В статье автор пытается определить возможности обогащения речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития природоведческой лексикой.
Ключевые слова: природоведческая лексика, младшие школьники с ЗПР, обогащение речи.
Развитие речи играет важную роль в формировании и становлении психического развития ребёнка. Согласно статистическим данным, в общеобразовательных школах растёт число младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) [1]. По данным О. А. Сергеевской и соавторов на 2015 г., ЗПР наблюдалась у 25 % детского населения [12]. По данным МО РФ за последние 20 лет в 2–2,5 раза (до 30 %) выросло количество обучающихся, неспособных усвоить стандартную школьную программу.
Термин «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с темповым отставанием в развитии психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания [5,6].
В связи с интеллектуальной и эмоциональной незрелостью у младших школьников с ЗПР наблюдаются специфические особенности лексики. Для данной группы обучающихся характерен ограниченный словарный запас, превосходство пассивного словаря над активным, неточность употребления слов, неполноценная сформированность антонимических и синонимических средств языка. Перечисленные особенности оказывают негативное влияние как на учебную деятельность младших школьников с ЗПР, так и на социализацию в целом, что служит основанием для решения проблемы обогащения речи указанной группы.
Проблема обогащения и расширения словаря младших школьников с ЗПР в современных условиях обусловлена и внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Результатом усвоения программы младшими школьниками является грамотное употребление речевых средств и лексических единиц для постановки и решения коммуникативных и познавательных задач [9].
Применение природоведческой лексики на коррекционно-логопедических занятиях по обогащению речи младших школьников с ЗПР способствуют решению возникшей проблемы. Разнообразие природных явлений имеет важное значение в успешном развитии словарного запаса обучающегося, в связи с тем, что его рассуждения о природе требуют определённого лексического богатства.
Методист и педагог в области начального образования К. Д. Ушинский отмечал в своих работах важность осознанного усвоения знаний, ясного, систематического и последовательного обучения. Он разработал теорию наглядности. Сведения по естествознанию в его работах изъяснены систематически, для удобства уяснения единства строения животного и растительного мира, единства состава органической и неорганической природы. Огромное воспитательное значение для развития детей, по его мнению, имеют непосредственные наблюдения в природе. Применение наглядности не должно ограничиваться непосредственным знакомством с природой, целесообразно использовать карты, картины, глобусы, коллекции, макеты и прочие пособия, помогающие обучающимся создавать в их сознании соответствующий образ предмета или природного явления [3].
Методические разработки преподавания естествознания в начальной школе А. Я. Герда основаны на самостоятельном наблюдении обучающихся в природе, экскурсиях в природу, проведении лабораторных работ, предметных занятий.
Методические взгляды К. Д. Ушинского и А. Я. Герда поддерживал и методист начального образования В. П. Вахтеров. Он акцентировал внимание учителей на применение таких методов, как наблюдение, опыты, демонстрация предметов природы.
Методист преподавания естествознания Л. С. Севрук указывал на значимость беседы и рассказа учителя, подкреплённые наглядностью. Его коллега, Е. А. Валерьянова также уделяла особое внимание в своих работах значимости принципа наглядности. Ею были созданы наглядные пособия и методические руководства к ним [2].
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский строил свою работу создавая условия умственного и духовного развития школьников, пробуждая у них интерес к знаниям через изучение окружающего мира [13].
Обогащение речи обучающихся природоведческой лексикой определяется отбором содержания и эффективности методов развития словаря. Работа по обогащению словаря предполагает постепенное увеличение круга предметов и явлений природы и углубление знаний о них. [10].
Развитие словаря с природоведческой лексикой осуществляется с помощью различных методов и средств [4, 11, 14]. Важнейшим методом является наблюдение, используемое на экскурсиях в природу либо за каким-нибудь процессом. Во время наблюдения в природе у младших школьников обогащается словарь, в то же время осуществляется эстетическое воспитание, которое содействует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности.
Словесные методы, к которым относятся рассказ, беседа и монолог, в сочетании с прочими методами обучения, способствуют переводу конкретных образов в вербальное знание, а после и в прочие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний (схемы, модели и др.).
Рассказ применяется при создании образа путём словесного описания и передачи обучающимся содержание личных наблюдений и переживаний. Данный метод направлен на развитие памяти, развитие умения слушать, но слабо развивает творческое мышление.
Беседа основывается на структурном компоненте — вопросе. Можно выделить три группы вопросов. К первой группе относятся вопросы, ответом на которые является воспроизведение фактических сведений из наблюдений, жизненного опыта, из изученного ранее. Следующая группа вопросов направлена на осмысление (анализ и синтез) фактических сведений. К этой группе относятся вопросы и задания на сравнение, классификацию, выяснение причин и взаимосвязей и на обобщение. Последняя группа — вопросы практического характера (различные тренировочные упражнения).
Монолог, как метод развития словаря, демонстрирует все речевые возможности обучающихся, активизируя усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Коррекционная работа заключается в активации речи младших школьников, исправлении ошибок, акцентировании внимания на определённых предметах и явлениях. Монолог закрепляет умение обучающихся правильно строить предложения, описывая предметы и явления природы.
Важнейшим методом является наблюдение, используемое на экскурсиях в природу либо за каким-нибудь процессом. Во время наблюдения в природе у младших школьников обогащается словарь, в то же время осуществляется эстетическое воспитание, которое содействует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности.
Применение наглядных методов может служить как способом формирования новых знаний, так и способом практикования (закрепления) знаний. Данные методы основаны на применении изобразительной наглядности: картин, коллекции, макеты и другие пособия.
Использование дидактических игр с применением природоведческой лексики способствует обогащению речи младших школьников с ЗПР, в силу того что ведущей деятельностью указанной группы школьников является игра.
Применение дидактических игр активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность школьников, развивает способности, вводит их в жизненные ситуации и учит действовать по правилам, развивает любознательность и внимательность, закрепляет знания и умения.
Т. М. Лифанова разработала методические рекомендации к применению дидактических игр с использованием природоведческой лексики на коррекционных занятиях [7]. По результатам её исследования, использование разработанного материала способствует повышению интереса к обучению, активному и сознательному усвоению знаний.
Е. В. Михайленко провела исследование и разработала программу обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики [8]. По результатам данного исследования, специальная работа над словами краеведческой тематики способствует количественному и качественному развитию детского словаря, а также формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, культуре родного края.
Таким образом, применение природоведческой лексики для обогащения речи младших школьников с ЗПР методически подкреплено исследователями и является практически значимым в коррекционно-логопедической работе.
Литература:
- Виноградов-Савченко В. В., Реабилитация детей с задержкой психического развития. Методическое пособие. — Омск: БУ РЦДП. — 2015. — 45 с.
- Григорьева Е. В., Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебник для вузов / Е. В. Григорьева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2019–194 с.
- Из истории развития преподавания естествознания // Edulnfluence. Новые веяния в педагогике // Режим доступа: http://www.eduinfluence.ru/inehs-545–1.html
- Купров В. Д., Экологигеское образование младших школьников. // Начальная школа. — № 7. — 2000. — 85 с.
- Лебединский, В.В., Нарушение психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений // В. В. Лебединский. — Москва: Академия, 2003. — 144 с.
- Левченко, И.Ю., Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — Москва: Национальный книжный центр, 2016. — 160 с.
- Лифанова Т. М., Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации / Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 32 с.
- Михайленко Е. В., Обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики. Автореферат диссертации. Архангельск. 2001–198 с.
- Ногаева, С.Е., Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8 № 1(26). — С. 115–118.
- Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой // Бичева И. Б., Полякова Е. В. // Economic Consultant. 2018. № 1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovarya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-prirodoy (дата обращения: 07.09.2019).
- Петросова Р. А., Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе./ Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — 176с.
- Сергеева, О.А., Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития / О. А. Сергеева, Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2015. — Т. 5, № 5. — С. 712.
- Тимофеева Н. В., Ростки воспитания юной души в «школе под небом» В. А. Сухомлинского // В. А. Сухомлинский. Современное прочтение. Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО» — 2018, С 299–306.
- Титова М. Ф., «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», Москва: Владос,2004 г.- 248 с.