В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственное воспитание, библиотерапия, подросток, младший подростковый возраст, общеобразовательная школа.
В современной образовательной системе первостепенной задачей является воспитание. Воспитание — это организованный, целенаправленный процесс развития и становления человека как личности. Воспитание как педагогический процесс выступает структурированным и контролируемым воздействием педагогов на воспитанников, целью которого является формирование востребованного и ценного для общества человека [9]. Таким образом, воспитание нравственности является комплексным процессом становления нравственного облика, позиции, чувств и поведения человека.
Аристотель под нравственностью и нравственным человеком понимал справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека [2]. Ф. В. Ницше, в свою очередь, считал, что быть нравственным значит повиноваться издревле установленному закону или обычаю [2].
В течение времени понятие нравственности изменилось, в современной ситуации под «нравственностью» принято понимать личностную характеристику человека, которая включает в себя такие качества и свойства, как: порядочность, доброта, милосердие, дисциплинированность, обеспечивающие соблюдение существующих моральных принципов и этических норм, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков [4].
Проблема нравственного воспитания является одной из главных проблем современного общества, оно охватывает все стороны жизни и деятельности человека и играет огромную роль в развитии и формировании полноценной личности. Становление молодого поколения происходит в эпоху глобализации и модернизации, качественного изменения информационного поля, что отражается на молодежи в искажении общечеловеческих норм. Все это обусловлено ростом эгоцентризма мышления и поведения, преобладанием культурно-массовых форм развлечений над нравственным просвещением подрастающего поколения.
Проблемой нравственного воспитания, его целями, структурой и компонентами занимались такие исследователи, как: Вульфсон М. Е., Григорович Л. Г., Исмагулова Б. А., Марьенко И. С., Сухомлинский В. А., Толстой Л. Н. и др.
Как отмечает М. В. Гамезо, нравственное воспитание является воспитанием ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Сухомлинский В. А. считал, что нравственное воспитание — системообразующий признак воспитательной системы о всестороннем развитии личности [5]. О нравственной воспитанности детей он писал: «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [2].
Вайндорф-Сысоева М. Е. трактует понятие нравственное воспитание как «одно из определяющих компонентов воспитательного процесса, который предполагает формирование умений и навыков, предоставляющих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения» [3].
Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнёва, Е. М. Ульянова утверждают, что «нравственное воспитание — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка» [7]. По мнению Б. Л. Вульфсона, задача нравственного воспитания состоит в «целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества» на основе индивидуальной системы ценностей [6].
Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что «нравственное воспитание — формирование понятий и суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, которые соответствуют нормам общества и обеспечивают и гармоническое развитие человека». Процессом нравственного воспитания является усвоение определенных нравственных и этических норм, формирование сознания личности, развитие нравственных чувств и выработка навыков нравственных привычек и поведения. Главным условием при этом выступает двустороннее взаимодействие педагога и обучающегося. Нравственность рассматривается как сложная, многоуровневая система. Самостоятельное понимание границ между нравственным и безнравственным является стойкой системой моральных убеждений, что в свою очередь свидетельствует о моральной зрелости человека.
Как отмечает Бадмаева Б. Б., проблема ценностной ориентации приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Подростковый период считается промежуточным — от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость [1]. Нравственное воспитание – одна из острейших проблем современного воспитания. В этом возрасте происходит образование сферы самосознания и обретение мировоззренческой позиции, начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения и предварительно профессиональное самоопределение.
В психологии и педагогике выявлено много средством, способствующих нравственного воспитания. В качестве средств используют музыкотерапию, игротерапию, изотерапию, метод кинотренинга. Но по мнению Ю. Н. Дрешера, О. Л. Кабачек, А. И. Трофимовой, В. И. Санинский и др. большие возможности в процессе нравственного воспитания заложены в библиотерапии. В. Н. Мясищев, Ю. Б. Некрасова, Н. А. Рубакин и др. Изучали понятие «библиотерапия», ее цели и структуру.
Понятие «библиотерапия» впервые было введено в 1916 г. американским исследователем С. Крозерсом и означало «коррекционное, либо же развивающее воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния».
Моздакова Ю. С. понимает под библиотерапией как процесс и комплекс мероприятий, ставящих перед собой цель — оказать помощь личности в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном и культурном взаимодействии, обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграции его в общество, в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде. Актуальным для нас является определение Дрешер Ю. Н., где библиотерапия рассматривается как «комплексная научная дисциплина, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень» [8].
Нравственное совершенствование читателя — это непрерывный процесс, в котором участвуют семья, школа, общество. Отбор художественных произведений, предлагаемых школьникам для чтения, должен учитывать психолого-педагогическую специфику читательского восприятия учащихся на основе ведущих типов деятельности в каждом возрастном периоде. Важный критерий отбора литературных текстов для школьника — это актуальность художественной проблематики для современных детей и подростков, где должна учитываться обращенность литературного материала к личностному ценностному опыту учащихся и к волнующим их проблемам.
О. Л. Кабачек утверждает, что лечебный эффект базируется на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в читаемом художественном произведении. Чем более похожи герой и ситуация, описанная в художественной книге, на обстоятельства и характер читающего, тем сильнее будет терапевтический эффект.
Мнение большинства специалистов едины в том, что библиотерапия понимается не только, как процесс медицинский, но и как педагогический вид деятельности и позволяет активно вовлекать человека в чтение. Это происходит на основе синтезирования ситуаций с целью изменения или решения его личных проблем, осуществляемое им в процессе рефлексии.
Таким образом, библиотерапия в педагогике является средством нравственного воспитания младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Данный подход позволяет нам использовать возможности библиотерапии в нравственном воспитании младших подростков в общеобразовательной школе.
Литература:
- Бадмаева, Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет / Б. Б. Бадмаева // Образование и наука. — 2012. — № 7. — С. 45–53.
- Борисова Н. Ф. Сущность и содержание нравственного воспитания / Н. Ф. Борисова, Г. С. Айрумян, А. Н. Колесникова // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 3–5.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 197 с.
- Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка. / Л. А. Григорович — Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 240 с.
- Исмагулова Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы / Б. А. Исмагулова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 15–19.
- Киреев М. Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки / М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Корнева // Наука. Искусство. Культура. — 2016. — № 2 (10). — С. 132–138.
- Савандеева Л. Н. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса / Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнёва, Е. М. Ульянова // Молодой ученый. — 2017. — № 34. — С. 115–116.
- Санинский В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе / В. И. Санинский // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 87–92.
- Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С.884–887.