Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, А. А. Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий / А. А. Хохлова, В. А. Латипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 517-520. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71682/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессиональной деформации.

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение, арт-терапия.

В настоящее время выполнение должностных обязанностей педагогов зачастую влечет за собой травмирующее влияние на их работоспособность и эффективность труда. Как следствие выступают усталость, апатия, агрессия, стресс и т. д. Примером деформации профессиональных свойств личности педагога являются авторитарность, догматизм, демонстративность и т. д. Объясняется это тем, что профессиональная деятельность еще на этапе ее освоения, а затем на этапе ее выполнении, оказывает влияние на психику работника. Профессиональная деформация педагога может быть представлена в виде искажений в разных структурах личности под влиянием какой-либо из сторон педагогической деятельности, снижающих ее результативность и социальную адаптивность [4, с. 53]. Соответственно необходимо проводить профилактические мероприятия профессиональных деформаций педагогов. В нашей статье мы рассматриваем арт-терапевтические технологии как средство профилактики профессиональной деформации педагогов.

Исследования показывают, что большинство педагогов с течением времени испытывают эмоциональное выгорание, эмоциональную напряженность, склонность к апатии и пассивности, в худших случаях — проявляются психосоматические нарушения [1, с. 64]. Это связано с возросшими требованиями к профессиональной активности педагога и повышению уровня качества образования при практически неизменной низкой материальной оснащенности, вследствие чего педагог работает сверх положенного времени. Подобные негативные аспекты, несомненно, оказывают влияние на профессиональную деформацию, а также повышают отток педагогических работников из отрасли.

«К профессиональной деформации педагогов приводят следующие социальные, физические и иные факторы: 1) чрезмерная нагрузка; 2) увеличение объёма должностных обязанностей; 3) потребность в выполнении работы в условиях дома (дополнительная нагрузка внерабочее время) и, как следствие, трудности в семейных отношениях; 4) дефицит времени; 5) неспособность к релаксации; 6) боязнь ошибок у молодых специалистов; 7) неуверенность в своих силах; 8) несплоченный педагогический коллектив» [2].

Проведя опрос испытуемой группы (5 педагогов различных образовательных учреждений), в рис. 1 мы вывели некоторые результаты: педагоги указывают на некоторые факторы и их последствия, такие как негативные переживания как следствие от напряженных межличностных отношений, состояния постоянного стресса.

Рис. 1. Опрос испытуемых

«В данном исследовании выделяем профессиональные деформации, влияющие на личностные качества личности, которые негативно влияют на профессиональную активность педагога. Выделяем подобные деформации:

1) педагогическая индифферентность;

2) пассивность;

3) уход от демократического стиля;

4) социальная и педагогическая агрессия;

5) нерациональная самооценка;

6) некомпетентность в выбранной области;

7) монологизм;

8) консерватизм» [2].

Вопреки того, что профессиональная деформация педагога неизбежна в условиях современного темпа жизнедеятельности и требований к образованию, её преодоление является возможным с высокой вероятностью, если использовать арт-терапевтические технологии, поскольку воздействие технологии средствами изобразительного искусства широко используется в профилактике профессий, работающими с людьми. Компоненты арт-терапевтических технологий способствуют дистанцироваться от негативных воздействий, освобождению от защитных механизмов психики, которые могут послужить основой для развития психосоматических нарушений [Киселева, с. 64]. Арт-терапия обуславливает рефлексивный компонент: способствует осмыслить и отпустить негативные ситуации жизни, которые выступали источником нарастающей тревожности педагога. В исследовании О. С. Ноженкиной обнаружена ключевая роль ценностно-смысловой сферы педагога, содержащая осмысленность жизни, самоактуализацию и значимость творчества в педагогическом труде, в преодолении профессиональной деформации личности педагога [4, с. 8].

Как было отмечено выше, эффективным средством профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов являются арт-терапевтические технологии, которые способствуют высвобождению эмоций, оказывают целительное воздействие на психофизическое состояние. В исследовании И. М. Павловой и О. А. Соловьевой в целях профилактики профессиональной деформации педагогов выделяются упражнения для настройки на занятие («каракули», «глиняные каракули», «вырезанные формы», «рисунок на свободную тему», «знакомство», «ассоциация с цветом», «общий танец»); упражнения на рефлексию собственного времени («ресурс из прошлого», «круг времени», «образ личного времени», коллаж «мое прошлое, мое настоящее, мое будущее», коллаж «моя реальность, мои планы и мечты»); упражнения, направленные на повышение самооценки, развитие позитивного самоотношения («реалистический автопортрет», «образный автопортрет», «автопортрет-шарж», «мои профессиональные роли», «две маски «Я», «самореклама», «мой герб»), упражнения для работы с конфликтами («работа с профессиональной проблемой», «работа с внутренним конфликтом»); упражнения для прояснения отношения к работе, определения психологического климата в коллективе («скульптура», «древо чувств», рисунок на тему «Я и группа», «интервью-презентация», «начальник и подчиненный»); упражнения для снижения уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний («создание композиций на различные темы», «выпускание пара», «планирование»).

В целях проведения арт-терапевтического занятия по профилактике профессиональной деформации педагогов нами была разработана модель методической системы, содержащая содержательный, целевой и оценочный компоненты модифицированного нами рисуночного теста Р. Сильвер.

Таблица 1

Модель методической системы по профилактике профессиональной деформации педагогов

Содержательный компонент

Целевой компонент

Оценочный компонент

Рисуночный тест Р. Сильвер;

Целью данного теста является диагностика эмоциональных нарушений, в том числе депрессий, включая их маскированные варианты;

Критерии по шкале эмоционального содержания (1 балл — рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием; 2 балла — рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием; 3 балла — рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием; 4 балла — рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием; 5 баллов — рисунки с выраженным положительным содержанием);

В целях выявления профессиональных деформаций испытуемым предлагается изобразить любую историю, связанную с их профессией, используя соответствующие стимульные рисунки (13–15 штук).

Для проведения теста понадобятся: изображения стимульных рисунков на бумажном носителе, лист А4, изобразительный материал (по выбору испытуемых). При выполнении задания на воображения по рисуночным тестам испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением предметов, растений, животных и людей.

Критерии по шкале образа «Я» (1 балл — болезненные фантазии (грусть, беспомощность, смертельная опасность и т. д.; 2 балла — неприятные фантазии (испуг, несчастье, страх); 3 балла — противоречивые или амбивалентные фантазии (переживания противоречивых чувств или равнодушие и т. д.); 4 балла — приятные фантазии (счастливый, но пассивный персонаж; тот, кого спасают); 5 баллов — фантазии, связанные с исполнением желаний (активность, достижение поставленных целей, удовлетворение, любовь).

Для апробации разработанной модели методической системы по профилактике профессиональной деформации педагогов были проведены занятия, описание которых определяет целевой компонент модели.

Аналитическая справка по результатам профилактических мер

Цель исследования: оценка когнитивной и эмоциональной сфер, образа «Я»

Методика: модифицированный тест Р. Сильвер «Нарисуй историю»

Диагностируемые: преподаватели, учителя и педагоги Самарской области.

Диагност: Хохлова Анна Андреевна, Латипова Венера Андреевна.

Качественный и количественный анализ:

Результаты исследования по модифицированному тесту Р. Сильвер «Нарисуй историю» для оценки когнитивной и эмоциональной сфер, образа «Я» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Шкала эмоционального содержания

%

Чел.

Шкала образа «Я»

%

Чел.

1 балл

0 %

1

1 балл

0 %

1

2 балла

25 %

0

2 балла

25 %

0

3 балла

25 %

1

3 балла

25 %

0

4 балла

25 %

0

4 балла

25 %

1

5 баллов

50 %

2

5 баллов

50 %

2

Результаты профилактической деятельности в области изобразительного искусства обуславливают графические листы, наделенные собственной историей автора. Рассмотрим несколько из них:

1) изображение леопарда, спящего на ветке высокого дерева. Автор, преподаватель ВУЗа, сопроводил рисунок историей. Под леопардом автор ассоциирует себя, высокое дерево — ближайший отпуск, леопард спит спокойно на высоком дереве, пока рабочие проблемы находятся внизу и не беспокоят его. На первый взгляд рисунок несет в себе положительный окрас, однако, на данный момент автор чувствует грусть и беспомощность;

2) педагог дополнительного образования изобразил умиротворенный пейзаж, где главным персонажем является одинокое дерево, стоящее в поле пшеницы. Автор ассоциирует себя с деревом. Суть этого рисунка является в том, что педагог испытывает усталость в конце учебного года, так как работает с детьми дошкольного возраста. Рисунок олицетворяет приятные фантазии об отдыхе, однако педагог не желает отдаляться от детей. Рисунок умеренно положительного содержания;

3) учитель общеобразовательной школы изобразил зиму и реку, покрытую льдом. История определяется тем, что учитель испытывает эмоциональное выгорание (учитель в данном рисунке ассоциирует себя с рекой, которая с каждым днем все больше и больше покрывается льдом, т. е. безразличием). Рисунок с выраженным отрицательным эмоциональным состоянием.

Произведя блок занятий по модифицированной методике и соблюдая все аспекты разработанной модели методической системы, выводим необходимость повторить опрос испытуемой группы. Результаты представлены в диаграмме № 2.

Рис. 2

Приведенные результаты доказывают эффективность предложенной модели, поскольку наглядно представлено снижение некоторых факторов, способствующих профессиональной деформации педагогов, такие как неспособность к релаксации, неуверенность, негативные межличностные отношения. Предложенная система занятий благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии педагогических работников, а также способствует развитию навыка релаксации и рефлексирования.

Литература:

  1. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании / М. В. Киселева, В. А. Кулганов. — СПб.: Речь, 2012. — 64 с.
  2. Логинова, А. В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А. В. Логинова. — Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1750–1752. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19881/
  3. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
  4. Ноженкина О. С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога / О. С. Ноженкина. — Смоленск, 2012. — 222 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деформация педагогов, балл, методическая система, рисунок, арт-терапевтические технология, профессиональная деформация, высокое дерево, эмоциональное выгорание, изобразительное искусство, испытуемая группа.


Похожие статьи

Профилактика стресса молодых специалистов в школе

Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача

В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Профилактика профессиональной деформации педагогов в управлении качеством образования

В статье рассмотрены виды профессиональной деформации педагогов и формы их проявления в поведении.

Компоненты и факторы развития профессиональной деформации медицинских работников

Статья посвящена анализу компонентов и факторов развития профессиональной деформации медицинских работников с целью корректировки точного определения понятия «профессиональной деформации». Разбор структуры подобного явления поможет установить коррект...

Теоретические подходы к понятию профессиональной личностной деформации

В статье автор проводит обзор и анализ различных теоретических концепций, связанных с явлением профессиональной личностной деформации.

Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики

В статье определяется история, понятие профессионального выгорания, приводится классификация и описание основных моделей, а также классификация основных причин, приводящих к профессиональному выгоранию.

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике

В статье авторы рассматривают особенности и причины эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и предлагают практические рекомендации для его профилактики.

Похожие статьи

Профилактика стресса молодых специалистов в школе

Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача

В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Профилактика профессиональной деформации педагогов в управлении качеством образования

В статье рассмотрены виды профессиональной деформации педагогов и формы их проявления в поведении.

Компоненты и факторы развития профессиональной деформации медицинских работников

Статья посвящена анализу компонентов и факторов развития профессиональной деформации медицинских работников с целью корректировки точного определения понятия «профессиональной деформации». Разбор структуры подобного явления поможет установить коррект...

Теоретические подходы к понятию профессиональной личностной деформации

В статье автор проводит обзор и анализ различных теоретических концепций, связанных с явлением профессиональной личностной деформации.

Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики

В статье определяется история, понятие профессионального выгорания, приводится классификация и описание основных моделей, а также классификация основных причин, приводящих к профессиональному выгоранию.

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике

В статье авторы рассматривают особенности и причины эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и предлагают практические рекомендации для его профилактики.

Задать вопрос