Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Дубинина, Т. И. Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии / Т. И. Дубинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71723/ (дата обращения: 28.04.2025).



В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственное воспитание, библиотерапия, подросток, младший подростковый возраст, общеобразовательная школа.

В современной образовательной системе первостепенной задачей является воспитание. Воспитание — это организованный, целенаправленный процесс развития и становления человека как личности. Воспитание как педагогический процесс выступает структурированным и контролируемым воздействием педагогов на воспитанников, целью которого является формирование востребованного и ценного для общества человека [9]. Таким образом, воспитание нравственности является комплексным процессом становления нравственного облика, позиции, чувств и поведения человека.

Аристотель под нравственностью и нравственным человеком понимал справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека [2]. Ф. В. Ницше, в свою очередь, считал, что быть нравственным значит повиноваться издревле установленному закону или обычаю [2].

В течение времени понятие нравственности изменилось, в современной ситуации под «нравственностью» принято понимать личностную характеристику человека, которая включает в себя такие качества и свойства, как: порядочность, доброта, милосердие, дисциплинированность, обеспечивающие соблюдение существующих моральных принципов и этических норм, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков [4].

Проблема нравственного воспитания является одной из главных проблем современного общества, оно охватывает все стороны жизни и деятельности человека и играет огромную роль в развитии и формировании полноценной личности. Становление молодого поколения происходит в эпоху глобализации и модернизации, качественного изменения информационного поля, что отражается на молодежи в искажении общечеловеческих норм. Все это обусловлено ростом эгоцентризма мышления и поведения, преобладанием культурно-массовых форм развлечений над нравственным просвещением подрастающего поколения.

Проблемой нравственного воспитания, его целями, структурой и компонентами занимались такие исследователи, как: Вульфсон М. Е., Григорович Л. Г., Исмагулова Б. А., Марьенко И. С., Сухомлинский В. А., Толстой Л. Н. и др.

Как отмечает М. В. Гамезо, нравственное воспитание является воспитанием ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Сухомлинский В. А. считал, что нравственное воспитание — системообразующий признак воспитательной системы о всестороннем развитии личности [5]. О нравственной воспитанности детей он писал: «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [2].

Вайндорф-Сысоева М. Е. трактует понятие нравственное воспитание как «одно из определяющих компонентов воспитательного процесса, который предполагает формирование умений и навыков, предоставляющих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения» [3].

Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнёва, Е. М. Ульянова утверждают, что «нравственное воспитание — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка» [7]. По мнению Б. Л. Вульфсона, задача нравственного воспитания состоит в «целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества» на основе индивидуальной системы ценностей [6].

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что «нравственное воспитание — формирование понятий и суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, которые соответствуют нормам общества и обеспечивают и гармоническое развитие человека». Процессом нравственного воспитания является усвоение определенных нравственных и этических норм, формирование сознания личности, развитие нравственных чувств и выработка навыков нравственных привычек и поведения. Главным условием при этом выступает двустороннее взаимодействие педагога и обучающегося. Нравственность рассматривается как сложная, многоуровневая система. Самостоятельное понимание границ между нравственным и безнравственным является стойкой системой моральных убеждений, что в свою очередь свидетельствует о моральной зрелости человека.

Как отмечает Бадмаева Б. Б., проблема ценностной ориентации приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Подростковый период считается промежуточным — от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость [1]. Нравственное воспитание – одна из острейших проблем современного воспитания. В этом возрасте происходит образование сферы самосознания и обретение мировоззренческой позиции, начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения и предварительно профессиональное самоопределение.

В психологии и педагогике выявлено много средством, способствующих нравственного воспитания. В качестве средств используют музыкотерапию, игротерапию, изотерапию, метод кинотренинга. Но по мнению Ю. Н. Дрешера, О. Л. Кабачек, А. И. Трофимовой, В. И. Санинский и др. большие возможности в процессе нравственного воспитания заложены в библиотерапии. В. Н. Мясищев, Ю. Б. Некрасова, Н. А. Рубакин и др. Изучали понятие «библиотерапия», ее цели и структуру.

Понятие «библиотерапия» впервые было введено в 1916 г. американским исследователем С. Крозерсом и означало «коррекционное, либо же развивающее воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния».

Моздакова Ю. С. понимает под библиотерапией как процесс и комплекс мероприятий, ставящих перед собой цель — оказать помощь личности в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном и культурном взаимодействии, обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграции его в общество, в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде. Актуальным для нас является определение Дрешер Ю. Н., где библиотерапия рассматривается как «комплексная научная дисциплина, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень» [8].

Нравственное совершенствование читателя — это непрерывный процесс, в котором участвуют семья, школа, общество. Отбор художественных произведений, предлагаемых школьникам для чтения, должен учитывать психолого-педагогическую специфику читательского восприятия учащихся на основе ведущих типов деятельности в каждом возрастном периоде. Важный критерий отбора литературных текстов для школьника — это актуальность художественной проблематики для современных детей и подростков, где должна учитываться обращенность литературного материала к личностному ценностному опыту учащихся и к волнующим их проблемам.

О. Л. Кабачек утверждает, что лечебный эффект базируется на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в читаемом художественном произведении. Чем более похожи герой и ситуация, описанная в художественной книге, на обстоятельства и характер читающего, тем сильнее будет терапевтический эффект.

Мнение большинства специалистов едины в том, что библиотерапия понимается не только, как процесс медицинский, но и как педагогический вид деятельности и позволяет активно вовлекать человека в чтение. Это происходит на основе синтезирования ситуаций с целью изменения или решения его личных проблем, осуществляемое им в процессе рефлексии.

Таким образом, библиотерапия в педагогике является средством нравственного воспитания младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Данный подход позволяет нам использовать возможности библиотерапии в нравственном воспитании младших подростков в общеобразовательной школе.

Литература:

  1. Бадмаева, Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет / Б. Б. Бадмаева // Образование и наука. — 2012. — № 7. — С. 45–53.
  2. Борисова Н. Ф. Сущность и содержание нравственного воспитания / Н. Ф. Борисова, Г. С. Айрумян, А. Н. Колесникова // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 3–5.
  3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 197 с.
  4. Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка. / Л. А. Григорович — Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 240 с.
  5. Исмагулова Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы / Б. А. Исмагулова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 15–19.
  6. Киреев М. Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки / М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Корнева // Наука. Искусство. Культура. — 2016. — № 2 (10). — С. 132–138.
  7. Савандеева Л. Н. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса / Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнёва, Е. М. Ульянова // Молодой ученый. — 2017. — № 34. — С. 115–116.
  8. Санинский В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе / В. И. Санинский // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 87–92.
  9. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С.884–887.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, общеобразовательная школа, проблема, воспитание, подросток.


Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников

В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях доп...

Основы экологического воспитания в дошкольном возрасте

В статье рассматриваются роль экологического воспитания и образования дошкольников в контексте современной экологической политики РФ.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников

В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях доп...

Основы экологического воспитания в дошкольном возрасте

В статье рассматриваются роль экологического воспитания и образования дошкольников в контексте современной экологической политики РФ.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Задать вопрос