Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.06.2020

Статья просмотрена: 1509 раз

Библиографическое описание:

Самойленко, Д. С. Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи / Д. С. Самойленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71862/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Белгороде.

Ключевые слова: молодежь, эстетика, культура, эстетическое воспитание, методы эстетического воспитания молодежи.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности. Оно затрагивает все сферы жизнедеятельности молодого человека. Молодые люди постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

В процессе эстетического воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутренние установки благодаря усвоению структур внешней социальной действительности. Воспитание через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в трудовой деятельности, в быту и в поведении.

Эстетика — это наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства [3].

Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития [2].

Для изучения и анализа проблем эстетического воспитания молодежи необходимо иметь представление о эстетическом воспитании молодежи. Эстетическое воспитание молодежи — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность, с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности [1].

Главная цель эстетического воспитания молодежи заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру. Эстетическая культура — это способность и умение прочувствовать свою связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений [4, с. 32].

Для анализа проблем эстетического воспитания молодежи нами было проведено социологическое исследование среди молодежи города Белгорода, которое позволило определить, как молодые люди относятся к искусству, как часто они участвуют в культурных мероприятиях и посещают учреждения культуры в целом, а также как оценивают методы эстетического воспитания молодежи. Участниками анкетного опроса выступала молодежь города Белгорода в возрасте от 14 до 30 лет (N=390). Анкета состояла из 21 вопроса.

Для начала мы решили узнать, как часто молодые люди посещают учреждения культуры. Мы выделили 6 основных учреждений (выставочные залы и музеи, досуговые центры, театры, кинотеатры, концертные учреждения, библиотеки) и определили частоту посещения молодежью каждого из них. Самым популярным местом для молодежи являются кинотеатры, которые более 75 % посещают ежемесячно или хотя бы раз в полгода. На втором месте находятся досуговые центры, 50 % опрошенных посещают их с той же частотой. И на третьей позиции концертные организации, которые привлекают 45 % респондентов. Это позволяет нам сделать вывод о том, что молодые люди посещают учреждения культуры и довольно часто, значит они так или иначе вовлечены в процесс эстетического воспитания. Стоит отметить, что самым непопулярным местом среди молодежи являются театры, так как 25 % опрошенных вообще не посещают их, 23 % делают это очень редко. Также не особой популярностью у молодежи пользуются выставочные залы, музеи и библиотеки. Далее нами были определены учреждения, которые молодежь хочет посещать чаще. Что примечательно, к ним относятся не те только объекты культурной инфраструктуры, пользующиеся популярностью у молодых людей (кинотеатры и концертные организации), но те, которые посещаются меньше всего (театры, выставочные залы и музеи). К сожалению, того же нельзя сказать о библиотеках, их большинство молодежи посещает реже всего и посещать чаще не хочет (46 %).

Для дальнейшего исследования нам необходимо понимать, что выберет молодежь, если у нее будет свободное время. И судя по результатам опроса большинство (44 %) предпочтут культурный досуг развлекательному, следовательно, эстетика молодежи, так или иначе, интересна, следовательно, проект, связанный с эстетическим воспитанием, может быть востребован в молодежной среде.

Наиболее предпочтительны в молодежной среде такие медиапродукты как фильмы (76 %) и концерты (55 %). Телеспектакли и репортажи о выставках смотрит четверть опрошенных. В целом, исходя из результатов исследования, можно говорить о том, что молодежь любит смотреть культурные программы и интересуется контентом эстетического содержания.

В танцевальных объединениях состоят 25 % опрошенных, в музыкальных 18 %, в художественных 14 % и в театральных 11 %. Хотя такие структуры призваны формировать и развивать творческие способности, удовлетворять потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Опрос показал, что 45 % не знают о мероприятиях эстетической направленности, которые проводятся в городе Белгороде, 36 % опрошенных информированы частично и только 19 % в полной мере, что свидетельствует об определенных проблемах информационного и SMM сопровождения.

Молодежь узнает о мероприятиях в основном через социальные сети (64 %), интернет (56 %) и афиши (52 %), следовательно, необходимо делать упор на данные каналы распространения информирования, но также более активно использовать ресурсы учебных заведений (направлять информационные письма, посещать и информировать молодых людей лично, рассказывая о предстоящих мероприятиях).

Большинство молодых людей редко посещают мероприятия, связанные с эстетикой, (46 %) или же совсем не принимают в них участие (29 %). Необходимо понимать по каким причинам молодежь участвует в эстетических мероприятиях редко, либо не участвует вовсе. 53 % опрошенных отмечали нехватку времени, 18 % неосведомленность об их проведении, 15 % неинтересный формат. Из этого следует, что необходимо больше информировать молодежь о мероприятиях эстетической направленности, а также подстраивать формат данных мероприятий под запросы молодежной аудитории.

Большинство опрошенных, считает, что им нужны занятия по эстетическому воспитанию (47 %). Это говорит нам о том, что все-таки для молодежи эстетическое воспитание играет немаловажную роль, а также, что им нужно оказывать поддержку и целенаправленно создавать условия для развития эстетического восприятия, оценки и творческого воображения. 25 % считают, что им не нужны занятия по эстетическому воспитанию, 28 % затруднились ответить. Так как 25 % ответили, что им не нужны занятия по эстетическому воспитанию, важно было понять, с чем это связано. 64 % молодежи считают, что они при необходимости смогут сами повысить уровень эстетической культуры, 21 % находит неинтересной эстетику и искусство, 11 % уверены, что у них уже высокий уровень эстетической культуры. Главной причиной, по которой молодежи нужны занятия по эстетическому воспитанию является желание повысить свой уровень эстетической культуры (42 %), приобрести новые эстетические знания, умения, навыки, развить творческие способности, получить или расширить имеющийся созидательный опыт. 29 % опрошенных в целом интересна сфера искусства и каждый четвертый хочет творчески самореализовываться и самовыражаться.

Наибольший интерес у молодежи вызывают такие методы эстетического воспитания как: прослушивание музыки (50 %), посещение музеев, картинных галерей, выставок (45 %), а также загородные прогулки и занятия спортом — 42 %, чтение художественной литературы — 36 %, интерактивные методы (29 %) и беседы, дискуссии (28 %). Таким образом, при разработке проекта эстетического воспитания, необходимо использовать комплекс вышеперечисленных методов. Наименьший интерес вызывают образовательные форматы, в частности, семинары (38 %).

В следующем вопросе респондентам необходимо было определить степень эффективности различных методов эстетического воспитания. Полученные результаты показывают, что наиболее эффективными молодые люди считают чтение художественной литературы (35 %), интерактивные методы (34 %), посещение музеев, картинных галерей, выставок (32 %), а самыми неэффективными те форматы, которые не вызывают их интерес, то есть образовательные.

Далее мы предлагали респондентам парные суждения и просили выбрать то, которое им наиболее близко. Мнения опрошенных разделились почти пополам. 49 % считают, что современная молодежь интересуется искусством и культурой, воспринимает ее как поле для самореализации и самовыражения, а также ищет в культуре развлекательную и релаксирующую сторону и 51 % считает, что молодежь не интересует искусство, свободное время она проводит не в учреждениях культуры.

Таким образом, проанализировав результаты исследования эстетического воспитания современной молодежи и изучив мнение молодежи, можно сделать ряд выводов:

  1. Молодые люди не посещаю вообще или посещают редко театры, выставочные залы, музеи. Это является проблемой, ведь данные учреждения играют огромную роль во всестороннем развитии личности, особенно в эстетическом плане, поэтому необходимо усовершенствовать способы привлечения молодежи в данные учреждения.
  2. Уровень информированности о мероприятиях эстетической направленности в молодежной среде очень низкий, а сам формат работы не всегда учитывает интересы, склонности и запросы, что создает препятствия для развития творческого потенциала и художественно-познавательной активности молодых людей.

Литература:

  1. Андреева, Л. В. Эстетическое воспитание молодежи // Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК. — 2017. — URL https://posidpo.ru/andreeva-l-v-esteticheskoe-vospitanie/ (дата обращения: 8.05.2020).
  2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/ — Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 2.05.2020).
  3. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ — Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 3.05.2020).
  4. Эстетическая культура: сб. ст. / под ред. И. А. Коникова. — М.: ИФРАН, 1996. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, эстетическое воспитание молодежи, молодежь, эстетическая культура, учреждение культуры, анализ проблем, мероприятие, молодая, молодежная среда, эстетическая направленность.


Ключевые слова

культура, эстетическое воспитание, эстетика, молодежь, методы эстетического воспитания молодежи

Похожие статьи

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Эстетическое воспитание детей

В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстет...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Художественная литература как фактор развития современной молодежи

В данной статье авторы обращаются к вопросу о роли художественной литературы в обществе, о её воздействии на развитие современной молодежи. Даётся характеристика художественной литературе, осмысливаются специфические особенности современной молодежи,...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста

В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.

Похожие статьи

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Эстетическое воспитание детей

В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстет...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Художественная литература как фактор развития современной молодежи

В данной статье авторы обращаются к вопросу о роли художественной литературы в обществе, о её воздействии на развитие современной молодежи. Даётся характеристика художественной литературе, осмысливаются специфические особенности современной молодежи,...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста

В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.

Задать вопрос