Интеллектуальная экономика в условиях отдаленных поселений Арктики: потенциал, проблемы, решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 17.06.2020

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Интеллектуальная экономика в условиях отдаленных поселений Арктики: потенциал, проблемы, решения / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 194-199. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71777/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность исследования потенциала интеллектуальной экономики, как с теоретической, так и практической точки зрения имеет важное значение для повышения конкурентоспособности государства в современных глобальных процессах. Повышение качества жизни населения, инвестиционная привлекательность территорий, развитие инфраструктуры — это те направления развития, на которых сосредоточено внимание органов власти всех уровней, некоммерческих организаций, средств массовой информации. Глобальность конкуренции государства определяется суммой конкурентоспособности экономики, уровнем развития социальных институтов, новых технологий и отдельно взятого гражданина. Интеллектуальная экономика в современных трансформационных процессах цифровизации разворачивает ряд перспективных и конкурентоспособных направлений для достижения отраслевого лидерства на международной арене. Особую актуальность эти процессы и направления приобретают в условиях Арктики, которая всё более активно возвращается в международную и федеральную повестку последнее десятилетие. В рамках данных процессов необходимо оценивать экономический, политический, геополитический, нормативно-правовой, исторический, экологический, социокультурный процесс, их влияние и встроенность в общую картину глобальных изменений. В рамках обострения геополитической борьбы за использование ресурсов, вновь обостряется интерес к Арктике и арктическому региону как таковому [10].

В современном мире большую значимость приобретает использование новых механизмов развития территорий и инфраструктуры. Новое время требует новых подходов и форм работы. Необходимость использования новых подходов вызвана изменением экономических процессов, оптимизацией бюджетов всех уровней, усложнение социальных связей, переоценка ценности качества жизни населения и социальной инфраструктуры.

Актуальность цифровизации экономики, ускоренное внедрение передовых элементов обеспечения цифровизации и качественным интернетом также не сходит с основных повесток федеральных и региональных органов власти. Данная тема крайне актуальна в связи со значительным влиянием на все сферы жизни общества. Цифровая экономика является одной из приоритетных задач развития современного российского государства, общества, экономики, в частности имеет важнейшее значение для Арктической зоны. Цифровизация затрагивает все основные рынки, которые существуют на данный момент, а также способствует появлению новых рынков, большинство из которых будет иметь сетевую природу [11]. Россия фокусирует внимание на тех рынках, которые дают возможность созданию отраслей нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан. Для качественного роста экономики необходимо наличие технологий, которые позволяют максимально точно оценить текущее состояние рынков и отраслей, а также эффективно прогнозировать их развитие и обеспечить быстрое реагирование на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков.

На сегодняшний день переход на цифровую экономику является одним из ключевых приоритетов развития России, ведь именно уровень цифровизации будет определять конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Соответственно, для выхода Российской Федерации на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нужны собственные передовые разработки и решения. Необходимо развитие в тех направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего. Цифровизации и интеллектуальной экономики уделяется особое внимание на федеральном уровне. Так в своем выступлении на пленарном заседании XI форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил необходимость цифровизации экономики, укрепление защиты прав на интеллектуальную собственности и повышение количества регистраций патентов в Российской Федерации [12].

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назаседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ на тему «Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов РФ», отметила, что за последние годы более чем из трети субъектов Федерации не подавалось ни одной заявки на регистрацию. «Эти регионы просто упускают серьезные возможности для стимулирования своего экономического развития. Ведь по экспертным оценкам, выпуск продукции с уже зарегистрированным наименованием места происхождения может в ближайшие восемь лет принести регионам не менее пятисот миллиардов рублей. Такой суммой вряд ли стоит пренебрегать», — добавила глава СФ [13]. Она также предложила дополнить перечень объектов правовой охраны. «Наряду с наименованиями мест происхождения товаров, в правовом отношении должны быть защищены и географические указания, как самостоятельные объекты интеллектуальной собственности», — считает спикер.

В широком смысле экономика знаний и цифровизация тесно взаимосвязаны, потому что связаны именно с передачей информации (знания, идеи, концепции, информационного продукта, услуги). В таком ракурсе необходимо учитывать также и специфику вклада экономики знаний, которая не всегда учитывается, если не имеет соответствующей регистрации, и в свою очередь не коммерциализируется и не выступает продуктом экономического обмена. Именно поэтому возникает необходимость регистрации РИД и наименований мест происхождения товаров.

Знания и их способность к коммерциализации, через создание нового продукта становится важным элементом формирования интеллектуальной экономики. Цифровизация становится и фактором, и механизмом формирования «производства» (нематериального, интеллектуального продукта) или классического материального продукта посредством роботизации или автоматизации через цифровые сервисы управления. В первом случае, при появлении нематериального продукта учитывая, что цифровая экономика имеет глобальную сетевую природу, созданный интеллектуальный продукт (музыка, книга, методика, технология и др.) становится не ограниченным к распространению во времени и пространстве в рамках интернет пространства. Создание таких продуктов позволяет обойти существующие климатические, географические и инфраструктурные ограничения, имеющиеся в Арктике. Вторым вариантом развития можно рассмотреть создание классического материального продукта на основе идеи (культуры, традиции), но который распространяется через цифровые сервисы. Формирование не сырьевых рынков предпочтительнее для арктических территорий, так как создают новые экономические направления на уровне отдаленных поселений. Успешным примером может служить производство бубнов на Ямале под иностранный заказ, который в дальнейшем реализуется через интернет-сервисы [14]. Таким образом, производитель привлекает иностранный капитал и работает с внешними рынками, что положительно для самого производителя так и для экономики муниципалитета, где такой подход реализуется. Второй успешный пример в области культуры и интеллектуальной экономики — настольная игра, основанная на традиционной культуре коренных малочисленных народов. Такую игру создают лингвисты из Российской академии наук, настольные игры будут способствовать изучению 12 исчезающих языков коренных малочисленных народов Севера (КМНС) [15]. Несмотря на то, что игра распространяется бесплатно, она могла бы представлять интерес и для последующей коммерциализации.

В подходах, которые мы рассмотрели, автор идеи, может стать получателем интеллектуальной ренты, и если он не покидает малонаселенный пункт, где проживает, то появляется новый финансовый поток, что крайней важно в условиях финансовой ограниченности малонаселенных сельских поселений. При целенаправленном обучении этим технологиям населения, создания инфраструктуры и необходимой поддержки в малых населенных пунктах, возможно оживить экономическую активность, создать новые источники дополнительного (даже пассивного) дохода, при сохранении традиционного образа жизни. Такой подход мог бы стать новой экономической парадигмой, в качестве мер оживления экономики сел в рамках целевых программ, при этом в не сырьевом секторе. Создание интеллектуальных продуктов в малых поселениях, кроме экономических эффектов, могли бы рассматриваться в качестве механизма ребрендинга сельского образа жизни, и рычагом формирования новой имиджевой политики, что важно для арктических территорий. При масштабной реализации такого подхода и формирования целостной модели «создание-производство-сбыт» интеллектуального продукта, возможно оказать прямое влияние на экономическое развитие в целом, что приобретает крайне важное значение в условиях периодичности кризисов и суровых климатических условий. При этом формирование сферы интеллектуальных продуктов способно стать дополнительной страховкой традиционным отраслям, создаст запас прочности социально-политической стабильности и экономической безопасности.

Акцент на формировании элементов интеллектуальной экономики в отдаленных арктических поселений является целенаправленным. Во-первых, это связано с тем, что именно в отдаленных территорий, придуманное и созданное руками (предметы быта, искусства, традиции) являются благом общественным и недооценённым. Общественное благо в такой интерпретации является продуктом, созданным на основе технологий, передающихся локально на территории из поколения в поколение, которые, как правило, передаются и потребляются также локально и, как правило бесплатно. Такие потенциально коммерциализируемые изобретения в связи с отдаленностью территории, просто остаются незамеченными, а местное население не рассматривает потенциал регистрации РИД в связи с отсутствием соответствующих навыков. Рыночную стоимость таких уникальных изобретений, необходимых предметов быта невозможно оценить. Рыночную стоимость, создание нового продукта, его коммерциализацию и сбыт для повышения дохода населения, возможно оценить в случаи регистрации результата интеллектуальной деятельности. Чем выше уникальность и потребность в продукте, его новизна, тем выше его потенциал коммерциализации, и тем выше потенциал доходности. Уникальность знаний заключается в том, что они апробировались на практики столетиями в условиях Крайнего Севера, и на данный момент могли бы представлять интерес для многих сфер жизнедеятельности современного человека. Учитывая исторический опыт прошлого, знания имеют важнейшее значение во всех отраслях, и передавалось из поколения в поколение, с запретом на раскрытие под страхом смертной казни. Но мир меняется, открытость становится преимуществом при создании новых форм продуктов материального и нематериального характера на основе опыта прошлых поколений и традиций. Интерес к национальным культурам и традициям только возрастает, спрос на них увеличивается. Во-вторых, в отличие от отдаленных поселений, в центральной России и в крупных городах уже созданы все предпосылки для формирования интеллектуальных рынков, и они имеют преимущественно технологическую направленность. Таким образом, переоценка бытовых знаний жителей Арктики, их переработка и переосмысление способны создать новые механизмы повышения доходности населения в области интеллектуальной экономики, с сохранением национально-культурных особенностей, встроенные в общую цивилизационную картину.

При этом автоматизация процессов производства снизит нужность человека в производстве, но человек будет необходим для генерации продукта, которое на этом производстве будет воспроизводиться. Значение интеллектуализации экономики и форсирование этого процесса будет увеличиваться во всех отраслях.Арктика может стать одним из локомотивов развития в т. ч. в области интеллектуальной экономики, а регистрация авторских прав на основе культуры КМНС способно стать дополнительным гарантом сохранения культуры, источником создания локальных брендов, обеспечит дополнительную правовую защиту культурного наследия и возможность повышать качество жизни через коммерциализацию ценностей.

Нередко именно в таких населённых пунктах генерируются новые технические решения, разработки, подходы, которые широкой общественности неизвестны и сегодня.

Несмотря на ряд позитивных тенденций, на данный момент существует тенденция «отставания» отдаленных поселений ко всем существующим возможностям интернет пространства, в связи с их труднодоступностью. Учитывая скорость развития интернет индустрии в центральной части России, и отсутствием таких динамичных процессов в арктических территориях, технологический разрыв и владение современными цифровыми навыками будет только увеличиваться. Основными проблемами реализации потенциала интеллектуальной экономики в Арктике являются: низкая конкуренция, низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов между собой, низкая скорость и качество интернета, отсутствие производств, отсутствие базы для создания новых технологических продуктов, высокая стоимость логистики, отсутствие рынков сбыта на местах, в целом все это приводит к тому, что направление развития интеллектуальной экономике в Арктике не рассматривается. Большая часть экономики сконцентрирована на сырьевом и добывающем секторе: преимущественно добыча рыбы, добыча оленя и недропользование.

В условиях кризисных явлений основные угрозы возникают в области сырьевой экономики и в бюджетном секторе, что в целом угрожает экономической безопасности, а в Арктической зоне эти сегменты экономики прежде всего выражены. Возможно выделить три основные зоны риска: бюджетный сектор, добыча сырья, сельское хозяйство.

Первая зоны риска — бюджетный сектор. Учитывая, что в Восточной Арктике, большинство муниципальных образования являются дефицитными и представлены работниками бюджетной сферы, любая оптимизация бюджетов, в том числе рабочих мест приходится в первую очередь на этот сектор. При этом до 80 % населения территории может быть занято именно в бюджетной сфере. При этом за счет средств которые получают работники бюджетной сферы, по сути функционирует вся финансовая система малых и отдаленных населенных пунктов: во время кризиса снижается покупательная способность, возникает риск сокращений рабочих мест, люди перестают тратить денежные средства, что влияет на предпринимателей. Предпринимателям в свою очередь также приходится реагировать на кризис путем сокращения издержек: закупать меньше товаров, снизить заработную плату, уменьшить штат работников.

Вторая зона риска — добывающие компании. Крупные добывающие компании, работают преимущество с сырьевым рынком, который во время кризиса теряет значительные объемы финансовых средств, что приводит к аналогичным процессам по отношению к трудовым ресурсам, а именно оптимизации издержек различными способами, перевод части функций на аутсорсинг с потерей рабочих мест местным населением,

Третьей зоной риска можно выделить сельское хозяйство. Население, работающее в области сельского хозяйства, преимущественно занимается добычей рыбы, переработкой рыбы, добычей оленя. Кроме того, что сельское хозяйство подвергается издержкам во время кризиса, необходимо учитывать, что это биологические ресурсы, они в свою очередь зависят от климатических и биологических факторов. Работники сферы сельского хозяйства зависят от многих неуправляемых рисков: климатические риски (высокая вода, высокий снег, сильные ветра), биологические риски (падеж оленей, увеличение количества хищников, уход рыбы из-за опреснения воды) экономические риски (падение спроса на продукцию, падение закупочных цен, порча товарной стоимости в связи с длительным хранением при отсутствии рынка сбыта) всё это приводит к падению доходов населения. Такие тенденции усиливаются во время экономических кризисов. Учитывая, что отсутствует интернет или его качество является не достаточным для возможности использовать механизмы дистанционной работы, дистанционного образования, а логистика является крайне дорогостоящей мы получаем замкнутую территорию, на которой происходит концентрация всех вышеназванных негативных явлений. Падение доходов населения ведет к росту социальной, экономической, политической нестабильности. При этом практически не существует альтернативы для смены места работы. Проблематика, которая рассматривается в рамках данной статьи, неоднократно поднималась и практиками, и теоретиками, но необходимо обозначить пути их преодоления. Механизмами решения могли бы выступить точечные меры по преодолению или нивелированию существующей ситуации. Основная цель внедрения элементов интеллектуальной экономики и привитие на уровне населения использования этих механизмов связано с решением проблем сырьевой экономики и тесной связи с бюджетным сектором. Создание альтернативного источника дохода в виде интеллектуального продукта, созданного человеком, реализующегося через интернет способно частично отвязать прямую зависимость от сырьевой экономики, и не будет напрямую связано с комплексом неуправляемых рисков. Создание баланса между традиционными отраслями и появлением новых экономических направлений способно стать механизмом повышения социально-экономической и социально-политической стабильности.

В таком случае необходима выработка новых подходов и механизмов для преодоления проблемного поля. Одним из таких механизмов можно рассматривать целенаправленное формирование интеллектуальных элементов в экономике с учетом специфики арктических территорий на данный момент. Говорить приходится именно о внедрение элементов интеллектуальной экономики или их локализации, что связано, прежде всего, с отсутствием в большинстве отдаленных территорий качественного доступа к сети интернет. Формирование элементов интеллектуальной экономики позволит снизить риски неравномерного развития территорий и снять зависимость от природных факторов, это позволит начать диверсификацию экономики отдаленных территорий, создаст альтернативные точки роста несвязанные с сырьевыми проектами.

Интеллектуальная экономика тесно связана с цифровизацией, внедрением проектного управления, формированием новой технологической инфраструктуры, социальным партнёрством, кооперацией. Гарантом достижения необходимых эффектов может быть обеспечено только качественным взаимодействием на всех уровнях власти: муниципальном, региональном, федеральном, международном с привлечением СМИ и бизнеса.

Определение возможностей использования интернета без использования оптоволоконной сети, по альтернативным каналам связи, позволит снизить разрыв доступности интернета, и вовлечь население в развитие отдаленных территорий через механизмы самозанятости, создание продуктов творчества, интеллектуальной продукции и т. д. Так на данный момент существует целый ряд работодателей, готовых предоставлять удаленные рабочие места, работая через интернет. Готовность многих работодателей перейти на дистанционную работу можно было заметить во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В таком формате работы, экономику отдаленных районов и территорий будет возможно обновлять за счет внешних вливаний, за счет заработной платы специалистов, тратящих ее на местах, а получающих например в других регионах РФ. Другим важным моментом в развитии интернета (или локальных оптоволоконных сетей) является повышение уровня образования. Например, дистанционное обучение рационально объективнее в связи с тем, что авиасообщение в отдаленных территориях может превышать стоимость самого обучения в разы, а получить работу, не имея необходимого документа, в связи с внедрением профессионального стандарта невозможно. Повышая квалификацию специалистов, находящихся на удалении, можно отметить и потенциал повышения заработной платы. В таком случае, повышая качество жизни, уровень образования, доступ к сервисам в интернете и всем современным благам цивилизации, можно снизить и отток населения, который в первую очередь покидают родные поселения в связи с личной и профессиональной не востребованностью, низкой заработной платой, высокой стоимостью товаров и услуг, качеством инфраструктуры. В целях решения обозначенных проблемных полей, необходимо рассмотреть возможные механизмы решения.

Так, проблему с цифровизацией в среднесрочной перспективе было бы возможно решить путем развертывания локальных оптоволоконных сетей. В такой сети обмен информацией, базами данных, сообщения и другим контентом происходит в замкнутой сети, где не требуется потребление внешнего трафика, что снижает стоимость для конечного потребителя — обычного человека проживающего в Арктике. В арктических условиях это имеет решающее значение, при этом расширяет доступ человека ко всем существующим сервисам глобального интернета. При этом, в случае появления необходимости, выход в глобальный интернет также возможен. Одним из примеров реально действующих проектов по созданию локальных сетей и широкому доступа населения выступает проект по информатизации отдалённого п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия) расположенного на берегу Ледовитого океана. Данный проект вошел в перечень поручений Главы Республики Саха (Якутия) [16], перечень проектов Проектного офиса Правительства Республики Саха (Якутия) [17] под председательством Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) В. В. Солодова и перечень инициатив совместной площадки Минвостокразвития РФ и «Проектного офиса развития Арктики» [18]. Через такой проект можно форсировать цифровизацию в отдаленных населенных пунктах, где использования оптоволоконных линий для связи с глобальным интернетом на данный момент финансово не рационально или технологически сложно.

Второй технологией в области включения арктических территорий в повестку формирования интеллектуальных продуктов можно рассмотреть формирование центров интеллектуальной собственности. Формирование центров по поддержке интеллектуальной экономики способно создать новые векторы развития через регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В арктических территориях много умельцев, создающих уникальные вещи в одном экземпляре, которые при регистрации РИД способны стать продуктом коммерциализации, массового производства и продаваться во всем мире через интернет-площадки. При этом товар может производиться в любой точке России, где это рационально с ресурсной и финансовой точки зрения, а человек может проживать дальше в Арктике, получая процент за пользование его РИД в качестве интеллектуальной ренты. В таком случае человек получает дополнительный источник заработка, не зависящий от климатических и биологических факторов, которые играют решающее значение в Арктике. Такая модель способна включить отдаленные арктические поселения в развитие элементов интеллектуальной экономики. Моделью реализации может стать открытие локальных центров с качественным интернет-соединением, которое позволит создавать и вносить обычными гражданам свои идеи, для дальнейшей проработки и оформления РИД. Такое предложение вошло в перечень инициатив совместной площадки Минвостокразвития РФ и «Проектного офиса развития Арктики» [18], а также поддержан Министерством по развития Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)

Важнейшее значение для работы с интеллектуальной экономикой являются подготовленные кадры и общий уровень умений владеть современными механизмами, которые предоставляются через интернет. Таким образом, третьим подходом можно рассмотреть создание малокомплектных центров ИТ. При этом, необходимо отметить, что основным, с точки зрения эффективности обучения и применения информационных технологий являются дети и молодежь. Внедрение и реализация возможностей цифровизации позволит, с одной стороны, повысить самореализацию людей на местах, обеспечить развитие новых компетенций, и создаст дополнительные условия комфорта, для того чтобы снизить отток населения из отдаленных арктических поселений. Исходя из вышеизложенного, можно было бы рассмотреть, проекты по открытию школ ИТ в Арктике, которые смогли бы подготовить кадры, для реализации инфраструктурных, прорывных и информационных проектов. Данная концепция также укладывается в Национальную технологическую инициативу. Республика Саха (Якутия) позиционирует себя как одного из потенциальных мировых лидеров в области новых технологий, завязанных на цифровизации, а также гаранта экологической безопасности. В этом отношении, развитие отрасли ИТ абсолютно вписывается в «экологичность» развития, при этом способно обеспечить людей высокооплачиваемыми рабочими местами, обновить экономику районов и сельских поселений, а также дать возможность реализоваться молодым людям. В таком случае, возможно рассмотреть, как один из возможных путей развития по созданию «локальной» инфраструктуры на местах, для подготовки и обучения специалистов «нового формата» ИТ школы или ИТ классы в зависимости от потенциала наполняемости. Такие специализированные «площадки» могли бы быть предназначены для вовлечение в мир технологий, формирования экосистемы ИT, а также создать точку коммуникации представителей сфер образования, науки, бизнеса, некоммерческого сектора и власти — бизнесменов, предпринимателей, муниципальных служащих, учёных, членов общественных организаций и профессиональных сообществ — чтобы они могли делиться своим опытом, результатами деятельности, прорабатывать новые модели развития по своим направлениям и друг с другом через неформализованные форматы. Такая открытая площадка позволит предпринимателям и некоммерческим организациям активно «войти» в информационное пространство для позиционирования собственных проектов, а также самостоятельно привлекать внешние финансовые ресурсы на районный уровень, что положительно скажется на финансовые показатели и инвестиционную привлекательность территорий, что для отдаленных арктических территорий имеет высокую значимость.

Учитывая связанность обозначенных подходов, такие направления можно объединять и комбинировать для достижения максимальной результативности.

По итогам рассмотрения состояния и потенциала интеллектуальной экономики в арктических условиях можно сделать ряд следующих выводов:

  1. Интеллектуальная экономика в отдаленных поселениях возможна, и способна стать резервным источником доходов и создать дополнительный запас социально-экономической и политической прочности, что крайне актуально во время кризисных явлений;
  2. Цифровизация и интеллектуализация экономики способны создать новые экономические направления, не связанные с сырьевым и бюджетным сектором, а также не зависеть от комплекса негативных природных факторов;
  3. Механизмы интеллектуальной экономики способны стать способом повышения дохода коренных малочисленных народов, обеспечить дополнительную правовую защиту культуры и традиций, создаст возможность продолжать традиционный образ жизни при этом получать дополнительные доходы за счет интеллектуальной ренты;
  4. Реализация мер по формированию и развитию механизмов внедрения цифровизации снизит уровень технологического разрыва отдаленных поселений и позволит запустить формирование интеллектуального направления в экономике, повысит уровень цифровой грамотности;
  5. Повышение комфорта в области доступа к современным цифровым сервисам потенциально скажется на снижении оттока населения из отдаленных поселений;
  6. Повышение трудовой, интеллектуальной конкурентоспособности каждого гражданина, сказывается на общей конкурентоспособности государства, что в условиях происходящих глобальных процессов, требует особого внимания к арктическим проектам, новым подходам по ускоренному развитию территории.

Литература:

  1. Официальный сайт: сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru [электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации http://council.gov.ru [электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: сайт сбора предложений Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики реализованного совместно с Экспертным центром АНО «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) https://arctic2035.ru [электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: сайт Национальная технологическая инициатива 2035 https://nti2035.ru [электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: сайт Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) https://arktika.sakha.gov.ru [электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: сетевое издание информационного агентства ТАСС https://tass.ru [электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: информационное издание «Россия сегодня» (Russian today) https://russian.rt.com [электронный ресурс]
  8. Официальный сайт: Сетевое издание «YSIA.RU» http://ysia.ru [электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: Информационное интернет-издание Ненецкое информационное агентство — 24. https://nao24.ru/ [электронный ресурс]
  10. https://russian.rt.com/world/article/566057-arktika-avianosec-sopernichestvo
  11. https://nti2035.ru/markets/
  12. http://www.kremlin.ru/events/president/news/59775
  13. http://council.gov.ru/events/news/87553/
  14. https://nao24.ru/biznes/21370-predprinimatel-iz-neneckogo-okruga-nachal-eksportirovat-shamanskie-bubny-za-rubezh.html
  15. https://tass.ru/v-strane/8642187
  16. https://arktika.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3098678
  17. http://ysia.ru/edinyj-bulun-pokazhet-primer-razvitiya-telekommunikatsionnoj-infrastruktury-trudnodostupnyh-rajonov/
  18. https://arctic2035.ru/c/proposals/economy/razvitie_interneta_v_arktike_s_pomoshchyu_novykh_podkhodov_pilotnyy_proekt_iz_p_tiksi_edinyy_bulun_ya1573181501/?sphrase_id=952
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная экономика, Арктика, Якутия, бюджетный сектор, сельское хозяйство, территория, интеллектуальная собственность, поселение, бюджетная сфера, Российская Федерация.


Задать вопрос