В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Белгороде.
Ключевые слова: молодежь, эстетика, культура, эстетическое воспитание, методы эстетического воспитания молодежи.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности. Оно затрагивает все сферы жизнедеятельности молодого человека. Молодые люди постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.
В процессе эстетического воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутренние установки благодаря усвоению структур внешней социальной действительности. Воспитание через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в трудовой деятельности, в быту и в поведении.
Эстетика — это наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства [3].
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития [2].
Для изучения и анализа проблем эстетического воспитания молодежи необходимо иметь представление о эстетическом воспитании молодежи. Эстетическое воспитание молодежи — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность, с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности [1].
Главная цель эстетического воспитания молодежи заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру. Эстетическая культура — это способность и умение прочувствовать свою связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений [4, с. 32].
Для анализа проблем эстетического воспитания молодежи нами было проведено социологическое исследование среди молодежи города Белгорода, которое позволило определить, как молодые люди относятся к искусству, как часто они участвуют в культурных мероприятиях и посещают учреждения культуры в целом, а также как оценивают методы эстетического воспитания молодежи. Участниками анкетного опроса выступала молодежь города Белгорода в возрасте от 14 до 30 лет (N=390). Анкета состояла из 21 вопроса.
Для начала мы решили узнать, как часто молодые люди посещают учреждения культуры. Мы выделили 6 основных учреждений (выставочные залы и музеи, досуговые центры, театры, кинотеатры, концертные учреждения, библиотеки) и определили частоту посещения молодежью каждого из них. Самым популярным местом для молодежи являются кинотеатры, которые более 75 % посещают ежемесячно или хотя бы раз в полгода. На втором месте находятся досуговые центры, 50 % опрошенных посещают их с той же частотой. И на третьей позиции концертные организации, которые привлекают 45 % респондентов. Это позволяет нам сделать вывод о том, что молодые люди посещают учреждения культуры и довольно часто, значит они так или иначе вовлечены в процесс эстетического воспитания. Стоит отметить, что самым непопулярным местом среди молодежи являются театры, так как 25 % опрошенных вообще не посещают их, 23 % делают это очень редко. Также не особой популярностью у молодежи пользуются выставочные залы, музеи и библиотеки. Далее нами были определены учреждения, которые молодежь хочет посещать чаще. Что примечательно, к ним относятся не те только объекты культурной инфраструктуры, пользующиеся популярностью у молодых людей (кинотеатры и концертные организации), но те, которые посещаются меньше всего (театры, выставочные залы и музеи). К сожалению, того же нельзя сказать о библиотеках, их большинство молодежи посещает реже всего и посещать чаще не хочет (46 %).
Для дальнейшего исследования нам необходимо понимать, что выберет молодежь, если у нее будет свободное время. И судя по результатам опроса большинство (44 %) предпочтут культурный досуг развлекательному, следовательно, эстетика молодежи, так или иначе, интересна, следовательно, проект, связанный с эстетическим воспитанием, может быть востребован в молодежной среде.
Наиболее предпочтительны в молодежной среде такие медиапродукты как фильмы (76 %) и концерты (55 %). Телеспектакли и репортажи о выставках смотрит четверть опрошенных. В целом, исходя из результатов исследования, можно говорить о том, что молодежь любит смотреть культурные программы и интересуется контентом эстетического содержания.
В танцевальных объединениях состоят 25 % опрошенных, в музыкальных 18 %, в художественных 14 % и в театральных 11 %. Хотя такие структуры призваны формировать и развивать творческие способности, удовлетворять потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
Опрос показал, что 45 % не знают о мероприятиях эстетической направленности, которые проводятся в городе Белгороде, 36 % опрошенных информированы частично и только 19 % в полной мере, что свидетельствует об определенных проблемах информационного и SMM сопровождения.
Молодежь узнает о мероприятиях в основном через социальные сети (64 %), интернет (56 %) и афиши (52 %), следовательно, необходимо делать упор на данные каналы распространения информирования, но также более активно использовать ресурсы учебных заведений (направлять информационные письма, посещать и информировать молодых людей лично, рассказывая о предстоящих мероприятиях).
Большинство молодых людей редко посещают мероприятия, связанные с эстетикой, (46 %) или же совсем не принимают в них участие (29 %). Необходимо понимать по каким причинам молодежь участвует в эстетических мероприятиях редко, либо не участвует вовсе. 53 % опрошенных отмечали нехватку времени, 18 % неосведомленность об их проведении, 15 % неинтересный формат. Из этого следует, что необходимо больше информировать молодежь о мероприятиях эстетической направленности, а также подстраивать формат данных мероприятий под запросы молодежной аудитории.
Большинство опрошенных, считает, что им нужны занятия по эстетическому воспитанию (47 %). Это говорит нам о том, что все-таки для молодежи эстетическое воспитание играет немаловажную роль, а также, что им нужно оказывать поддержку и целенаправленно создавать условия для развития эстетического восприятия, оценки и творческого воображения. 25 % считают, что им не нужны занятия по эстетическому воспитанию, 28 % затруднились ответить. Так как 25 % ответили, что им не нужны занятия по эстетическому воспитанию, важно было понять, с чем это связано. 64 % молодежи считают, что они при необходимости смогут сами повысить уровень эстетической культуры, 21 % находит неинтересной эстетику и искусство, 11 % уверены, что у них уже высокий уровень эстетической культуры. Главной причиной, по которой молодежи нужны занятия по эстетическому воспитанию является желание повысить свой уровень эстетической культуры (42 %), приобрести новые эстетические знания, умения, навыки, развить творческие способности, получить или расширить имеющийся созидательный опыт. 29 % опрошенных в целом интересна сфера искусства и каждый четвертый хочет творчески самореализовываться и самовыражаться.
Наибольший интерес у молодежи вызывают такие методы эстетического воспитания как: прослушивание музыки (50 %), посещение музеев, картинных галерей, выставок (45 %), а также загородные прогулки и занятия спортом — 42 %, чтение художественной литературы — 36 %, интерактивные методы (29 %) и беседы, дискуссии (28 %). Таким образом, при разработке проекта эстетического воспитания, необходимо использовать комплекс вышеперечисленных методов. Наименьший интерес вызывают образовательные форматы, в частности, семинары (38 %).
В следующем вопросе респондентам необходимо было определить степень эффективности различных методов эстетического воспитания. Полученные результаты показывают, что наиболее эффективными молодые люди считают чтение художественной литературы (35 %), интерактивные методы (34 %), посещение музеев, картинных галерей, выставок (32 %), а самыми неэффективными те форматы, которые не вызывают их интерес, то есть образовательные.
Далее мы предлагали респондентам парные суждения и просили выбрать то, которое им наиболее близко. Мнения опрошенных разделились почти пополам. 49 % считают, что современная молодежь интересуется искусством и культурой, воспринимает ее как поле для самореализации и самовыражения, а также ищет в культуре развлекательную и релаксирующую сторону и 51 % считает, что молодежь не интересует искусство, свободное время она проводит не в учреждениях культуры.
Таким образом, проанализировав результаты исследования эстетического воспитания современной молодежи и изучив мнение молодежи, можно сделать ряд выводов:
- Молодые люди не посещаю вообще или посещают редко театры, выставочные залы, музеи. Это является проблемой, ведь данные учреждения играют огромную роль во всестороннем развитии личности, особенно в эстетическом плане, поэтому необходимо усовершенствовать способы привлечения молодежи в данные учреждения.
- Уровень информированности о мероприятиях эстетической направленности в молодежной среде очень низкий, а сам формат работы не всегда учитывает интересы, склонности и запросы, что создает препятствия для развития творческого потенциала и художественно-познавательной активности молодых людей.
Литература:
- Андреева, Л. В. Эстетическое воспитание молодежи // Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК. — 2017. — URL https://posidpo.ru/andreeva-l-v-esteticheskoe-vospitanie/ (дата обращения: 8.05.2020).
- Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/ — Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 2.05.2020).
- Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ — Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 3.05.2020).
- Эстетическая культура: сб. ст. / под ред. И. А. Коникова. — М.: ИФРАН, 1996. — 200 с.