В статье приводятся различные трактовки термина «деволюция», рассматривается отношение населения Соединенного Королевства к деволюции. Подчеркивается, что идея деволюции созревала длительное время. Отмечено, что законодательство, касающееся делегирования полномочий от центрального правительства законодательным и исполнительным органам регионов, постоянно совершенствуется, и процесс деволюции не останавливается.
Ключевые слова: деволюция, разделение властей, Великобритания, Соединенное Королевство, центральная власть, регион, Ассамблея Северной Ирландии, Национальная Ассамблея Уэльса, асимметричная деволюция.
Термин «деволюция» в различных источниках трактуется по– разному. Так большой юридический словарь В. Н. Додонова издательства «Инфра– М» в 2001 г. трактует термин так: «Деволюция — передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий органам власти административно — территориальных единиц».
Большой словарь иностранных слов издательства «ИДДК» 2007 г. раскрывает деволюцию как передачу «законодательных прав от центра отдельному графству или составной части Великобритании и придание им большей самостоятельности».
«Деволюция — передача центральными государственными органами части своих полномочий, ответственности местным административно– территориальным органам», — так термин трактует «Краткий словарь 100 современных политических терминов и понятий» под общей редакцией Ж. К. Букановой 2007 г.
Деволюция — процесс перераспределения политической власти, ее диффузия, постепенное «переливание» власти сверху вниз с созданием в регионах собственной системы политических институтов или расширением компетенций, уже существующих [1].
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой 2000г. определяет деволюцию как частичную передачу власти, некоторых полномочий центральным правовым местным органам власти.
Наделение регионов правами происходит вследствие усиления политической активности населения, которая наступает ввиду внутриполитических факторов. Правительство оставляет за собой ответственность за основные направления политики и законодательства. Центр делегирует определенные полномочия для эффективности управления, при этом отмечается их неравномерность как для территориальных единиц, так и для их новых политических институтов.
Деволюцию можно разделить на законодательную и административную. Для первой характерно получение законодательного права по некоторым вопросам, для второй — претворение законов и политик, установленных центром для этой административно — территориальной единицы.
Деволюция не является уникальным явлением Великобритании, она характерна и для других стран, в которых отмечается тренд на регионализацию.
Тенденция к децентрализации и деволюции глобальна и основана на субнациональной легитимности, предполагает передачу все больших объемов полномочий и ресурсов центра регионам [3].
Относительно Соединенного Королевства понятие «деволюция» не предусматривает немедленное получение независимости регионов, а рассматривается как один из способов реформирования территориально– политического устройства.
Официальное название Великобритании — «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» — указывает на то, что оно состоит из трех крупных регионов: Англии, Шотландии и Уэльса, для которых отмечается субсидарная легитимность.
Если рассмотреть противоречия, исторически сложившиеся в Великобритании, то выделим:
1) различные официальные религии (в Англии и Шотландии), либо ее отсутствие (в Ирландии в соответствии с Законом об Ирландской церкви 1869 года, Уэльс в соответствии с Уэльским церковным актом 1914 года);
2) различные системы местного самоуправления и ответственности ведомств;
3) особенности территории в пределах Великобритании, ментальные особенности ее жителей
Впервые в Великобритании о необходимости деволюции власти упоминается во второй половине XIX — начале XX века. Умеренная деволюция рассматривается как способ сохранить единство государства, предотвратить сепаратизм без дезинтеграции единой государственности.
Если попытаться классифицировать деволюционные модели Соединенного Королевства, то определятся три основных вида:
1) административная деволюция (“administrative devolution”);
2) исполнительная деволюция (“executive devolution”);
3) законодательная деволюция (“legislative devolution”)
В то же время, как справедливо отмечает Е. Д. Чуликова, «административная деволюция не свидетельствует о демократизации системы управления и не требует внесения сколько — нибудь существенных изменений в государственное устройство».
Деволюционная модель Великобритании демонстрирует трансформацию политического и государственного управления в рамках компромисса между политическим и национальным.
Неизбежна политическая модернизация традиций страны. Предоставление полномочий от центрального правительства происходит с учетом интересов отдельных субъектов и ограничением вмешательства центральных органов власти в дела их администраций.
С одной стороны, у регионов появляются новые инструменты претворения политической воли и стремлений населения, с другой — парламент сохраняет влияние на политическую ситуацию внутри государства, выступая источником права для новых политических институтов.
Он опирается на суверенитет Вестминстера в правовом регулировании отношений между центром и региональными органами управления.
Модели деволюции в Великобритании отличаются. В введении парламента Шотландии законодательные полномочия, право изменения налогов, Ассамблея Северной Ирландии и Национальная ассамблея Уэльса занимаются вопросами, которыми ранее также занималась центральная власть. Таким образом, Шотландия имеет наибольшие полномочия, Уэльс — административные, а деволюция в Северной Ирландии существенно осложнена политической борьбой между националистами и унионистами.
Что касается отношения к деволюции населения Соединенного Королевства, то согласно данным ВВС, уже в 2009 г. 41 % опрошенных шотландцев полагал, что деволюция — это положительный фактор в жизни региона, при этом 46 % считали, что она не принесла серьезных изменений, но только 9 % выступали против нее [4].
Несмотря на утверждения исследователей о том, что такая модель может привести к разным последствиям для государства, в том числе и отделению региона, вопрос независимости сложен для населения этого региона. Согласно опросам 2009 года 58 % населения поддержали идею проведения референдума о независимости, хотя при этом 54 % не желали немедленного получения независимости, а 38 % выступали за обретение независимости в течение двадцати лет [2].
Статус регионов подтверждается реакцией центра на запросы регионов, что также снимает радикализацию настроений. Тем не менее в случае расхождения представлений центра и региональной общественности о будущем региона начинается новый виток противоречий, разрешение которых зависит, главным образом, от развития и состояния региональных политических партий, что также определяет региональные перспективы.
Проанализировав эти определения, приходим к выводу, что деволюция — это передача части полномочий центральной власти на места, субъектам федерации, областям и др. Деволюция — это процесс, а не событие. Процесс деволюции и сейчас не останавливается, законодательство постоянно совершенствуется. Модели передачи властных компетенций сверху вниз различаются не только содержательно, но и хронологически.
Литература:
- Деволюция. — Текст: электронный // Академик.ру.: [сайт]. — URL: https://jurisprudence.academic.ru/1711/ %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8E %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения: 11.06.2020).
- Еремина, Н. В. Корни брекзита: конфликт идентичностей в соединенном королевстве / Н. В. Еремина. — текст: непосредственный // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2017. — № 1. — с. 87– 105.
- Пузаков А, В. Децентрализация власти как тенденция и признаки деволюции / А. В. Пузаков — Текст: электронный // Научный журнал «РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY»: [сайт]. — URL: http://regionsar.ru/node/954 (дата обращения: 11.06.2020).
- Устюжанинова, Е. А. Модели делегирования полномочий: опыт великобритании / Е. А. Устюжанинова. — Текст: непосредственный // lex russica (русский закон). — 2015. — № 9. — С. 100– 109.