Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.06.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Волобуева, М. В. Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ / М. В. Волобуева, А. И. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71838/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие познавательного интереса и речевой развития в различных областях и видах деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интенсивных технологий. Одним из перспективных методов развития познавательной и речевой активности является метод проектной деятельности.

Творческий проект — это совместная деятельность педагог — ребенок — родитель. Педагог выступает в роли участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества. Педагоги, дети и родители выступают как равноправные партнеры.

В нашем детском саду г. Сызрани функционируют группы для детей с нарушениями речи. Вся работа хоть и строиться по лексическим темам, но часто направление изучаемой темы, определяют сами дети. В этом году мы объединили несколько лексических тем в один большой проект «Я познаю мир». Инициатором первого проекта «Осенний мир природы» стали родители, которые обратили внимание на недостаточные знания детей о изменениях, происходящих в природе, жизни птиц и животных с приходом осени. Родители принимали активное участие в подготовке презентации «У бабушки в саду», в викторине «Осенние забавы», фотовернисаже «Как ты осень хороша». Родители изготовили лэпбук «Овощи-фрукты». Была организована выставка творческих работ родителей и детей «Осенние посиделки». Итоговым мероприятием стало совместное развлечение «Муха-Цокотуха».

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период устанавливается его связь с миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству, для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение.

Все дети любят сладкое, но после съеденных конфет (особенно после новогодних каникул), остаются только фантики. А что если фантику дать новую жизнь, сделать из него красивую поделку. Дети сделали вывод, что фантики это не только мусор, но и материал для творчества. Проект сформировал представления о том, что любая вещь, даже такая обыкновенная как фантик, может хранить в себе удивительную историю своего появления. Ребята со своими родителями создали прекрасные поделки из фантиков, некоторые изготовили даже костюмы для дефиле.

Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей. В нашей группе это не стало исключением. В процессе непосредственной образовательной деятельности по теме «Животные жарких стран» у детей возникло много вопросов о животных, их внешнем виде, среде обитания. В ходе беседы с родителями мы выяснили, что дети много рисуют по данной теме, просматривают детские журналы и энциклопедии в поисках новой информации. Мы решили поддержать увлечение ребят и организовать детский познавательный проект «Животные жарких стран».

В ходе ознакомления детей с лексической темой «Домашние животные» дети с воодушевлением рассказывали о своих питомцах. Выяснилось, что у большинства детей дома живут кошки. Так родился проект «Кошки».

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды — это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? Метод проекта по лего-конструированию позволил нашим детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательно-творческий процесс интересным и мотивационным. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов — первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.). С помощью родителей посмотрели в интернете видеоролики, нашли недостающую информацию, изготавливали совместные модели. Родителей наблюдали с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной. Социальная направленность этого проекта заключалась в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В рамках арт-проекта «Весна идет» работа получилась познавательной и интересной. Мы старались выстроить все виды детской деятельности вокруг темы наступления весны. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы — взрослые, родители, педагоги — можем дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. Итоговым продуктом проекта стало изготовление «Чудо — дерева весны», украшенного работами детей.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Проведенная предварительно работа показала, что дети не знают названия перелетных птиц, их жизни в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания. Именно поэтому, мы решили, что необходимо привлечь дошкольников к творческой и исследовательской деятельности. Родители участвовали в создании совместного проекта «Перелетные птицы» вместе с детьми. Папы изготовили скворечники для птиц, которые мы повесили на территории детского сада.

Великий праздник — 9 мая.Он был, есть и будет праздником со слезами на глазах. Дети страдают дефицитом знаний о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ,поэтому решили этой проблемой заняться более глубоко и серьезно, изучить её через проектную деятельность. Родители вместе с ребенком подбирали материал о своих прадедушках, рисовали рисунки, делали фотоальбом.Вахта Памяти, акции «Читаем детям о войне», «Бессмертная эскадрилья», в котором принимали участие дети и родители, экскурсия к памятнику К. Жукова.

39 тысяч сызранцев встали на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. 11 607 сызранцев пали смертью храбрых на полях сражений. 26 горожан за ратный подвиг удостоены звания Героя Советского Союза. Школа, к которой мы относимся, носит звание Героя Советского Союза Левина Д. П. жителя г. Сызрани. Вот об этом хотелось рассказать детям в преддверии празднования 73 годовщины Победы. Надеемся, что заложенные знания о Великой Отечественной войне дети приумножат в дальнейшем.

Совместная работа с родителями позволила нам создать мини-музей, который рассказывает об особенностях жизни людей в военное время 1941–1945 гг. Были изготовлены альбомы, оформлены выставки военной техники, книг о Великой Отечественной войне, наборы открыток, рассказывающие нам о героях-сызранцах. Важная особенность мини-музеев в ДОУ — участие в их создании детей и родителей.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие — М.: Вента-Граф, 2015
  2. Шереметова Г. П., Мостовская Я. Ю. Социализация детей с ограниченным возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции — Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, Великая Отечественная война, детский сад, животное, звание Героя, проектная деятельность, Советский Союз, среда обитания, сызрань.


Похожие статьи

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Задать вопрос