Статья содержит описание дизайн-проекта по созданию плаката в смешанной технике с использованием печатной графики — монотипии и компьютерной графики, созданной в Adobe Photoshop. Автор материала подробно описывает этапы работы над проектом и результаты деятельности .
Ключевые слова: дизайн, плакат, монотипия, проект, экология.
Изучая графический дизайн, отдельное внимание уделяется плакату. Плакат (от франц. placard — объявление, афиша) — разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Лист плаката содержит броское изображение и броский заголовок или призыв. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведённое в чёткую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определённый уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации [1]. Плакат появился во второй середине XIX столетия и активно применяется среди дизайнеров в наше время. Чтобы ученики смогли ближе познакомится с этим жанром, нами был разработан проект по разработке индивидуальных плакатов на тему «Экология» в смешанной технике.
Смешанная техника — методика как таковая и термин в различных тезаурусах, обычно подразумевающие использование нескольких технологий или способов при создании артефактов; изначально и прежде всего — в изобразительном искусстве, — графических, скульптурных и живописных произведений, в реставрационных работах — при воссоздании, восстановлении тех или иных объектов; в настоящее время также именуется — применение разнородных приёмов в кинематографической, мультимедийной практике (сам этот, последний, термин уже содержит — рассматриваемый: лат. multi — много и лат. media — посредство, способ, техника) [2].
Цель проекта — создание плаката на тему экологии с использованием двух техник: монотипия и компьютерная графика, для ускорения процесса работы и расширения подходов и техник у учащихся.
Задачи:
– изучить особенности дизайна плакатов;
– проанализировать аналоги;
– разработать эскизы плакатов;
– провести практическую работу по созданию фона в технике монотипии и отобрать лучшие варианты;
– собрать итоговую работу в программе Adobe Photoshop.
В проекте приняло участие 15 учеников 3 класса, которые обучаются на дополнительной предпрофессиональной программе «Дизайн». К третьему классу ученики умеют уверенно работать в программе Adobe Photoshop, а такая работа расширит их творческие способности и улучшить владение материалом. Adobe Photoshop ([əˈdəʊbɪ ˈfəʊtəʃɒp], Эдо́уби Фотошо́п, рус. интернет-сленг Адо́б Фотошо́п) — многофункциональный графический редактор, разрабатываемый и распространяемый компанией Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известной программой разработчика.
Почему же смешанная техника? Проблема группы заключалась в очень долгой работе над одной картинкой в компьютерной графике. Для ее решения было предложено создавать фон от руки в технике монотипия и доработать его в программе. Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607–1665) [3]. Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.
Этапная работа в разных техниках стала новизной для учеников, так же необходимо было научится проектировать не с белого листа, а имея заготовку (фон) и подстраивать композиции под заданные рамки. В дальнейшем данный навык поможет работать с брифом заказчика, и ученики смогут подходить к проектированию с разных сторон.
Этапы работы над проектом.
- Знакомство с жанром плакат. Для учеников проведена лекция, где они познакомились с основными особенностями жанра и персоналиями, которые занимались плакатной графикой.
- Выбор экологической проблемы и поисковые эскизы. Тема экологии популярна и знакома ученикам. Они сами выбирали проблему, которая их интересует или волнует. Утвердив тему, были созданы первые эскизы.
- Создание монотипий. На этом этапе при помощи гуаши и специального стекла были созданы разнообразные монотипии. Ученики держали в голове свою тему и подбирали цветовую гамму осознано, остальной результат был непредсказуем. У каждого получилось 10 разных фонов, с которыми предстояло работать дальше.
- Отбор материала и создание итоговых эскизов. Основываясь на получившихся оттесках, ученики анализировали какие монотипии они смогут использовать в своей итоговой работе. Кто-то придерживался первоначальных эскизов, кто-то вдохновлялся полученными оттисками придумал новую композицию.
- Работа в Adobe Photoshop и отрисовка готового плаката. Отобрав материал, ученики работали на компьютере дополняя заготовки — монотипии графикой при помощи кистей или использовали коллажную технику, дополняя рисунок готовыми изображениями. Так же добавлялся слоган при помощи инструмента шрифт или кисти.
В результате ученики по-новому посмотрели на возможности работы в графических редакторах, узнали, как можно дополнять изображение, созданное на бумаге. Время на создание произведений уменьшилось в два раза. Появился интерес к поиску нестандартных приемов и решений. Научились работать поэтапно, начиная со сбора аналогов и заканчивая представлением итогового продукта. Каждый ученик создал свой авторский плакат на волнующую его тему (см. рисунок1).
Рис 1. Плакат (исполнитель Добронравова Виталия)
Подобную работу можно проводить не только на примере плаката, но и на других носителях полиграфии, а также для создания авторских иллюстраций. Также работу в смешанных техниках можно практиковать с учениками младших классов.
Литература:
- Коллекция плакатов Музея дизайна в Цюрихе// Журнал «Как». 2001, № 2 (16).
- Смешанная техника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смешанная_техника (15.06.2020).
- Reed Sue Welsh. Giovanni Benedetto Castiglione's «God Creating Adam”: The First Masterpiece in the Monotype Medium // Art Institute of Chicago Museum Studies. — 1991. — Vol. 17, no. 1. — P. 66.