В научной статье рассмотрен процесс производства по делам об административной ответственности, посягающих на одну из важных на сегодняшний день категорию, касающуюся как отдельных граждан, так и всего общества в целом, а именно — соблюдение порядка и сохранение состояния защищённости, нарушение которого несет в себе административную ответственность. Именно поэтому представляется интересным вопрос о том, как рассматриваются данные дела, кто на это имеет законные основания, есть ли здесь специфические черты отличия и пр. Особое внимание уделено поэтапному раскрытию процесса производства по таким делам. Проанализированы специфические особенности этой административно-процессуальной процедуры. Выделены структуры, уполномоченные заниматься рассмотрением дел об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, особенности производства, административные правонарушения, уполномоченные органы, КоАП РФ.
Во избежание увеличения случаев деструктивного поведения членов современного общества, в котором заложено противоправность деяний, направленного на него, большое значение приобретает мера административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности. Ведь соблюдение порядка и сохранение состояния защищенности для социума является приоритетным. Поэтому немаловажную роль в случае их совершения играет понимание основ рассмотрения данных дел уполномоченными органами и вынесение ими соответствующего решения, равноценного совершенному действию, нарушающего установленные законом нормы, либо установлению их отсутствия, как таковых.
Данный вид особой процессуальной деятельности в своих работах рассматривали ряд авторов: М. А. Лапина, Н. В. Макарейко, М. Б. Смоленский, С. А. Пискунов, И. А. Зайцев, Л. А. Гречина, О.А Егорова и др.
По мнению Л. А. Гречиной производство по делам об административных правонарушениях представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, осуществленная в административно-процессуальной форме.
М. А. Лапина дает следующее определение административному производству: это система норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. Следовательно, оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.
Проанализировав их понимание данного, несомненно, сложного процесса можно сделать вывод, что он является комплексной сущностью, включающее в себя как всю совокупность административно-процессуальных норм, так и деятельный компонент привлечения лиц либо организаций к административной ответственности.
Согласно КоАП РФ весь процесс административного производства состоит из следующих этапов:
1) возбуждение дела (28 глава);
2) рассмотрение дела (29 глава);
3) пересмотр постановлений и решений при подаче жалобы (30 глава);
4) исполнение постановлений (31–32 главы).
Возбуждать дела об административной ответственности имеют право лишь уполномоченные на это сотрудники (прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, таможенных и пограничных органов, Роспотребнадзора, федерального казначейства, члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Возвращаясь к административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность и общественный порядок, отметим, что они заключены в 20 главе КоАП РФ. И представляют собой обширный список противоправных деяний.
Перечень правомочных лиц, органов, судей рассматривать дела об административных правонарушениях в этой сфере определены 23 главой КоАП РФ.
Так, например, судьи рассматривают такие из них, выделенные ч. 3–5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.3.1, 20.5–20.7, ч. 2, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, ч. 3 статьи 20.20, статьей 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьями 20.25–20.35 КоАП РФ.
Также, если административное дело возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по ч. 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ. И ч.1 и 2 статьи 20.1, ч. 6.1 и 9 статьи 20.4, ч. 3, 4, 4.1 и 5 статьи 20.8, статьей 20.10, ч. 1 и 3 статьи 20.12, статьями 20.14, 20.17, ч. 2 статьи 20.20, статьей 20.21 подлежат рассмотрению судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Противоправные деяния несовершеннолетних, заключающиеся в распитии алкогольной продукции, либо потреблении наркотических веществ (ст.20.22 КоАП РФ), передаются для вынесения соответствующего решения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Можно отметить, что уполномоченные сотрудники полиции имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенные в общественных местах, определенные ч.1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, ч. 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, ч. 1 статьи 20.23, статьей 20.24 КоАП РФ.
Согласно ст 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор также правомочны рассматривать дела, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ.
Выделим, что объем, сложность процессуальных действий влияет на вид производства по таким делам. Оно бывает трех видов:
— обычное, включающееся в себя всю полноту процедурно-процессуальных действий с обязательным составлением протокола;
— упрощенное, не требующее соблюдения формальных процедур (без составления протокола, если лицо, совершившее малозначительное противоправное действие, раскаивается, осознает вину и согласен с административным наказанием);
— особое, характеризующееся усложненным порядком привлечения к административной ответственности (например, в отношении несовершеннолетних).
Уполномоченное лицо, не усмотревшее в совершенном деянии самого состава правонарушения, должен вынести определение об отказе в возбуждении дела, мотивировав данное решение. Если же орган не правомочен возбуждать дело об административном правонарушении, то он в законом установленный срок передает его для возбуждения в уполномоченный для этого орган, либо должностному лицу.
Таким образом, подведомственность в административном праве играет немаловажную роль. Несомненно, что и передавая на рассмотрение материал об административном правонарушении в суд первой инстанции, т. е. впервые, следует учитывать не только территориальную подсудность, но и их юридическую юрисдикцию (т.е является ли это компетенцией мировых судей, либо судей районных судов). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право подать ходатайство о его рассмотрении по альтернативной подсудности (ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ), т. е. не по месту совершения, а по своему месту жительства. Специальная подсудность всегда применяется, когда дело касается несовершеннолетних лиц, заключающееся в рассмотрении дела по месту его регистрации.
Подводя небольшой итог вышесказанному, подчеркнем, что особенностями производства по делам о противоправных деяниях, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, являются целый ряд факторов, таких как, как их квалификация уполномоченными органами, временной, территориальной критерий, вид положенного наказания и др.
Естественно, проблема разграничения норм УК РФ и КоАП РФ волнует многих исследователей. Касаясь нашей темы можно сказать о схожести некоторых их статей, к примеру ст. 222 УК РФ и ст.20.8 КоАП РФ. Применительно практики здесь нужно отметить то, что критерий по которому применяется та или иная норма ответственности, является лишь личная оценка правоприменителя. И здесь как раз можно сказать о нормотворческой проблеме, требующей разрешения с привлечением сторон как законодателей, так и непосредственно тех, кто уполномочен применять ее, и итогом всеобщего решения которых может стать их четкое разграничение.
Касаясь судопроизводства можно обозначить, что перед тем, как принять определение о назначении разбирательства в судебном заседании дела об административном правонарушении, судья должен соблюсти ряд процедурно-процессуальных мер:
– провести проверку на факт правомочности составления протокола должностным лицом, указанного в данном административно-процессуальном документе (ст.28.3 КоАП РФ);
– убедиться в правильности и полноте составленного протокола;
– учесть нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти РФ;
– в случае преобразования деятельности органов исполнительной власти РФ удостовериться о сохранившейся полномочности их лиц на составление протокола.
Немаловажен здесь и факт запрета повторного привлечения к административной ответственности по одному и тому противоправному событию, совершенного лицом, либо органом (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ). Если такое все же было допущено, то оно может стать основанием для обжалования (Nоn bis in idеm).
В случае обнаружения каких-либо несоответствий установленному законодательству судья выносит решение о возвращении протокола со всеми приложениями лицу, органу, от которого поступил данный административный материал для устранения выявленных недостатков (28.8 КоАП РФ). Возвращается материал и из-за недостаточности имеющихся по делу доказательств.
В соответствии со ст. 29.2, 29.3 КоАП РФ из-за ряда причин в первые в практике предусмотрена процедура отвода субъекта юрисдикции таких как, например, близко-родственные связи, заинтересованность рассматривающего дело лица.
Следующие обстоятельства исключают вообще производству по делу: истек срок давности привлечения к ответственности, нет состава административного правонарушения, отмена закона, смерть лица, крайняя необходимость.
Перед судебным разбирательством лица, участвующие в деле (глава 25 КоАП РФ) должны быть надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания путем отправления законом установленные сроки повестки, либо СМС-оповещением (в последнем случае, если от этих лиц поступит соответствующее согласие).
Если же перечисленных выше оснований о невозможности производства на данный момент нет, то уполномоченным лицом, органом судом, выносится постановление, содержащее в себе принятое решение о назначение того или иного вида наказания (штрафа, предупреждения, ареста, выговора, обязательные общественные работы). Подметим, что, к примеру, арест может быть назначен только совершеннолетним лицам, совершившим противоправное деяние. Штраф, назначенный комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с несовершеннолетних взыскивается через родителей, либо законных представителей, если у лиц не достигших совершеннолетнего возраста нет самостоятельного заработка.
Все вынесенные постановления, определения могут быть обжалованы в вышестоящий орган путем подачи жалобы не только лицом, в отношении которого велось производство об административном правонарушении, но и соответственно уполномоченным лицом от которого поступил протокол (ст. 28.3, ч. 1.1 ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9, ч. 6 ст. 30.9 КоАП РФ) в в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.1 КоАП РФ).
Институт судебного обжалования призван осуществлять защиту от неправомерных действий и решений первой инстанции, обеспечить законность и обоснованность решений, принятых в ходе производства по делу. Если законом установленный срок на обжалование пропущен, то необходимо подать ходатайство о восстановлении процессуальных сроков.
Согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление, вынесенное судьей и другими несудебными органами обжалуются в районном суде, вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган. Отметим, что жалоба подается в суд, орган, должностному лицу первой инстанции. А они же в свою очередь в трехдневный срок передают ее в вышестоящий орган, но если только данная жалоба соответствует по норме и содержанию действующему законодательству.
Согласно ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ суд второй инстанции рассматривает ее единолично в двухмесячный срок со дня поступления со всеми материалами дела в суд, конечно здесь есть исключения.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, которое либо отменяет вынесенное раннее постановление и назначает новое, прекращает производство по делу, либо оставляет ее без удовлетворения, либо отправляет дело на новый пересмотр, либо вообще передает на рассмотрение по подведомственности. Вступает такое решение с момента его вынесения.
И наконец, скажем об исполнении постановлений. Согласно ст 31.1 КоАП РФ постановление вступает в законную силу после истечения срока на обжалование начинается процедура обращения для исполнения, которое возлагается на орган, судью, должностное лицо, которое вынесло постановление.
Исполнение подразумевает под собой организационные действия для реализации предписаний, содержащихся в постановлении, уполномоченными на то органами и должностными лицами (ст 31.4. КоАП РФ).
В соответствии со ст 31.5 КоАП РФ предусмотрена в ряде обстоятельств отсрочка исполнения, к примеру из-за тяжелого материального положения совершившего противоправное деяния лица, невозможности немедленного исполнения. Естественно, все случаи рассматриваются в индивидуальном порядке.
Если исполнение постановления произведено полностью приводившим его в исполнение органом, то в адрес суда, должностного лица, уполномоченного органа направляется соответствующее постановление с отметкой об исполнении (ч. 1 ст. 31.10 КоАП РФ), действие которого не позволит применить меру ответственности за уклонение от исполнения административного наказания по ст. 20.25 КоАП РФ.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что процесс производства по делам об административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности, является трудоёмким, сложным и многоэтапным, требующим к себе повышенного внимания со всех сторон. Несомненно здесь есть много особенностей, например, как, территориальная подсудность, возможность одновременного содержания состава признаков как административного правонарушения, так и преступления, которые следует разграничать. Так же необходимо учитывать возраст лица совершившего противоправное деяние (в отношении несовершеннолетних существует специальная процедура рассмотрения). Принимать во внимание подведомственность таких дел. Очевидно, что в производстве есть множество нюансов и тонкостей, каждые из которых нужно брать в расчет.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 (ред. от 18.02.2020)
- Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ
- Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях//Панкова О. В., под ред.: Егорова О. А.; -М, 2014
- Науч.ст: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: виды, особенности и нормативно-правовые аспекты //Пискунов С.А, — 2014
- «Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая» (том 1), под общ. ред. Л. В. Чистяковой// «ГроссМедиа», «РОСБУХ», — 2019
- Административное судопроизводство: Практикум: Учебное пособие/ Под ред. В. В. Яркова, К. А. Малюшина. — М.: Статут, 2016.
- Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2016
- Административное право в схемах: Учеб. пособие для вузов / В. В. Власенков, Б. В. Российский, Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. А. М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА– Закон и право, 2018.