Функции дошкольного образования в представлениях родителей: эмпирическое исследование функций дошкольного образования в представлении родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Баутдинова, Е. А. Функции дошкольного образования в представлениях родителей: эмпирическое исследование функций дошкольного образования в представлении родителей / Е. А. Баутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71716/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность исследования функций дошкольного образования в представлениях родителей определяется несколькими факторами, прежде всего слабой представленностью теоретического анализа функций непосредственно дошкольного образования. Этим обусловлена необходимость обращения к анализу функций образования в целом как объекта социологического исследования, которые достаточно широко рассматриваются как в отечественной, так и зарубежной литературе. В зарубежной литературе функции образования представлены в работах П. О. Кенкманна, Е. А. Якуба, А. В. Кооп. В отечественной литературе проблемой изучения функций образования поднимались А. М. Осиповым, Л. М. Коган, В. Т. Лисовским, Ф. Р. Филипповым, Г. Е. Зборовским. В данных работах они систематизируются, раскрывается их содержание, даются разные подходы к классификации. Однако в литературе практически отсутствует обращение к анализу функций дошкольного образования. С этой точки зрения важным представлялось рассмотреть Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, а также подходы, представленные в работах Г. Е. Зборовского, и В. Я. Нечаева.

Другой причиной, определяющей актуальность исследования, становится прикладной аспект этой проблемы, связанный с повышением роли социально-психологических факторов в жизни общества. В связи с преобразованием экономической и политической сферы, а также сменой системы ценностей и социальных приоритетов, образованию предъявляются принципиально новые социально-экономические и духовно-нравственные требования. Все эти изменения в обществе влекут за собой изменение потребностей и, следовательно, и представления о том, как эти потребности должны реализовываться.

Проблема определения функций дошкольного образования состоит в том, чтобы выбрать функции, с одной стороны, отвечающие сущности образования, а с другой стороны, — соответствующие ориентациям участников образовательного процесса, то есть отражающие наиболее значимые для них ожидания. В связи с этим особую ценность приобретают исследования представлений родителей о функциях дошкольного образования.

Проблемы изучения социального представления поднимались такими исследователями как Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Л.Леви-Брюль, Ж.Пиаже, З.Фрейд и другие [1]. Однако основоположником теории социального представления считается С. Московичи.

За рубежом ведущими исследователями социального представления считаются Вольфганг Вагнер, Ивана Маркова, Мишель-Луи Рукетт [2],7 С. Московичи, Ж. П. Кодол, Д. Жоделе.

У нас в стране проблеме представления посвящены исследования Л. М. Веккера, В. А. Ганзена, А. А. Гостева, Ю. М. Забродина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломова, В. В. Петухова, С. Д. Смирнова и других.

Для исследования представления родителей о функциях дошкольного образования нами был использован качественный подход и метод полуформализованного интервью.

Анализ данных позволил сделать следующие выводы:

  1. Основными причинами, по которым родители решают отдать своего ребенка в ДОУ, являются:

– необходимость выйти на работу;

– необходимость адаптации к школе;

– развитие личности ребенка, которое должно происходить посредством интеллектуального развития, развития коммуникативных навыков ребенка и его речи;

– социализация личности ребенка;

– наличие в ДОУ образовательных программ;

– соблюдение режима дня в ДОУ.

  1. В настоящее время спектр дошкольных образовательных услуг очень широк, и родителям нужно подобрать именно тот тип дошкольного учреждения и тот детский сад, который будет соответствовать их требованиям.
  2. Определившись с типом образовательного учреждения, родители должны выбрать конкретное ДОУ для своего ребенка.

Анализ интервью показал, есть такие причины выбора ДОУ, которые называют все родители не зависимо от того какой тип ДОУ они выбрали для своего ребенка.

К таки причинам в первую очередь можно отнести:

– близость расположения к дому;

– отзывы других родителей.

Помимо вышеназванных причин выбора конкретного ДОУ, родители, решившие отдать своего ребенка в государственный или муниципальный детский сад, называют следующие:

– Возможность попасть в детский сад.

При выборе того или иного сада, родители в первую очередь обращают внимание на возможность попасть в этот сад. Если такой возможности нет, тогда рассматривают другие варианты.

– Наличие бассейна или другого оборудования для физического развития ребенка.

Следует заметить, что наличие в детском саду бассейна становится не только причиной выбора конкретного сада, но как отмечают родители, это может стать и причиной отказа от посещения учреждения.

– Возможность занятий с логопедом.

При выборе частного детского сада родители в первую очередь обращают внимание на:

– наличие в штате медицинского работника, врача или медсестры;

– качество питания;

– наличие комфортной эмоциональной обстановки

1) организацию помещения.

Родителям важно, чтобы в учреждении были учтены детские потребности и физические возможности ребенка, путем отведения комнат под разную деятельность, подбора соответствующей мебели.

2) программу дошкольного образования;

Некоторые родители хотят, чтобы программа образования в ДОУ была размеренной, не перегружала ребенка, а другие, наоборот, подбирают более насыщенную программу образования.

3) хорошее отношение персонала к ребенку;

Анализ показал, что причины выбора детского развивающего клуба во многом аналогичны причинам выбора частного детского сада. Так, при выборе клуба родители также обращают внимание на программу дошкольного образования и хорошее отношение персонала к ребенку.

  1. Мы можем сделать вывод, что функции в представлении родителей, которые должно выполнять современное ДОУ отличается неполнотой, фрагментарностью (т. е. отсутствием целостной связанной «картины» отражаемой ситуации). В представлении родителей не представлены такие функции современного детского сада как: социального контроля; формирования и воспроизводства общественного интеллекта; осуществления инноваций в сфере культуры; воспитательной функции; формирования потребительских стандартов; социальной селекции; обеспечения профориентационной работы; привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм.

В представлении родителей современные детские сады в первую очередь должны выполнять гуманистическую и обучающую функции, функцию трансляции и распространения культуры, социализации личности, замещения родителей и социальной поддержки детей на время пребывания в дошкольном учреждении.

  1. Анализ показал, что, по мнению родителей ДОУ, который посещает их ребёнок, выполняет все необходимые функции. Возможно, это связанно с неполнотой и фрагментарностью их представлений, о функциях, которые должно выполнять современный ДОУ.

Следует заметить, что многие функции, выполняемые ДОУ, который посещает их ребенок, по уровню их выполнения не соответствуют представлениям родителей о должном.

При этом родители государственных ДОУ считают, что с детьми проводится мало подвижных игр, игровая площадка на улице плохо обустроена, детей редко выводят на прогулку, проводиться мало занятий на развитие интеллектуального и нравственного потенциала ребенка. Интенсивность и качество обучения письму, чтению и счету в государственном детском саду тоже не соответствует ожиданиям родителей, так же, как и количество и качество занятий на развитие творческой деятельности ребенка.

Родители, чьи дети посещают частные детские сады выражают недовольство по поводу отсутствия кухни в детском саду и собственного повара, их настораживает привозное питание. Также некоторые родители недовольны организацией помещения, где находятся дети, и организацией пространства для их прогулок.

Таким образом, в проведенном эмпирическом исследовании функции дошкольного образования в представлении родителей изучены через рассмотрение общих причин по которым родители принимают решение отдать ребенка в ДОУ, причин выбора типа ДОУ и причин выбора конкретного учреждения которое посещает их ребенок, дополненное анализом представлений о функциях, которые современные ДОУ должны выполнять и которые они выполняют. Анализ всей совокупности изученного позволил сделать вывод о наличие особенностей в представлении родителей в зависимости от типа ДОУ, которое посещает их ребенок.

Литература:

1 Дьяченко Ю. В. Функции образования и их роль в современном обществе [Электронный ресурс] / Дьяченко Ю. В. // Bibliofond.ru: сайт bibliofond.ru — 2008. — URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=41641 (дата обращения 15.05.2020).

2 Вербицкий Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии [Электронный ресурс] / Вербицкий Р. Ю. // Elibrary.ru: сайт elibrary.ru — 2015. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25378408 (дата обращения 15.05.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, представление родителей, причина выбора, ребенок, родитель, функция, детский сад, социальное представление, дошкольное учреждение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Психологические особенности обучения в процессе образования

Проблема развития социального интеллекта в процессе социального воспитания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода

Похожие статьи

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Психологические особенности обучения в процессе образования

Проблема развития социального интеллекта в процессе социального воспитания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода

Задать вопрос