Данная статья посвящена коррекции зрительно-моторной координации при помощи графических диктантов. Ведь для ребенка творчество — это безграничная область, вот и мы в данной статье обращаем внимание на графические диктанты как средство коррекции зрительно-моторной координации, путем творчества на листе бумаги в клетку.
Нами рассмотрена система работы с графическими диктантами, которая состоит из 4 х блоков:
- Подготовительный,
- Графические диктанты («Художники»)
- Срисовывание с образца («Копировщики»)
- Рисование по опорному схематическому плану, («Дешифровщики»).
Ключевые слова: графический диктант, зрительно-моторная координация, коррекция;
По мнению Т. В. Ахутиной, Графические диктанты можно проводить в любой части занятия при изучении разных лексических тем и грамматических категорий. [1] Завершая диктовку, детям предлагается дорисовать рисунок самостоятельно, придумав сюжет. Они могут нарисовать недостающие фигуры для завершения картины, чтобы весь лист бумаги был заполнен, еще данный способ учит ребенка не оставлять одну фигуру в пространстве, будто она «летает» на листе. Далее мы предлагаем составить предложение к рисунку, рассказ, подобрать прилагательное, глагол и т. д. (это зависит от цели занятия). Данное задание развивает у детей формирование самостоятельного «придумывания» складного рассказа, что позволяет развить воображение, память и фантазию ученика. Выполняя ряд предложенных заданий, дети получают психоэмоциональную разгрузку. Так как они находятся «в себе», отдыхают от разговоров, набираются сил для продолжения выполнения, чтобы в дальнейшем представить свою работу перед одноклассниками. одно из самых главных для нас это то, что рисование под диктовку красивой фигурки помогает им успокоиться и переключиться на дальнейшую полезную деятельность уже на основном уровне обучения. Хочется отметить, что графические диктанты — очень увлекательное занятие, в дальнейшем мы узнаем, что большинство детей продолжают рисовать в свободное время дома, на переменах, а также придумывают собственные диктанты и приносят их на занятия, чтобы педагог оценил старания ребенка.
Рассмотрим данную систему более подробно
- Подготовительный блок включает в себя упражнения на ориентировку в пространстве относительно собственного тела: поднять руки ровно вверх, вниз, влево, вправо. Задать вопросы, такого плана, что ты видишь вверху, внизу, около и т. д. Далее вытекают упражнения на ориентировку на листе бумаги: найти середину листа и поставить точку, от центра провести линию ровно вверх, от центра провести линию ровно вниз, от центра провести линию ровно вправо, от центра провести линию ровно влево. Данные упражнения сопровождаются комментированием как педагога, так и ребенка, ведь мы развиваем не только пространственную ориентировку, но и разговорную речь, правильное изложение.
В. Т. Голубь в своем пособии описывает тренировочные упражнения на развитие зрительного восприятия . Логопед ставит каждому ученику точку в тетради. Далее проговаривает четкую инструкцию выполнения задания, проверяя ее выполнение у каждого ребенка. Из точки провести линию ровно вправо длиной в 1 клетку, 1 клетку вниз, отступить одну клетку и обвести следующую клетку карандашом, продолжить работу до конца листа, хорошо прорисовывая уголки. Поставить точку в середине 5-й клетки. Найти десятую клетку и заштриховать. Существует различные вариации задания, педагог сам придумывает, что выполнять на данном занятии. [4]
- Графические диктанты, или «Художники» предлагается рисование предметов по клеточкам под диктовку. Данный блог включает в себя различные варианты заданий такие как, рисуем фигуру под диктовку, полрисунка, выполняется под диктовку, остальную часть ребёнок дорисовывает самостоятельно. Так же начиная графический диктант, исходную точку выполнения задания ставит педагог. Важно отслеживать все детские работы, чтобы они не допускали ошибок и не отставали. Итогом графического диктанта является силуэт какого-либо предмета, который ребёнок должен узнать, дорисовать недостающие детали, опираясь на образец. [2]
- «Копировщики» , блог, который предполагает самостоятельное срисовывание по клеточкам с образца. Есть дети, которые предпочитают непосредственно срисовывание и не любят диктанты на слух. Р. И. Лалаева рассматривала данный вид детей, которые с трудом запоминают буквы, при чтении съезжают со строки, при счёте по линейке теряют точку отсчёта, именно для них предназначен данный блок. [3]
- Рисование по опорному схематическому плану или «Дешифровщики». В его основе лежит самостоятельное считывание инструкций через условные обозначения и перенос на тетрадный лист. Детям предлагается разгадать шифр, перенести его на клетку и увидеть полученный рисунок. Выполняя инструкцию, они учатся самостоятельному выполнению задания от начала и до конца, стараются внимательно выполнить условие, чтобы в итоге получить результат, который принесет эмоциональную радость восторг от собственного умения.
Предложенная система логопедического воздействия носит профилактический характер, может найти своё применение в работе педагогов, как в специальных коррекционных учреждениях, так и в массовых школьных и дошкольных учреждениях. Также система поможет родителям в домашних условия заниматься с ребенком не принужденно, а с радостью, так как она развивает не только коррекционные способности, но и творчество, внимательность и главное самостоятельность.
Литература:
- Ахутина, Т.В., Золотарёва, Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции /Татьяна Ахутина // Школа здоровья. 1997.– № 3. — с.38–42.
- Голубь, В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий/ Валентина Голубь. — М.: «ВАКО»,2004. — 144с.
- Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Раиса Ивановна Лалаева. — СПб.: СОЮЗ, 1998. –224с.
- Ломов, Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся [Текст] / Борис Ломов. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Даниил Эльконин//Вопр.психол. — 1956. — № 5. — с.51–59.