Работа «О систематике антропологии» является поздним трудом А.Гелена. По сути, это результат обобщения и систематизации тех идей и положений, которые он выявил ранее [1].
Человек у А.Гелена — «деятельное», но с биологической точки зрения «недостаточное» существо.
Любым явлениям действительности человек пытается найти истолкование, и оно не ограничено биологически. Его отличает стремление познать окружающий мир, используя для этого достижения техники. Для животных окружающий их мир ограничен, и если белка и паук живут на одном дереве, они могут даже не догадываться о существовании друг друга. Каждый вид при этом оказывался в плену собственного окружающего мира. У человека есть не «окружающий мир», а просто мир. По сравнению с животным человек «есть существо неспециализированное и в этом смысле примитивное». Он не приспосабливается к среде как животные, в связи с чем «несовершенен». Человек у Гелена — «недостаточное в отношении органов существо, лишенное в большой степени надежных инстинктов, предоставленное неопределенной полноте открытого мира, не редуцированного и даже частично не приглушенного приспосабливанием» [1]. Смысл существования человека заключается в адаптации мира под себя, в превращение непригодных для себя условий в комфортные. Но помимо постижения мира человек постоянно исследует и себя самого. Даже мозг человека нельзя рассматривать в отдельности от органов чувств, способности мыслить и говорить, подвижности. Человека от животного отличают категории взаимности, внешней и внутренней стабилизации, субъективизации.
Биологическая недостаточность человека выступает стимулом к преобразованию окружающего мира, что порождает культуру. Однако в основе этой культуры находятся инстинкты, врожденные импульсы, а именно агрессия и взаимность, причем последняя является основой многого в жизни человека. Согласно Гелену, социокультурные процессы берут свое начало не в разумной целесообразности, а в бессознательно-витальной сфере. Реализация этих социокультурных процессов становится результатов восполнения биологической недостаточности.
Антропология, основанная на сравнении с животными, является показательной, т. к. при сопоставлении эффектно выделяются контрасты. С одной стороны, человек — часть животного мира, т. к. смыслом его существование становится приспособление к среде, необходимость выжить во вражеской среде, сопротивление. С другой стороны, есть между человеком и животными радикальное отличие, которое заключается в отсутствии у человека биологической специализированности [3]. То есть если животное приспосабливается биологически (хитин, шерсть, клыки), то человек лишен возможности приспосабливаться органически. С точки зрения биологии и в контексте эволюционных процессов человек является неприспособленной, неразвитой ступенью. Он не может быть столь же успешен, как животные, в добыче пищи, холоду, противостоянии хищникам. Человек умеет воспринимать действительность во всем ее многообразии. Чтобы выжить, человек создаёт вокруг себя новую, искусственную среду, которая будет устроена так, чтобы он смог выжить.
Культура — необходимое условие жизни человека. Даже на первых этапах человеческого развития, в первобытном обществе, есть указания на наличие культуры, пусть и в зачаточных формах (охотничьи орудия, одежда, сделанная из шкур животных, которая может уберечь от холода, укрытия, служащие также защитой от погодных катаклизмов).
В понимании Гелена культура — искусственная среда.
Если животное приспосабливается к среде и по его виду можно понять, в каких условиях он проживает, то человек не просто живёт в среде, к которой вынужден приспособиться, но и живёт в мире, формируемом культурой, которую он сам и создает.
Однако, увы, человеческая деятельность бывает излишне интенсивной, и выходит за рамки необходимого для проживания минимума, что катастрофически меняет облик Земли. Человека тянет выйти за пределы своих минимальных биологических потребностей, что наносит природе глубокий вред. Человек буквально стремиться поработить природный мир, установить на территории свои правила.
Более того, человек может вызывать изменения не только во внешнем, но и во внутреннем мире. В своих фантазиях и побуждениях человек свободен в трансформациях, может развивать их по собственному желанию в любом направлении. Для трансформации своего внутреннего состояния он может использовать специальные опьяняющие вещества, которые также изготавливаются им самим. Такие вещества и яды порождают видения и провоцируют состояния, в которых человек безграничен. Появляются экстраординарные видения, происходят игры воображения.
Отправная точка жизни человека — действие. В понимании Гелена это «предусмотрительное, планирующее изменение действительности» [2] Культурой при этом называется совокупность всего того, что создано в результате деятельности. Культуру следует рассматривать в соотношении с конкретным человеческим сообществом.
Гелен в своем труде указал, что всё еще не ясно до конца, что есть человек. Человек «не остановлен в своем движении, еще является для себя самого предназначением и целью обработки, а во-вторых, еще не установлено, что, собственно, есть человек». Гелен использует разные методы (социальные, биологические, физические), чтобы основать свою позицию. Человек у него рассматривается в разных аспектах — культурном, общественном, историческом аспекте... Он создает культуру, что отличает его от животных. Он обладает нравственностью и самодисциплиной, чего нет у животных. Но при этом он часть животного мира. Категории, отличающие человека от других представителей животного мира — взаимность, внешняя и внутренняя стабилизация, субъективизация.
Человек, с одной стороны, несовершенен, недоразвит. Но при его сопоставлении с животным становится очевидна его специфическая природа, его отличия от животных. Он, создавая культуру, действует как самостоятельное, обособленное от мира существо.
Литература:
1. Гелен, А. О систематики антропологии / А. Гелен. — 1-е изд. — Москва: Прогресс, 1988. — 152 c.
2. Руткевич А. М. Теория институтов А. Гелена / А. М. Руткевич. — Текст: непосредственный // Социологическое обозрение. — 2001. — № 2. — С. 22.
3. Андрюшина, Л. В. Человек как культурное животное в немецкой антропологии начала XX века / Л. В. Андрюшина. — Текст: непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 5. — С. 3.