В статье представлен исторический обзор развития любительского театра, рассмотрены особенности формирования культуры семейного досуга в условиях любительского театра. На основании анализа научных источников по проблеме исследования, автор раскрывает определение понятий «досуг» и «любительский театр», а также возможности их использования для сплочения современной семьи.
Ключевые слова: семейный досуг, любительский театр, отдых, рекреация, взаимодействие членов семьи.
The article presents a historical overview of the development of amateur theater, considers the features of the formation of a family leisure culture in an amateur theater. Based on the analysis of scientific sources on the research problem, the author reveals the definition of the concepts of «leisure» and «amateur theater», as well as the possibility of using them to unite the modern family.
Key words: family leisure, amateur theater, recreation, recreation, interaction of family members.
Характеризуя современные изменения в структуре свободного времени членов семьи, можно констатировать, что в настоящее время наблюдается своеобразная дифференциация форм досуга: с одной стороны, расширяются возможности и увеличивается время пользования культурно-организационными услугами сферы отдыха, преимущественно активными его формами, а с другой — прослеживается увеличение доли семейного досуга, которое происходит в домашних условиях.
Поскольку семья представляет собой уникальную социальную общность, которой в известной степени характерны общие образ жизни и интересы, возникает необходимость в создании специализированных рекреационных сред для семейного отдыха.
Под семейным отдыхом принято понимать комплекс специально организованных, обеспеченных, и осуществляемых мероприятий рекреационного характера, направляемых на восстановление физических и психических функций организмов связанных родственными отношениями людей разного возраста и способствующих укреплению семьи, развития духовности и социальной активности людей, в частности, детей и молодежи.
Семейный отдых может происходить как в домашних условиях («под крышей»), так и на природе («под открытым небом»), на специально организованных для этого территориях. Возможна различная организация рекреационной среды в выделенном рекреационном пространстве. Мало того: созданная рекреационная среда с течением времени может видоизменяться в соответствии с развитием общества, перепланировкой городской или прилегающей территории, а также с изменением рекреационных потребностей человека.
Мы рассмотрим семейный культурный отдых — любительский театр.
Организация досуга — одно из важнейших направлений клубной работы, включает в себя проведение культурных массовых мероприятий, создание любительских объединений, любительских коллективов по жанрам для населения различных возрастных категорий. Важный принцип воспитания в клубном заведении — это развитие индивидуальности [4, c. 2].
Одним из главных принципов организации досуга в учреждениях культуры клубного типа является учет возрастных особенностей аудитории. Дифференциация по этим признакам в разные времена была характерна при организации отдыха.
Каждая возрастная категория имеет собственные досуговые ориентации и потребности. В рамках различных возрастных групп также существуют различные формы досуговой деятельности. Они зависят от ряда факторов: местных традиций; образования, интересов; социального статуса и тому подобное. Иногда отмечается семейное участие в такого рода видах досуга.
Для того, чтобы грамотно планировать культурно-досуговую деятельность, необходимо знать психологические особенности каждой группы, четко формулировать задачи работы с той или иной категорией любителей-театралов, продуманно определяя основные виды организации содержательного досуга.
Система культурно-досуговой деятельности сформировалась не сразу. Ее становление и развитие охватывает довольно значительный исторический период. Но, наиболее интенсивно она создавалась в конце XIX в. Признаки методической деятельности стали проявляться в начале XX в. В этот период стали создавать народные дома. В народном доме, как правило, работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Большинство народных домов располагали концертный зал, набор народных инструментов, библиотеку-читальню, чайную. Большой интерес вызвало театральное искусство.
Во многих народных домах создавались и работали народные театры. Идею развития самодеятельных театров поддерживали выдающиеся общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них Н. Крупская, М. Горький, В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и многие другие, их усилиями создавались не только народные театры, но и основы будущей системы методической и организационной помощи самодеятельным коллективам [3, c.34–39].
В материалах, опубликованных в периодической печати в связи с 50-летием методических центров, отмечалось, что в 1909 г. по инициативе группы энтузиастов и руководителя крестьянского театра в селе Бурмакино Ярославской области Н. В. Скородумова при Всероссийском союзе сценических деятелей была организована комиссия по сельскому театра. В начале 1911 г. комиссия перешла в ведение Русского технического общества и стала называться отделом содействия фабричным и сельским театрам. Членами и сотрудниками отдела наряду с профессиональными артистами, художниками, литераторами стали рабочие, сельские учителя, крестьяне.
В дальнейшем функции отдела были переданы секции содействия устройства сельских, фабричных, школьных театров Московского общества народных университетов под председательством академика живописи В. Д. Поленова. Секция поставляла любительские народные театры пьесами, рекомендательными, репертуарными рецензиями, режиссерскими разработками. Был организован прокат декораций, костюмов, бутафории, осветительных приборов. По словам В. Д. Поленова, секция стала «театральной лабораторией па всю Россию». В 1915 г. по проекту В. Д. Поленова, на средства самого художника, а также С. Т. Морозова и ряда мастеров Малого и Художественного театров было построено специальное здание, получившее название Поленовский Дом. В нем создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформируются, сценических костюмов и других средств оформления для фабрично-заводских и сельских театров, прокатный состав. В ряде губерний России создаются союзы, общества просветительных организаций и учреждений [3, c.36–42].
На основе широкого самодеятельного движения, обусловленного современными преобразованиями, начинается активное развитие системы методической деятельности. Рабочие объединялись в различные клубы, создавались курсы, школы, кружки, лектории и многие другие культурно-просветительных формирований. Основное внимание уделяется развитию художественной самодеятельности на селе. С этой целью создаются музыкальный, литературный, художественно-технический отделы, отдел школьного театра.
Именно организованная самодеятельность потребовала разработки как общих принципов методики, так и конкретных методов, форм культурно-просветительской деятельности населения, создание условий для творческого самовыражения. Создание сети учреждений культуры в стране, зарождение и развитие форм и методов их деятельности требовали принципиально новых подходов к организации культурно-просветительной работы, ее методического обеспечения.
В современном мире социализированное общество возлагает надежды на будущее поколение, стремясь сформировать у них качества активных субъектов деятельности, способных приумножать ее социально-экономический и духовный потенциал, с помощью массы средств: формирующих, организующих и развивающих характер личности. Значимым средством формирования гуманистических, духовных качеств личности является театр. Он обеспечивает преемственность и связь поколений. Театр — это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей (В. Э. Мейерхольд). Любительские театральные коллективы могут существовать в самых разных формах и иметь самую разную организационную и содержательную основу.
Понятие «любительская студия», прежде всего, подразумевает наличие процесса обучения, а также творческого экспериментального процесса. Театральная студия — творческий коллектив, созданный с целью обучения сценическому мастерству, объединённый едиными художественно-мировоззренческими позициями, занимающийся творческо-экспериментальной деятельностью. Любительские театры (студии) отличаются большим жанровым разнообразием, они могут быть пластическими, поэтическими, публицистическими, театрами теней и пантомимы, кукол, сказок и т. д. Именно жанровое разнообразие и лежит в основе классификации видов любительских театров [1, с.5].
Именно в таких условиях проходит более тесное общение между членами семьи, укрепляются общие интересы, которые выходят за рамки общения только в театральном кружке или студии. Проходит сближение между разными поколениями членов семьи, чего сейчас не хватает в большинстве современных семей.
Театральные любительские студии — эффективная форма проведения досуга, развития личности, сплочения людей благодаря идее, которую нужно воплотить в жизнь. А театр — он и есть жизнь. А наша жизнь — это сплошной театр в разных его проявлениях.
Литература:
- Андрейчук В. А. Организация и руководство любительским театральным коллективом. Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2016. 18 с.
- Кудриков М. А. Общеобразовательная программа студии сценического искусства отделения дополнительного образования. М.: ГБОУ ЦЛПДО, 2014. 53 с.
- Попов В. В., Попова Ф. Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. 176 с.
- Серафимович И. В., Юдина А. В., Фатеева Е. А Школьный театр — структурный компонент здоровьесберегающей модели школы, обеспечивающий формирование культуры ЗОЖ и успешную социализацию подростков // Материалы научно-практической конференции «Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи». Ярославль: ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. С. 2–5.
- Филистович О. А. Специфика музыкально-досуговой деятельности в формировании творческой активности младших школьников // ВеснікБеларус. дзярж. ун-та культуры і мастацтваў. 2011. № 2 (16). Минск. с.86–93.