Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Нураева, Э. Р. Особенности мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в спортивной деятельности / Э. Р. Нураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71736/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационных предпочтений подростков, занимающихся спортом, в контексте их успешности. Приведены результаты эмпирического исследования и последующий сравнительный анализ мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в деятельности.

Ключевые слова: мотивационная направленность, мотивы занятий спортом, успешность, подростки.

Изучение успешности в деятельности подростков и мотивационных предпочтений, обуславливающих их, является весьма актуальным. Включенность подростка во внеурочную деятельность, в том числе спортивную, и, более того, успешность в ней, говорит о реализованной потребности в самовыражении и самореализации и является профилактикой проявления форм девиантного поведения. Для выяснения того, какие мотивационные предпочтения подростков обуславливают их успешность в деятельности, нами было проведено исследование.

Таким образом, целью нашего исследования является сравнительный анализ мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью в деятельности. Методами эмпирического исследования выступили тестирование и метод экспертных оценок. Для достижения поставленной цели мы использовали следующий диагностический инструментарий: методика определения направленности личности — на достижение успеха/ избегание неудачи (А. А. Реан), которая позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение человека: желание добиться успеха или избежать неудачи [1]; методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (Потемкина О. Ф.), из которой мы использовали две шкалы — ориентация на процесс и ориентация на результат деятельности [3]; методика «Мотивы занятий спортом» (А. В. Шаболтас) [1]; разработанный совместно со специалистом-экспертом анкетный бланк, в котором он в последующем давал оценку показателям спортивного мастерства испытуемых, определяющим их успешность как спортсменов. Также этот анкетный бланк мы использовали для оценки самими подростками своих способностей в спортивной деятельности, где им предлагалось оценить себя по каждому показателю от 1 до 10. Для выявления значимых различий использовался U — критерий Манна-Уитни. [2]. В исследовании приняли участие 52 воспитанника «Футбольной школы «Уфа»» на базе футбольного клуба «Уфа» в возрасте 13–14 лет.

Для определения подростков с высокой и низкой успешностью в спортивной деятельности мы использовали метод экспертных оценок. Был разработан анкетный бланк, в котором специалист-эксперт оценивал каждого подростка по 17 разным качествам, которые определяют его успешность как спортсмена, по шкале от 1 до 10. Нами было рассчитано, что средняя оценка, которую ставил специалист-эксперт, была 6,5. Исходя из этого, мы разделили воспитанников на две группы: спортсменов, чья средняя оценка была выше 6,5, мы отнесли к более успешным, а тех, у кого ниже, — к менее успешным.

Результаты экспертной оценки успешности показали, что среди испытуемых 48,08 % подростков имеют высокую успешность в спорте, а 51,92 % — низкую.

Сравнительный анализ мотивационных предпочтений подростков с различной успешностью позволил нам сделать следующие выводы.

У подростков с высокой и низкой успешностью нет различий в уровне выраженности мотивационной направленности на достижение успеха (Uэмп = 307.5; p≥0.05). По полученным результатам вне зависимости от уровня успешности у всех была выявлена ориентация на достижение успеха или тенденция к ней, ориентации на избегание неудач ни у кого выявлено не было. Мы предполагаем, что это объясняется тем, что подростки, занимаясь спортивной деятельностью и являясь воспитанниками самой престижной футбольной школы в г. Уфа, постоянно находятся в конкурирующей среде, где, обладая направленностью на избегание неудач, эту конкуренцию не выдержать. Кроме того, тренерский штаб постоянно проводит воспитательную работу, чтобы ориентировать воспитанников на победы в соревнованиях и достижение прочих успехов.

У подростков с высокой и низкой успешностью нет различий в выраженности ориентации деятельности ни на процесс (Uэмп = 299; p≥0.05), ни на результат (Uэмп = 322.5; p≥0.05). По полученным результатам на процесс деятельности больше ориентированы успешные спортсмены (36 %), на результат — неуспешные (62.96 %). Отсутствие ярко выраженной ориентации также преобладает у успешных спортсменов (16 %). Первый и третий факт может быть объяснен тем, что спортивная деятельность является таковой, что успешность в ней зависит не только от ориентированности на высокие результаты, но и от получения удовольствия от процесса тренировок и соревнований, тем более в подростковом возрасте. Что касается второго факта, мы предполагаем, что менее успешные спортсмены в процессе тренировок и соревнований по вербальным и невербальным проявлениям тренера догадываются, что он их оценивает ниже, чем некоторых остальных, и, с целью исправить это, пытаются повысить свою результативность, направляя всю энергию на результат деятельности.

У подростков с высокой и низкой успешностью нет различий в уровне выраженности мотивов занятий спортом, кроме мотива эмоционального удовольствия (Uэмп = 246; p≤0.05). Было выявлено, что подростки с высокой успешностью в спортивной деятельности имеют большее стремление получать радость от движений и физических усилий, чем с низкой. Мы предполагаем, что такой результат объясняется тем, что, испытывая удовольствие от физических нагрузок, подросток стремится к ним, упорно работая на тренировках и соревнованиях, что и обуславливает его успешность.

Подростки с высокой успешностью в спортивной деятельности оценивают свои способности более адекватно, чем с низкой (Uэмп = 152.5; p≤0.01). Это говорит о том, что у первых более адекватная самооценка, чем у вторых. Данная закономерность была выявлена путем сравнительного анализа данных анкетного бланка, которые содержат оценки качеств, определяющих успешность подростков как спортсменов, которые предоставили специалист-эксперт и сами испытуемые.

Таким образом, гипотеза о том, что мотивационные предпочтения подростков различаются в зависимости от успешности в спортивной деятельности, частично подтвердилась в рамках данного исследования.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002–512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Математические методы обработки данных в психологии: учебно-методическое пособие / И. Н. Нестерова — Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. — 146 с.
  3. Солонкина О. В., Рамендик Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная деятельность, мотивационное предпочтение подростков, подросток, успешность, анкетный бланк, высокая успешность, различная успешность, достижение успеха, мотивационная направленность, сравнительный анализ.


Ключевые слова

подростки, успешность, мотивационная направленность, мотивы занятий спортом

Похожие статьи

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистич...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Особенности познавательного интереса у подростков

В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного инте...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Похожие статьи

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции подростков, занимающихся спортом

В данной статье показаны актуальность и необходимость исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационной направленности и волевой регуляции подростков. Математико-статистич...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Особенности познавательного интереса у подростков

В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного инте...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Задать вопрос