В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в деятельности.
Ключевые слова: мотивационная направленность, мотивы занятий спортом, успешность, подростки.
Изучение успешности в деятельности подростков и мотивационных предпочтений, обуславливающих их, является весьма актуальным. Включенность подростка во внеурочную деятельность, в том числе спортивную, и, более того, успешность в ней, говорит о реализованной потребности в самовыражении и самореализации и является профилактикой проявления форм девиантного поведения. Для выяснения того, какие мотивационные предпочтения подростков обуславливают их успешность в деятельности, нами было проведено исследование.
Таким образом, целью нашего исследования является сравнительный анализ мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в деятельности. Методами эмпирического исследования выступили тестирование и метод экспертных оценок. Для достижения поставленной цели мы использовали следующий диагностический инструментарий: методика определения направленности личности — на достижение успеха/ избегание неудачи (А. А. Реан), которая позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение человека: желание добиться успеха или избежать неудачи [1]; методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (Потемкина О. Ф.), из которой мы использовали две шкалы — ориентация на процесс и ориентация на результат деятельности [3]; методика «Мотивы занятий спортом» (А. В. Шаболтас) [1]; разработанный совместно со специалистом-экспертом анкетный бланк, в котором он в последующем давал оценку показателям спортивного мастерства испытуемых, определяющим их успешность как спортсменов. Также этот анкетный бланк мы использовали для оценки самими подростками своих способностей в спортивной деятельности, где им предлагалось оценить себя по каждому показателю от 1 до 10. Для выявления значимых различий использовался U — критерий Манна-Уитни. [2]. В исследовании приняли участие 52 воспитанника «Футбольной школы «Уфа»» на базе футбольного клуба «Уфа» в возрасте 13–14 лет.
Для определения подростков с высокой и низкой успешностью в спортивной деятельности мы использовали метод экспертных оценок. Был разработан анкетный бланк, в котором специалист-эксперт оценивал каждого подростка по 17 разным качествам, которые определяют его успешность как спортсмена, по шкале от 1 до 10. Нами было рассчитано, что средняя оценка, которую ставил специалист-эксперт, была 6,5. Исходя из этого, мы разделили воспитанников на две группы: спортсменов, чья средняя оценка была выше 6,5, мы отнесли к более успешным, а тех, у кого ниже, — к менее успешным.
Результаты экспертной оценки успешности показали, что среди испытуемых 48,08 % подростков имеют высокую успешность в спорте, а 51,92 % — низкую.
Сравнительный анализ мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью позволил нам сделать следующие выводы.
У подростков с высокой и низкой успешностью нет различий в уровне выраженности мотивационной направленности на достижение успеха (Uэмп = 307.5; p≥0.05). По полученным результатам вне зависимости от уровня успешности у всех была выявлена ориентация на достижение успеха или тенденция к ней, ориентации на избегание неудач ни у кого выявлено не было. Мы предполагаем, что это объясняется тем, что подростки, занимаясь спортивной деятельностью и являясь воспитанниками самой престижной футбольной школы в г. Уфа, постоянно находятся в конкурирующей среде, где, обладая направленностью на избегание неудач, эту конкуренцию не выдержать. Кроме того, тренерский штаб постоянно проводит воспитательную работу, чтобы ориентировать воспитанников на победы в соревнованиях и достижение прочих успехов.
У подростков с высокой и низкой успешностью нет различий в выраженности ориентации деятельности ни на процесс (Uэмп = 299; p≥0.05), ни на результат (Uэмп = 322.5; p≥0.05). По полученным результатам на процесс деятельности больше ориентированы успешные спортсмены (36 %), на результат — неуспешные (62.96 %). Отсутствие ярко выраженной ориентации также преобладает у успешных спортсменов (16 %). Первый и третий факт может быть объяснен тем, что спортивная деятельность является таковой, что успешность в ней зависит не только от ориентированности на высокие результаты, но и от получения удовольствия от процесса тренировок и соревнований, тем более в подростковом возрасте. Что касается второго факта, мы предполагаем, что менее успешные спортсмены в процессе тренировок и соревнований по вербальным и невербальным проявлениям тренера догадываются, что он их оценивает ниже, чем некоторых остальных, и, с целью исправить это, пытаются повысить свою результативность, направляя всю энергию на результат деятельности.
У подростков с высокой и низкой успешностью нет различий в уровне выраженности мотивов занятий спортом, кроме мотива эмоционального удовольствия (Uэмп = 246; p≤0.05). Было выявлено, что подростки с высокой успешностью в спортивной деятельности имеют большее стремление получать радость от движений и физических усилий, чем с низкой. Мы предполагаем, что такой результат объясняется тем, что, испытывая удовольствие от физических нагрузок, подросток стремится к ним, упорно работая на тренировках и соревнованиях, что и обуславливает его успешность.
Подростки с высокой успешностью в спортивной деятельности оценивают свои способности более адекватно, чем с низкой (Uэмп = 152.5; p≤0.01). Это говорит о том, что у первых более адекватная самооценка, чем у вторых. Данная закономерность была выявлена путем сравнительного анализа данных анкетного бланка, которые содержат оценки качеств, определяющих успешность подростков как спортсменов, которые предоставили специалист-эксперт и сами испытуемые.
Таким образом, гипотеза о том, что мотивационные предпочтения подростков различаются в зависимости от успешности в спортивной деятельности, частично подтвердилась в рамках данного исследования.
Литература:
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002–512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Математические методы обработки данных в психологии: учебно-методическое пособие / И. Н. Нестерова — Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. — 146 с.
- Солонкина О. В., Рамендик Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 224 с.