В статье приведена общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом. Описаны ключевые нормативные акты, регулирующие договор перевозки, указаны основные свойства договора.
Ключевые слова: перевозка, воздушная, договор, пассажир, багаж, груз, публичный, договор присоединения.
The article provides a General description of the air transport contract. The key regulations governing the contract of carriage are described, and the main properties of the contract are specified.
Keywords: transportation, air, contract, passenger, baggage, cargo, public, contract of accession.
Для современного общества значимым является развитие воздушного транспорта. Совершенствование производства, расширение пользовательского спроса, усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала, влечет перестройку системы доставки грузов в разные уголки мира с помощью авиационного транспорта. Это влечет за собой изменение требований к качеству предоставляемых транспортных услуг. В основе выстраивания связей между участниками перевозки пассажиров, грузов лежат договорные правоотношения.
В российском праве общая характеристика договора воздушной перевозки дана в Воздушном кодексе РФ, федеральных авиационных правилах, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
Согласно ч. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна, багаж или груз в пункт назначения.
Среди правовых актов, регулирующих процесс воздушной перевозки, необходимо также назвать Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. В этом нормативном правовом акте установлен порядок осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузов, раскрывается порядок бронирования перевозок, оформление и оплата билетов, закреплен порядок регистрации пассажиров и оформление багажа, а также особенности перевозки отдельных категорий пассажиров.
Договор перевозки воздушным транспортом может быть реальным и консенсуальным в зависимости от объекта перевозки. В случае перевозки груза необходимо говорить о реальном договоре, так как перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в оговоренный пункт назначения. Реальность договора в данном случае состоит в том, что обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, в отношении которого заключен договор и он передан для перевозки.
Договор перевозки пассажира может носит консенсуальный характер, так как считается заключенным с момента оформления договорных отношений, т. е. с момента покупки билета. Это следует из п. 2 ст. 786 ГК РФ, в соответствии с которым заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Договор является двустороннеобязывающим, так как обязательства возникают как у перевозчика (перевезти груз), так и у отправителя (оплатить доставку груза, пассажира).
Договор перевозки пассажира (багажа, груза) является возмездным, так как за предоставленную услугу по доставке груза взимается плата согласно утвержденного тарифа.
Договор перевозки воздушным транспортом относится к публичным договорам. Согласно п. 1 ст. 426 и ст. 789 ГК РФ перевозка пассажиров воздушным транспортом гражданской авиации признается перевозкой транспортом общего пользования, поскольку по своему характеру она должна осуществляться по обращению любого лица. Это означает, что авиакомпания-перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами [1]. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (родители с детьми, инвалиды).
Как публичному договору воздушной перевозке присущи следующие признаки:
1) в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязательство доставить вверенный груз или пассажира. На сегодняшний день в списке российских авиакомпаний около ста организаций, действующих в 2020 году, которые выполняют регулярные и чартерные рейсы [2];
2) на перевозчика возложены обязательства по доставке любого груза или пассажира, который обратится с требованием заключения договора;
3) указанная коммерческая организация должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозку воздушным транспортом [3].
Договор перевозки пассажиров необходимо признать договором присоединения. Конструкция договора присоединения предполагает способ заключения договора, при котором к предложенному стороной договора (авиаперевозчик) другая сторона (пассажир) может только присоединиться, не имея возможности каким бы то ни было образом влиять на его содержание.
Для анализа правовой природы договора воздушной перевозки нужно учитывать, что воздушный транспорт относится к источникам повышенной опасности. Признание данного факта сделало допустимым применение норм главы 59 ГК РФ, согласно которой установлен особый режим возмещения убытков в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров. Также наличие опасности причинения вреда послужило основой для установления особой системы контроля и надзора за ним и организацией воздушного движения.
Договор воздушной перевозки относится к обязательствам по предоставлению услуг. Услуга представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, полезный эффект которой оплачивается ее получателем [4].
Эффект, создаваемый воздушным транспортом в процессе производства (перевозки) состоит в том, что не создается какого-то нового продукта. В результате перемещения транспортными средствами получатель услуги обретает нематериальное благо в виде свободы передвижения, которому корреспондирует личное неимущественное право, заключающееся в праве гражданина на свободное передвижение (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).
В результате полученной услуги обеспечивается перемещение на какое-либо расстояние интересующих субъекта предметов (багаж, груз). За услугу по перемещению и уплачиваются платежи. Перемещение людей и имущества на расстояние и является полезным результатом, не ощутимым с точки зрения материального мира, но имеющим свою цену и результат в виде перемещения на какое-то расстояния [5].
Необходимо признать, что ввиду специфики осуществляемой деятельности договор перевозки является самостоятельным видом договора. В процессе исполнения он может дополняться элементами других договоров. Это договоры хранения, аренды и др. Договор хранения состоит в том, что перевозчик обязуется обеспечить хранение грузов или багажа доставляемых в пункт назначения. Договор аренды может быть связан с временным хранением грузов на площадках аэропортов или иных территорий.
В любом случае данные договора носят вспомогательный характер и отражают правоотношения между перевозчиком и грузоотправителем, пассажиром в связи с осуществлением договора перевозки. Но самостоятельного значения они не имеют. Служат лишь вспомогательными видами деятельности для договора перевозки [6].
Таким образом, договор воздушной перевозки представляет собой обязательство по перемещению груза, пассажира и багажа в пункт назначения с помощью воздушного транспорта. По своей правовой природе данный договор относится к договорам оказания услуг. Он отличается от смежных договоров спецификой перевозочной деятельности, не создающей материального эффекта, но удовлетворяющей интересам и правам граждан.
Литература:
- Шапиро И. М. Ограничение свободы договора и прав на заключение публичного договора перевозки пассажиров воздушным транспортом // Общество, право, личность: вопросы взаимодействия в современном мире: сборник статей Международной научно-практической заочной конференции. М., 2017. С. 48–52.
- Перечень эксплуатантов, имеющих свидетельство эксплуатанта [сайт] URL: https://favt.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-aviaciya-obchego-naznacheniya/ (дата обращения: 05.06.2020).
- Об утверждении Положения о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» и применения ее информации: приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 9 марта 2017г. № 180-П «Об утверждении Положения о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» и применения ее информации» [сайт]URL: https://favt.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-aviaciya-obchego-naznacheniya/ (дата обращения: 07.06.2020).
- Иванова С. Г. Договор перевозки как разновидность договора возмездного оказания услуг // Российское государствоведение. 2016. № 9. С. 6–10.
- Васильченко А. И. Право коммерческое и транспортное, СПб., 2016. С. 66.
- Выгодянский А. В. Понятие и виды договора воздушной перевозки пассажиров и грузов // Транспортное право. 2017. № 3. С. 7–10.