполнить свои обязательства перед инвесторами в полном объеме и в установленные сроки.
Наиболее высокой степенью самостоятельности, по данным таблицы 3, является Могоча, доля безвозмездных поступлений которой составляет лишь два процента.
Последним выявленным фактором для оценки перспектив рынка муниципальных облигаций Забайкальского края является преобладающая доля расходов на образование.
Таблица 4
Структура расходов населенных пунктов, выбранных для оценки перспектив
Населенный Пункт
Направление расходов |
Балей |
Борзя |
Краснокаменск |
Могоча |
Петровск-Забайкальский |
Чита |
Общегосударственные вопросы |
5,36 % |
23,71 % |
21,60 % |
28,93 % |
7,85 % |
6,45 % |
Национальная оборона |
0,11 % |
0,00 % |
0,00 % |
0,00 % |
0,00 % |
0,00 % |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
0,54 % |
2,13 % |
0,31 % |
1,15 % |
0,57 % |
0,88 % |
Национальная экономика |
2,16 % |
6,14 % |
23,14 % |
12,24 % |
3,75 % |
17,50 % |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3,80 % |
40,69 % |
38,21 % |
51,61 % |
7,55 % |
6,72 % |
Охрана окружающей среды |
0,95 % |
1,42 % |
1,97 % |
0,00 % |
0,74 % |
0,86 % |
Образование |
66,78 % |
0,00 % |
0,13 % |
0,00 % |
67,68 % |
57,64 % |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
8,13 % |
10,65 % |
13,56 % |
2,96 % |
9,23 % |
3,31 % |
Социальная политика |
1,82 % |
1,25 % |
0,62 % |
2,56 % |
2,35 % |
2,63 % |
Физическая культура и спорт |
0,38 % |
12,60 % |
0,00 % |
0,55 % |
0,06 % |
3,06 % |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,00 % |
1,38 % |
0,00 % |
0,00 % |
0,21 % |
0,94 % |
Межбюджетные трансферты |
9,97 % |
0,00 % |
0,46 % |
0,00 % |
0,01 % |
0,00 % |
В таблице 4 можно отметить, что более 50 % расходов бюджета свойственно трем муниципалитетом, которыми является Балей, Петровск-Забайкальский и Чита. У остальных муниципалитетов доля расходов на образования составляет менее одного процента или же расходы в этом направлении вовсе не осуществлялись [1] [2] [3] [4] [5] [6].
Наиболее приоритетными статьями расходования средств бюджета у таких муниципалитетов как Борзя, Краснокаменск и Могоча являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, доля которых составляет 40, 38 и 51 процент соответственно.
Исходя из доли расходов по статье «образование» подходит лишь три муниципалитета из шести. Однако данный фактор не является ключевым, а лишь показывает приоритетной направление расходования бюджетных средств.
По данным применения факторов на муниципалитетах Забайкальского края, была построена таблица с коэффициентами для оценки перспектив рынка облигаций муниципальных образований Забайкальского края (таблица 5).
Таблица 5
Коэффициенты перспективы рынка муниципальных облигаций Забайкальского края
|
Населенный пункт |
Средний коэффициент перспективы фактора |
||||||
Балей |
Борзя |
Краснокаменск |
Могоча |
Петровск-забайкальский |
Чита |
|||
Наименование фактора |
Численность населения |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
10 |
1,83 |
Объем доходов |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
1,83 |
|
Самостоятельность бюджета |
2 |
7 |
6 |
10 |
2 |
3 |
5,00 |
|
Преобладающая доля расходов на образование |
9 |
0 |
0 |
0 |
10 |
8 |
4,50 |
|
Средний коэффициент перспективы муниципалитета |
3 |
1,75 |
1,75 |
2,5 |
3 |
7,75 |
||
Коэффициенты в таблице 5 рассчитывались по десятибалльной шкале в процентном соотношении от наибольшего значения фактора, где коэффициент равный десяти является наибольшим значением фактора среди муниципалитетов и составляет сто процентов.
По результатам таблицы 5 можно сказать, что больше всех для эмиссии муниципальных облигаций подходит город Чита, так как его среднее значение коэффициента перспективы составляет 7,75, а значение этого же коэффициента у остальных муниципалитетов менее трех. Среди коэффициентов перспективы факторов наибольшее среднее значение у самостоятельности бюджета и составляет 5, а следом за ним идет преобладающая доля расходов на образование со значением в 4,5.
В заключении можно сказать, что оценка муниципалитетов по факторам, влияющих на эмиссию муниципальных облигаций, показал, что идеально подходящего муниципалитета для эмиссии облигаций на территории Забайкальского края не имеется, однако город Чита имеет наибольшее значение среднего коэффициента, что указывает на то, что эмиссия облигаций данным муниципалитетом наиболее вероятна. За счет низкой самостоятельности город Чита может позволить себе небольшой объем эмиссии, чтобы иметь возможность исполнить свои обязательства по выплате номинала облигаций, а так же указанного купона.
Нельзя сказать, что на территории Забайкальского края существует будущее для развития рынка муниципальных ценных бумаг, в силу малого количества крупных населенных пунктов, и весь рынок муниципальных ценных бумаг будет отражаться лишь в городе Чита. Однако повышение степени независимости бюджета Читы от безвозмездных поступлений позволит городу производить эмиссию муниципальных облигаций в значительном и достаточном объеме, который позволит осуществлять реализацию крупных проектов социального значения, которые позволят увеличить привлекательность города и привлечь новое население.
Литература:
- Бюджет городского поселения «Город Балей» на 2019 год. — Текст: электронный // Администрация городского поселения «город Балей»: [сайт]. — URL: http://городбалей.рф/dokumenty/byudzhet/ (дата обращения: 11.06.2020).
- Решения о бюджете на 2019 год. — Текст: электронный // Официальный сайт органов местного самоуправления Городского поселения «Могочинское»: [сайт]. — URL: http://архив.админмогоча.рф/da_str.php?id_blok1_levelpages1=1&id_position=70&blok=adm&razdel=da (дата обращения: 11.06.2020).
- Отчет об исполнении бюджета за 2019 год. — Текст: электронный // Городской округ «Город Петровск-Забайкальский»: [сайт]. — URL: http://петзаб.забайкальскийкрай.рф/about/komitet-po-finansam/otchety-ob-ispolnenii-byudjeta/ (дата обращения: 11.06.2020).
- Отчет об исполнении бюджета городского округа «Город Чита» за 2019 год. — Текст: электронный // Администрация городского округа «Город Чита»: [сайт]. — URL: http://admin.msuchita.ru/отчет-об-исполнении-бюджета-городского-округа-город-чита-за-2019-год (дата обращения: 11.06.2020).
- Постановление от 25.04.2019 № 347 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского поселения «Город Краснокаменск» за 1 квартал 2019 года». — Текст: электронный // Официальный сайт Администрации городского поселения «Город Краснокаменск»: [сайт]. — URL: https://www.красно-каменск.рф/gosserv/ofitsialnoe_opublikovanie/2019-g.php?clear_cache=Y (дата обращения: 11.06.2020).
- Решение № 247 от 29.05.2020 О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета городского поселения «Борзинское» «Об исполнении бюджета городского поселения «Борзинское» за 2019 год». — Текст: электронный // Администрация городского поселения «Борзинское»: [сайт]. — URL: http://борзя-адм.рф/dokumenty/byudzhet/ (дата обращения: 11.06.2020).