Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 1397 раз

Библиографическое описание:

Макова, А. В. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ / А. В. Макова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71753/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, которые ведутся по трем направлениям: с воспитанниками, с родителями, с педагогами.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, социально-психологическая адаптация, адаптированность.

С поступлением в дошкольную организацию у детей наступает новый этап в их жизни. Нахождение в коллективе формирует у детей новые общественные стандарты поведения, такие как самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей. Некоторым детям достаточно тяжело дается процесс привыкания к детскому саду, часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Появление у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» считается непосредственным результатом его эмоциональной неготовности к посещению детской организации.

Одной из базовых ценностей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического [1]. Эта задача в условиях современной дошкольной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Овчинникова Г. Г. определяет адаптацию личности, как «способ уравновешивания форм проявления субъективности и способ организации жизни субъекта в макро — и микроотношениях» [4].

Зотова О. И. и Кряжева И. К. рассматривают социально-психологическую адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы», но и общение и взаимоотношения личности и среды [3].

Филиппов А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. так определяют данное понятие: социально-психологическая адаптация предполагает процесс приспособления личности к условиям социальной среды, во время, которого происходит сближение целей, ценностных ориентаций группы и входящей в нее личности, усвоение ею норм, традиций, культуры [5].

Опираясь на работы Аксариной Н. М., Голубевой Л. Г., Захарова А. И. мы понимаем под адаптацией ребенка к дошкольной образовательной организации процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению.

Положительно-эмоциональное отношение к ребенку, удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных, индивидуальный подход, максимальное приближение условий детского сада к домашним — это те психолого-педагогические условия, которые могут обеспечить безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада. Подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Педагогический коллектив МДОУ «Д/с № 77» г. Магнитогорска разработал педагогическую технологию по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ по трем направлениям: с родителями, с педагогами и с воспитанниками.

Первое направление — это работа с детьми. При организации работы с детьми раннего возраста в адаптационный период необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Следует сформировать у ребенка позитивную установку на посещение дошкольной организации, желание идти в детский сад. Для этого необходимо педагогам правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, создать атмосферу тепла и уюта, напоминающую домашнюю. Так ребенку будет легче перебороть в себе волнения и страхи от посещения детского сада.

В адаптационный период детей раннего возраста к ДОУ мы рекомендуем использовать следующие формы и методы работы:

– игровые методы взаимодействия с ребенком, которые выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, места проведения;

– релаксационные игры и упражнения, в основе которых лежат приемы дыхательной гимнастики, эмоционального и мышечного расслабления, а также игры с песком и водой, которые также направлены на снятие эмоционального напряжения;

– элементы телесной терапии (обнимания, поглаживания);

– сказкотерапия, колыбельные песни, движения под музыку.

  1. Формирование у детей раннего возраста в адаптационный период чувства уверенности.

Самая главная задача в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ — это как можно быстрее и безболезненнее привыкнуть к детскому саду, чувствовать себя уверенным в новой обстановке. Уверенность ребенок приобретает тогда, когда он знает, что за люди его окружают, в каком помещении он находится. Для развития чувства уверенности необходимо познакомить детей друг с другом, сблизить между собой, познакомить с педагогами, с персоналом детского сада, установить доверительные отношения между педагогом и детьми. Необходимо провести экскурсию для детей по дошкольной организации, познакомить со своей группой, с игровой и спальной комнатами, с музыкальным залом, с медицинским кабинетом, с музеем, с кабинетом ИЗО.

  1. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

Педагогу необходимо способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, учить проявлять заботу, выражать сочувствие, обращать внимание на эмоциональное состояние друга. Учить детей играть не ссорясь, оказывать помощь и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам, воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. Необходимо формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его.

Второе направление — это работа с родителями. Работу с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, по мнению Аскариной Н. М., необходимо проводить в несколько этапов:

– I этап: сбор информации о потенциальных воспитанниках дошкольной организации в процессе взаимодействия с районной поликлиникой;

– II этап: социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детской организации;

– III этап: максимальное приближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ [2].

Построенная в соответствии с данными этапами работа по взаимодействию с родителями позволяет сделать процесс адаптации ребенка раннего возраста наиболее безболезненным, так как у будущих воспитанников складываются положительные ассоциации, связанные с дошкольной образовательной организацией, а также родители имеют возможность получить полную информацию о пребывании ребенка в ДОУ.

На всех этапах период адаптации детей раннего возраста к ДОУ необходимо вести информационно-просветительскую работу с родителями по вопросам адаптации детей. Необходимо в коридорах и группах раннего возраста располагать информацию о проблемах адаптации детей. Педагог-психолог должен проводить индивидуальные беседы с родителями для сбора информацию о семье, выявлять отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, устанавливать партнерские, доброжелательные отношения с ребенком и его родителями. С помощью анкетирования выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, его режим дня, насколько он схож с режимом дня, установленный в дошкольной организации, особенности сна и засыпания, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. С этой же целью родителям можно предложить написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?».

Анализируя сбор данной информации педагог-психолог определяет степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, и предлагает родителям соответствующие рекомендации по подготовке ребенка к приходу в детский коллектив.

Третье направление — это работа с педагогами. Это очень важное направление в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ, которая должна проводиться педагогом-психологом и старшим воспитателем. В самом начале необходимо составить планы деятельности в доаптационный и адаптационный периоды с учетом возраста детей.

Для систематизации знаний педагогов по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста и для пропаганды опыта и новых подходов к адаптации детей раннего возраста к ДОУ можно провести методические мероприятия: семинар «Адаптация к ДОУ»; круглый стол «Адаптация и ее виды»; мозговой штурм «Приемы, облегчающие адаптацию»; «Признаки того, что ребенок адаптировался». При моделировании различных ситуаций, игровых моментов педагоги систематизируют имеющиеся знания и практические умения, получают новый опыт практической деятельности, что помогает в вопросах сопровождения адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Таким образом, работа в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ должна проводиться комплексно, с участием детей, родителей, педагогов, психологов.

Литература:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. — 20.02.2016.
  2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аскарина. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 120 с.
  3. Зотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности [Текст] / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 2012. — 220 с.
  4. Овчинникова, Г. Г. Особенности формирования Я-образа у подростков, испытывающих проблемы средовой адаптации [Текст] / Г. Г. Овчинникова // Молодежь будущее России. Екатеринбург, 2016. — 147 с.
  5. Филиппов, А. В. Производственная социология, психология и педагогика [Текст] / А. В. Филиппов, В. К. Липинский, В. Н. Князева. — Высшая школа, 2014. — 157 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, детский сад, ребенок, адаптация детей, дошкольная организация, адаптационный период, период адаптации детей, родитель, дошкольная образовательная организация, социально-психологическая адаптация.


Похожие статьи

Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосв...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС

В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Похожие статьи

Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосв...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС

В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Задать вопрос