Статья посвящена актуальной проблеме подготовки руки к письму в школе, формированию графомоторных навыков у дошкольников.Встатье автор указывает на педагогов и психологов, которые изучали проблему обучения левшей. Описывает с какими трудностями при формировании предпосылок письма сталкиваются леворукие дошкольники. Выделены направления работы по преодолению трудностей в формировании графомоторных навыков.
Ключевые слова : леворукие дошкольники, трудности, графомоторный навык, предпосылки письма
В наши дни наиболее актуальной остается проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы. Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Чтобы ребёнок был готов к школе, уверенно чувствовал себя на уроках, необходимо сформировать у него навыки и умения, необходимые для овладения письмом, так как трудности при обучении грамоте являются наиболее частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации. Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема обучения левшей. По данным ряда психологов (Аракелов Г. Г., Макарьев И., Никифорова О. А., Федосова Н. и др.), левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов (Безруких М. М., Иншакова О. Б., Маркова Т. А. и др.), процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей [1].
Отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения и воспитания, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. При обучении леворукого ребенка как в саду, так и в школе, учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это — трудности обучения письму (реже — письму и чтению вместе) [2].
Для того, чтобы ребенок не имел особых трудностей при обучении письму в школе, необходимо верно сформировать предпосылки к письму еще в дошкольном образовании.
В современном мире многие родители не уделяют внимания умению красиво писать, когда можно быстро напечатать на компьютере, не прилагая усилий для точной координации пальцев рук. Следовательно, у значительной части детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных и слуховых связей, графического навыка. От этого у детей слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Своевременное развитие мелкой моторики и точной координации рук у детей, формирование синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма [5].
Письменная речь — явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками — одна из важнейших сторон общего развития ребёнка [3].
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, — без овладения графическим навыком. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма. Как отмечала И. Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [7]
Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных графических умений. Нужно отметить, что для леворуких дошкольников важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга, что положительно влияет на развитие речевого центра [4].
По результатам анализа развития произвольной моторики пальцев рук воспитанников выявлена необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письму.
Каким же образом можно развивать «ручную умелость»?
В основу образовательной деятельности была положена концепция Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина об определении роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Развитие графомоторного навыка строилось по принципу «от простого — к сложному» и осуществлялось на протяжении всего периода дошкольного детства. При подготовке руки ребёнка к письму использовались различные способы: графический, изобразительный, игровой, двигательно-деятельностный, комплексный. Работа по развитию мелкой моторики делилась на три этапа [4].
I этап. Подготовительный/
На данном этапе использовались игровые виды деятельности: пальчиковая гимнастика и игры; лепка и вырезание ножницами; игры с мозаиками, бусинами и пуговицами; игры в различные шнуровки. Для создания мотивации у детей широко применялись нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, дети работали с соленым тестом, овладели простейшими способами оригами, освоили техники пластилинографии и ниткографии. В сказочной форме познакомились с цветным и простым карандашом, узнали правила, как нужно держать карандаш в руке. Игровые графические упражнения «Дорожки», «Не выходи за контур» помогли детям освоить умение анализировать рисунок и замечать контур. Развитие у детей умения закрашивать рисунок происходило в свободной форме, детям предлагались на выбор разные средства: трафареты, раскраски, игровые задания «Соедини точки и узнай, кто спрятался», калька для обведения по контуру. В основу этого этапа положена игровая творческая предметная деятельность, которая организуется ненавязчиво. Создаются условия для свободного доступа и выбора детьми различных видов деятельности. Педагог выступает в роли подсказчика [1].
II этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом.
На данном этапе графические упражнения усложнялись: длина и сложность дорожек увеличивалась, подбирались усложненные их виды. Дети знакомились с простейшими видами штриховки. Путешествие в Страну тетрадей позволило сформировать у детей представление о разнообразии их по внешнему виду и назначению. Дети познакомились с тетрадью в крупную клетку. Они узнали, что на листе бумаги могут находиться различные линии-помощники для рисования и письма. Умение видеть линии в чистой тетради раскрыло в детях желание фантазировать по лабиринтам линий. Конструирование из геометрических фигур предметных и сюжетных рисунков способствовало формированию у детей чувства цветового и геометрического ритма, что являлось подготовкой к графическому упражнению «Бордюры». Очень важно на данном этапе было сформировать у детей умение ориентироваться на листе бумаги; знать, где верх и низ, лево и право. Благодаря подвижным играм, играм-сюрпризам воспитанники хорошо развили образное мышление и легко справлялись с логическими заданиями по ориентировке на листе [5].
III этап. Подготовка руки к письму.
Систематическая деятельность по развитию мелкой моторики с дошкольниками имела высокие результаты развития графомоторных навыков. Выпускники с удовольствием выполняли графические диктанты, которые вызывали живой интерес у детей от предвкушения к будущему результату. С целью снятия тревожности у будущих первоклассников, проводилось знакомство с тетрадью в косую линейку. По желанию детям предлагались более сложные виды штриховки: «клубочками», полукругами, петельками. Особую роль в создании мотивации на развитие ручной умелости имела сюжетно-ролевая игра «Школа».
Работа с родителями являлась одним из важнейших направлений работы, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. Использовались различные формы работы с родителями: родительские собрания, мастер-классы по соленому тесту, семинары-практикумы, индивидуальные консультации. Результативной формой взаимодействия с родителями являлась проектная деятельность, были реализованы такие проекты «Семейное древо», «Чугунное литье», «Дети войны». Итогом проектов были выставки детских ручных работ, сочиненные рассказы детей и родителей, альбомы с рисунками детей. Понимание проблем, возникающих при обучении письму в начальных классах школы, повышает заинтересованность родителей к данному вопросу, поддерживает интерес и работоспособность детей [3].
Выстроенная система работы по развитию мелкой моторики имела положительную динамику. Движения пальцев рук стали более уверенными и точными, дети не испытывали страха перед пишущим предметом, научились правильно держать карандаш. У детей стало развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Воспитанники стали более усидчивыми, аккуратными, внимательно относящимися к выполнению заданий.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [2].
Литература:
- Безуглова, И. Ю. Учет мозговой организации познавательных процессов в обучении на логопункте [Текст] / И. Ю. Безуглова // Школьный логопед. — 2012. — № 1. — С. 14–21
- Брагина, Н. Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — М.: Медицина, 1988. — 201 с.
- Иванович, С. А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей [Текст] / С. А. Иванович. — М.: Педагогика, 1995. — 241с. — С. 87
- Иншакова О. Б. Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5–7 лет [Текст] / О.Б. Иншакова. — ВЛАДОС, 2003. — 36 с.
- Калягин, В. А. Некоторые особенности становления пространственной ориентации при леворукости [Текст] / В. А. Калягин Проблемы медицинской психологии. — М.: Медицина, 2002. — 234 с. — С.81
- Ляудис, В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 150 с.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И. Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 282 с
- Семенович, А. В. Эти невероятные левши [Текст] / пособие для психологов и родителей // А. В. Семенович. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2008. — 250 с. — С.48