Сложности процесса формирования карьерных траекторий выпускников вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.06.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Сидельников, Ю. А. Сложности процесса формирования карьерных траекторий выпускников вузов / Ю. А. Сидельников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71839/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современные выпускники вузов являются достаточно неоднозначной социальной группой, имеющей ряд особенностей, многие из которых способны послужить препятствием при формировании карьерных стратегий. Среди подобных особенностей можно выделить несколько: во-первых, низкий уровень социальной ответственности многих молодых людей; во-вторых, недостаточную информированность студентов об особенностях предстоящей профессиональной деятельности; в-третьих, завышенные ожидания молодых людей по поводу условий труда и заработной платы на первом рабочем месте.

Безусловно, причины создания трудностей формирования карьерных стратегий исходят не только от самих студентов и выпускников, но и от их потенциальных работодателей. Большинство компаний игнорируют плюсы работы с молодыми специалистами, часто даже не задумываясь об их наличии. Между тем, можно выделить ряд значительных преимуществ у молодых людей, устраивающихся на свою первую или вторую работу:

1) Дешевизна.

Несмотря на то, что амбиции у многих молодых специалистов бывают достаточно высоки, большинство из них готовы начинать свою трудовую карьеру со сравнительно низкого уровня заработной платы. Таким образом, компании заметно снижают свои расходы, нанимая молодых работников.

2) Энтузиазм.

Одно из наиболее ярких и характерных качеств молодых работников — их энергия и воодушевлённое увлечение делом. Юношеский максимализм всё ещё присущ большинству выпускников учебных заведений, что даёт им весьма заметное преимуществу в сравнении с опытными специалистами, которые, как правило, устают от трудовой деятельности.

3) Стремление доказать работоспособность.

Некоторые организации используют для новых работников метод испытательного срока, другие же нанимают на полную ставку непосредственно после собеседования. В любом случае, молодой специалист, как правило, изо всех сил старается доказать свою работоспособность, стремится показать, что он является достойным работником и не зря занимает своё место в коллективе. Данное условие, несомненно, можно считать весомым фактором мотивации.

4) Дисциплина и исполнительность.

Молодые сотрудники исполнительны и дисциплинированны, поскольку работа для них чрезвычайно важна. В силу вышеуказанных пунктов новобранцы в организации отличаются высоким уровнем мотивации, а значит, ими легко руководить.

5) Универсальность.

Большинство выпускников учебных заведений обладают достаточным уровнем обучаемости. В процессе поиска работы многие выражают готовность не только воспользоваться полученными за период обучения в вузе знаниями, но и освоить что-то новое, повысить квалификацию.

6) Свежий взгляд.

Для опытных работников и специалистов характерен определённый набор стереотипов, устоявшихся в их сознании за время трудовой деятельности. Большинство людей, проработавших на организацию более трёх лет, не способно взглянуть на рабочую ситуацию под другим углом, найти нестандартное решение. Для молодых же сотрудников нестандартное мышление нередко является наиболее очевидным, что даёт им заметное преимущество.

Безусловно, нельзя не отметить, что выпускники ВУЗов обладают не только преимуществами, но и весьма очевидными недостатками, которые не могут игнорировать работодатели:

1) Низкая стрессоустойчивость.

На этапе обучения в вузе, молодые люди сталкиваются с различного рода задачами, многие из которых, учитывая разнообразные факторы (в том числе, не связанные с учебной жизнью) кажутся достаточно непростыми в выполнении. Но, если сравнивать с трудовой деятельностью в организации, на них ложится намного меньшая ответственность, поскольку на работе неправильное или несвоевременное решение определённой задачи может подвести не только одного сотрудника, но и весь отдел, а иногда и всю компанию.

2) Дополнительное обучение.

Несмотря на то, что выше способность и желание обучаться у молодых людей были указаны как положительные качества, курсы повышения квалификации могут быть рассмотрены работодателем как лишние затраты. Кроме того, интеграция молодого и неопытного сотрудника в коллектив и рабочий процесс вполне может занять относительно длительное время, которое, в свою очередь, так же является ценным ресурсом компании.

3) Нестабильность.

Очень часто первая работа после окончания ВУЗа рассматривается молодыми людьми как своеобразный эксперимент. Молодёжь далеко не всегда знает, чего именно хочет от жизни и карьеры. Многие на собеседовании говорят о долгосрочных перспективах, но через считанные месяцы изъявляют желание покинуть организацию, ссылая на то, что им данная работа не подходит. Безусловно, подобные ситуации отталкивают работодателей от найма молодых специалистов.

Работодатели отдают предпочтение таким факторам как надёжность, опыт работы и изначально высокая степень квалификации.

Наличие данного противоречия хорошо известно большей части студентов, что влияет на уровень их мотивации, которая, в свою очередь оказывает влияние на их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда.

Конкурентоспособность, пожалуй, является одним из ключевых понятий при оценке уровня молодого специалиста. По сути, в нём можно рассматривать качества молодого человека как личности и как специалиста одновременно. Этот термин является целостным понятием, включающим совокупность различных квалификационных, мотивационных и личностных составляющих элементов.

Мотивационная составляющая считается системообразующей ко всем оставшимся составляющим конкурентоспособности, поскольку с одной стороны, она играет роль так называемого пускового механизма, который определяет какие возможности и качества нужно развивать, а с другой стороны, она связана с системой цели, ценностей, имеющих отношение, в том числе и к трудовой деятельности [1, с 3].

Подводя итог, хочется отметить, что мотивирование будущих специалистов не является обязанностью работодателей, и основная ответственность за своё будущее всё же лежит на плечах самих выпускников. Сложности, с которыми они сталкиваются нельзя назвать незначительными, но они, безусловно, не должны останавливать студентов в их грамотном формировании карьерных стратегий.

Литература:

  1. Чуланова О. Л., Колтунович М. А., Яворская К. И. Эффективные технологии взаимодействия работодателей с выпускниками вузов с целью формирования компетенций конкурентоспособных специалистов на рынке труда. 2016. С. 3.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, молодая, большинство выпускников, заработная плата, молодой специалист, работа, работодатель, специалист.


Задать вопрос