Особенности реализации требований ФГОС 3++ при обучении дисциплине «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» по специальности 40.05.03 — судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Пересадин, Н. М. Особенности реализации требований ФГОС 3++ при обучении дисциплине «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» по специальности 40.05.03 — судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы) / Н. М. Пересадин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 410-413. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71859/ (дата обращения: 18.12.2024).



Автором статьи проведен анализ новой редакции федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (ФГОС 3++) в сравнении с предшествующей версией (ФГОС 3+). Научная новизна данной статьи заключается в выявлении особенностей реализации новых требований на примере учебной дисциплины «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований», которая включена в основную профессиональную образовательную программу высшего образования по специальности «Судебная экспертиза» (специализация — инженерно-технические экспертизы), реализуемую Санкт-Петербургским университетом Государственной противопожарной службы МЧС России. Внимание автора акцентировано на формировании перечня профессиональных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе освоения дисциплины «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований», в соответствии с положениями нового ФГОС ВО (3++), а также на необходимости создания профессионального стандарта, соответствующего специальности «Судебная экспертиза» (специализация — инженерно-технические экспертизы).

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, примерная основные образовательные программы, ПООП, основная профессиональная образовательная программа, ОПОП, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт.

Критерии подготовки специалистов претерпевают перманентные изменения, что обусловлено социально-экономическими процессами, трансформирующими современные потребности в тех или иных специалистах и требования к уровню их профессиональной компетентности.

Современные критерии находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].

Система ФГОС со времени создания (1994 г.) находится в процессе постоянной модернизации. Так, в 2000 г. были введены стандарты второго поколения (ГОС ВПО-2). В 2011 г. были разработаны и введены ФГОС третьего поколения, а в 2012 г., после принятия Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», была утверждена новая редакция — ФГОС 3+. С декабря 2017 года образовательный процесс высших образовательных заведений осуществляется согласно требованиям ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++) [2].

Как отмечают исследователи, основной задачей модернизации ФГОС является достижение гибкости, т. к. российская система стандартизации образования значительно проигрывает по данному критерию, что исключает возможности быстрого реагирования на социально-экономические изменения и запросы современного общества.

Согласно содержанию федерального закона № 122-ФЗ от 02.05.2015 «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принципиальное отличие ФГОС 3++ от предыдущих стандартов состоит в том, что «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)» [7].

При сравнительно-сопоставительном анализе ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (бакалавриат) были выявлены как формальные, так и содержательные отличия указанных редакций.

Так, ФГОС 3+ состоит из 7 разделов, а ФГОС 3++ — из 4 разделов и приложения. Содержащиеся в основной части ФГОС 3+ многие важные требования во ФГОСе 3++ были перенесены в примерные основные образовательные программы (ПООП).

К важнейшим содержательным отличиям следует отнести наделение образовательных организаций большей самостоятельностью при формировании основных профессиональных образовательных программ, нежели было установлено предшествующей редакцией ФГОС.

Так, в соответствии с п. 1.4. « Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется программой бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно . При разработке программы бакалавриата Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе — компетенции)» [9].

Требования к соотношению обязательной (базовой) части и вариативной части программы бакалавриата устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом рекомендаций ПООП, при этом, согласно пункту 2.9 «Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 45 процентов общего объема программы бакалавриата». Кроме того, во ФГОС 3++ указывается только минимальный объем каждой части.

Важно отметить, что ФГОСом 3++ установлены только универсальные компетенции (УК), т. е. единые (по уровням образования) для всех девяти областей образования, и общепрофессиональные компетенции (ОПК), т. е. единые (по уровням образования) для укрупнений группы специальностей и направлений (УГСН), а профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно в результате анализа профессиональных стандартов с учетом ПООП, которая в данной части получает статус нормативной.

Более того, в соответствии с пунктом 3.5. «Для установления профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов , соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов, размещённого в программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов)» [9].

За изменениями, отраженными в новой редакции ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (бакалавриат), следует переработка как основных профессиональных образовательных программ высшего образования, в частности по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» (специализация инженерно-технические экспертизы), реализуемой Санкт-Петербургским университетом Государственной противопожарной службы МЧС России, а следовательно, рабочих программ дисциплин, изучение которых предусмотрено при получении высшего образования по указанной специальности.

Наиболее существенные изменения, полагаем, в первую очередь должны коснуться перечня и содержания компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплин, составляющих определенную ОПОП. При этом особого внимания требует содержание профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, осваивающих программу бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Отметим, что количество общекультурных компетенций (ОК), указанных в актуальной редакции ФГОС под наименованием «универсальные компетенции» (УК), уменьшено с двенадцати до восьми. Количество общепрофессиональных компетенций (ОПК) увеличено с двух до трех.

В качестве примера проанализируем рабочую программу дисциплины «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований», преподавание которой осуществляется кафедрой криминалистики и инженерно-технических экспертиз Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по специальности 40.05.03 — Судебная экспертиза (специализация инженерно-технические экспертизы).

В анализируемой рабочей программе в перечне компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований», указаны только профессиональные компетенции:

ПК-15 — способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;

ПК-20 — способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;

ПК-22 — способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

ПК-23 — способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

При редактировании содержания профессиональных компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в результате освоения дисциплины «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» для выполнения задач в профессиональной экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности, а также научно-исследовательской деятельности, в соответствии с пунктом 1.11 и п. 3.7 ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», следует обратиться к профессиональным стандартам, соответствующим профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» по специальности 40.05.03 — Судебная экспертиза (специализация инженерно-технические экспертизы).

Как следует из содержания Перечня профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации), профессиональный стандарт, соответствующий специальности 40.05.03 — Судебная экспертиза (специализация инженерно-технические экспертизы), отсутствует. Указанный стандарт также отсутствует в реестре профессиональных стандартов, размещенном в программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru) [3].

Следовательно, при отсутствии соответствующих профессиональных стандартов организация, в частности Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, в соответствии с п. 3.5. ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник при освоении специальности 40.05.03 — Судебная экспертиза (специализация инженерно-технические экспертизы) в целом и при изучении отдельных составляющих указанную специальность дисциплин, определяет самостоятельно.

Таким образом, в настоящее время в качестве формируемых при изучении дисциплины «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» компетенций целесообразно применять ранее определенный (в рамках ФГОС 3+) перечень профессиональных компетенций, дополнив общепрофессиональной компетенцией — ОПК-1, имеющей следующее содержание: «Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека» [9].

Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить что, в соответствии с новыми принципами формирования профессиональных компетенций, определенных ФГОС 3++, перед профессиональным сообществом стоит задача создания профессионального стандарта, соответствующего специальности 40.05.03 — Судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы), который позволит своевременно реагировать на запросы, предъявляемые работодателями к уровню компетентности выпускников, а следовательно, определять соответствующий перечень компетенций как результатов освоения дисциплин, составляющих профессиональную образовательную программу, реализуемую вузом по специальности 40.05.03 — Судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы).

Литература:

  1. Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электрон. ресурс]. URL: минобрнауки.рф (дата обращения 10.05.2020).
  2. Официальный сайт Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы [Электрон. ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения 15.05.2020). Профессиональные стандарты: программно-аппаратный комплекс [Электрон. ресурс]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения 12.06.2020).
  3. Профессиональные стандарты: программно-аппаратный комплекс Электрон. ресурс]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения 09.06.2020).
  4. Рощин С. Ю. Актуализация ФГОС ВО и разработка примерных образовательных программ по области образования «Науки об обществе» [Электрон. ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/20.09.2016/Roshin.pdf (дата обращения 15.05.2020).
  5. Соболев А. Б. Актуализация содержания высшего образования на основе профессиональных стандартов: результаты и задачи на ближайшую перспективу 15 ноября 2017 г. [Электрон. ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/15.11.2017/sobol0.pdf (дата обращения 10.05.2020).
  6. Соболев А. Б. О модернизации образовательных стандартов [Электрон.ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/20.09.2016/Sobolev20.09.2016.pdf (дата обращения 12.05.2020).
  7. Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс российской федерации и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электрон. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/ (дата обращения 10.05.2020).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208497/ (дата обращения 10.05.2020).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/3472 (дата обращения 10.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): направление подготовки, Российская Федерация, Судебная экспертиза, высшее образование, компетенция, профессиональная деятельность выпускников, стандарт, МЧС России, профессиональный стандарт, Санкт-Петербургский университет.


Похожие статьи

Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера

В статье, основываясь на изучении требования федерального государственного образовательного стандарта к общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям выпускников по направлению подготовки (специальности) 030901 «правовое обеспечение нац...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Методическая разработка урока информатики по теме «Неформальный подход к формальным исполнителям»: образовательный модуль, направленный на отработку задания 6 КЕГЭ 2023 года

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, определенным Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта средн...

Проектно-исследовательская деятельность воспитанников филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) в рамках реализации ФГОС 2.0

Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования. Проектно-и...

Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Проведение экспертизы промежуточных результатов исполнения обязательств по государственным контрактам в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Динамика трансформационных процессов в национальной системе образования зависит от уровня финансирования и государственной поддержки данной сферы. Достижение целевых показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие обра...

Похожие статьи

Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера

В статье, основываясь на изучении требования федерального государственного образовательного стандарта к общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям выпускников по направлению подготовки (специальности) 030901 «правовое обеспечение нац...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Методическая разработка урока информатики по теме «Неформальный подход к формальным исполнителям»: образовательный модуль, направленный на отработку задания 6 КЕГЭ 2023 года

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, определенным Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта средн...

Проектно-исследовательская деятельность воспитанников филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) в рамках реализации ФГОС 2.0

Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования. Проектно-и...

Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Проведение экспертизы промежуточных результатов исполнения обязательств по государственным контрактам в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Динамика трансформационных процессов в национальной системе образования зависит от уровня финансирования и государственной поддержки данной сферы. Достижение целевых показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие обра...

Задать вопрос