Современное общество — это меняющееся общество. Изменения затронули не только общественные институты, но и личность человека, его мировоззрение, установки, способы восприятия мира и поведения в нем. С изменением социальных процессов в обществе происходят изменения в возможностях поведения и способах мышления, и в социальном представлении людей о их жизни.
В ходе трансформации общества изменяются и потребности людей, в том числе и в сфере образования, система функций которого направлена на выполнение определённых общественных потребностей. Потребности, трансформируясь через социальные интересы, приобретают форму социальных заказов. Социальные заказы состоят из запросов, исходящих от тех, кто на ряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования. Одними из таких заказчиков в сфере образования и, в частности, дошкольного образования являются родители.
Актуальность темы. Переход России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике привел к проблемам, вызванным преобразованием экономической и политической сферы, а также сменой системы ценностей и социальных приоритетов. В этих условиях образованию предъявляются принципиально новые социально-экономические и духовно-нравственные требования.
Дошкольное образование является первой ступенькой образовательной лестницы, именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Именно здесь начинается адаптация ребёнка к социальным ценностям, правилам и нормам жизни, в том конкретном обществе, котором он живёт.
Общество изменяется, изменяются и значения определённых знаний и умений личности, родители это понимают, что выражается в выборе дошкольных учреждений, которые бы соответствовали их потребностям и потребностям их детей. Потребности и интересы родителей выражены в представлении того, что они хотят дать своему ребёнку, того каким они хотят его видеть, каким они представляют его будущее. Чтобы соответствовать этим потребностям и интересам дошкольное образование должно выполнять функции, соответствующие представлениям т. е. выполнять социальные заказы родителей. Поэтому изучение представлений родителей о функциях дошкольного образования сейчас очень важно.
Степень разработанности проблемы. Социология образования и смежные с ней отрасли социологии в середине XX века начитают активно развиваться во многих странах мира. Интерес к социальным вопросам образования в СССР был обусловлен тем, что образование в советском обществе было одним из средств социальной политики государства и одновременно важным фактором социального расслоения. Социологические аспекты в 20–30-е гг. носили характер редких методических и теоретических вкраплений в исследованиях образования и экспериментах, проводимых с позиции социальной педагогики и педагогической психологии.
В социологии образования преимущественное внимание уделяется школьному и высшему образованию. О дошкольном образовании есть массив работ в педагогике и психологии, особенно методической литературы об организации деятельности дошкольных учреждений. Статей отечественных социологов не много, монографий тоже.
Одной из таких статей является работа Савицкой Е. В. «Детское дошкольное образование: экономический аспект». В этой статье представлен материал, полученный в процессе реализации второго и третьего этапов научно-исследовательского проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования», и отражает экономические аспекты функционирования системы детского дошкольного образования в Российской Федерации. В данной работе она пишет, что, не смотря на минусы государственной образовательной системы в бывшем Советском Союзе, необходимо признать, что она обеспечивала широкую доступность и высокий уровень образования. Хотя система дошкольного образования тогда в большей степени выполняла экономическую и идеологическую функции, тем е менее она выполняла и образовательные задачи. Дети, получившие благоприятный стимул к развитию до шестилетнего возраста, более восприимчивы к усвоению знаний на следующих этапах образования, поэтому необходимо рассматривать дошкольные учреждения как неотъемлемую часть системы общего образования и поддерживать их функционирование и в условиях рыночной системы. В работе рассмотрены такие проблемы как доступность дошкольного образования, качество услуг в дошкольных учреждениях, доходы работников в системе образования, бюджетное финансирование системы дошкольного образования, расходы семей в структуре детского дошкольного образования, дополнительное образование детей дошкольного возраста и перспективы развития [1].
Первой и важнейшей миссией любого социального института, в частности дошкольного образования, является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как токовое. И если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворением потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует» [2].
Объектом исследования будут функции дошкольного образования.
Предметом исследования функции дошкольного образования в представлениях родителей.
Цель исследования: изучить функции дошкольного образования в представлениях родителей.
В соответствии с целью следующие задачи:
- рассмотреть, как анализируется дошкольное образование и его функции в ракурсе современной социологии;
- проанализировать основные научные подходы к изучению понятия «социальное представление»;
- разработать методологическое обоснование изучения функций дошкольного образования в представлениях родителей;
- проанализировать результаты изучения функций дошкольного образования в представлениях родителей.
В рамках исследования планируется опросить 15 человек, 5 родителей детей, посещающих либо государственный, либо муниципальный детский сад, 5 родителей детей, посещающих детские развивающие клубы и 5 родителей, посещающих честные детские сады.
Литература:
1 Зборовский Г. Е. Социология образования: задачи и парадигмы [Электронный ресурс] / Зборовский Г. Е., Шуклина Е.// сайт elibrary.ru — 2006. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9574135 (дата обращения 14.05.2020).
2 Вишневский Ю. Р. Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки [Текст] / Вишневский Ю. Р., Банников Л. Н., Запарий В. В., Зборовский Г. Е. — Под общей ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 696 с.